Цены на рынке грузовой автотехники
Осенью на рынке грузовых автомобилей движение было малозаметным. Рыночные цены на грузовики в октябре оставались достаточно стабильными. Объем продаж отечественных грузовых автомобилей несколько вырос и превысил, оценочно, 19 тысяч единиц. По оценке экспертов, основным фактором, сдерживающим дальнейший рост производства грузовой автотехники и ее сбыт, является низкий внутренний спрос.
Согласно данным, периодически публикуемым Центром экономики переходного периода, более половины опрошенных руководителей промышленных предприятий отмечают снижение платежеспособного спроса. Помимо неблагоприятных спросовых показателей, нехватка оборотных средств, а также конкурирующий импорт по-прежнему препятствуют увеличению выпуска продукции. Загрузка производственных мощностей в целом по промышленности стабилизировалась на уровне 65%, в машиностроении – около 60%. Рентабельность крупных предприятий отечественного автопрома по итогам девяти месяцев текущего года составляет 8...10%, в то время как планами большинства автозаводов она предусматривалась выше 15%. Более 70% опрошенных руководителей предприятий не ожидают роста реальной прибыли до конца года. На каждом пятом предприятии возможно ее снижение.
Динамика цен на рынке грузовой автотехники в октябре была сдержанной (см. таблицу). По большинству марок (моделей) отечественных коммерческих автомобилей прирост рыночных цен не превышал 1,5%. При этом быстрее дорожали самосвалы. После двухмесячного отставания (в августе–сентябре цены на самосвалы оставались фактически постоянными) рост рыночных цен на спецтехнику Камского автозавода составил 1...1,5%, АЗ «Урал» – 0,5...1,0%, Минского автозавода – 1...1,5%. Медленнее дорожали седельные тягачи и бортовые автомобили. Прирост цен по ним не превышал 1,0%. Если рост рыночных цен на грузовые автомобили был замедленным, то цены на автобусы росли заметно быстрее. Их прирост в октябре составил 1...3%.
Чтобы ускорить сбыт своей продукции, отечественные автосборочные предприятия используют новые (для России) схемы продаж. В частности, вслед за АМО ЗИЛ система «трэйд-ин» внедряется ОАО «КАМАЗ». Программа обмена старого КамАЗа на новый (с доплатой) вступила в действие в августе текущего года. В ней участвуют пока восемь сервисных центров. Всего в стране на сегодняшний день сертифицировано 208 таких центров. Поэтому программа может стать обширной и емкой. Привлекательной для потребителей автотехники ОАО «КАМАЗ» является возможность использовать при обмене финансовый лизинг и оплату с рассрочкой платежа. При оформлении сделки в качестве первого взноса может приниматься остаточная стоимость старого автомобиля. Предполагается, что подержанная техника будет восстанавливаться задействованными программой сервисными центрами и поступать на вторичный рынок с фирменной гарантией. Это, по мнению специалистов, будет способствовать решению и другой важной для автомобильного рынка страны проблемы – упорядочению ремонта КамАЗов и устранению так называемых «серых» производителей, заполнивших рынок запасных частей некачественной продукцией.
Позитивные перемены в третьем квартале отмечены в производстве и сбыте автобусов. Отечественный рынок автобусов в значительной мере стабилизировался и по основным показателям восстановился до уровня предыдущего года. В частности, среднемесячный объем продаж автобусов отечественного производства в период июль–сентябрь достиг 7,5 единиц. Ввиду резких спадов в изготовлении и реализации автобусов (продажи в январе сократились до 3000 единиц, в мае – до 5000) итоги первого полугодия были скромными. По данным «АСМ-холдинг», произведено 34 911 единиц, т. е. на 4,2% меньше, чем в соответствующий период прошлого года, и продано 34 878 единиц (отставание на 3,6%). Общий выпуск отечественных автобусов к настоящему времени определяют (по количеству произведенных автомобилей) фактически три автозавода (см. диаграмму). Лидером в изготовлении микроавтобусов (семейства ГАЗ-3221 «Газель» и ГАЗ-2217 «Соболь») является Горьковский автозавод. Из-за снижения темпа производства (в первом полугодии выпущено 16 327 единиц, спад 12,7%) его доля в общем объеме продаж отечественных автобусов снизилась с 51,7% до 46,82%. Вторым крупным производителем автобусов особо малого класса является Ульяновский автомобильный завод (ОАО «УАЗ»). По итогам первого полугодия на специальные автобусы УАЗ-3962 и УАЗ-2206 приходится 25,86% рынка отечественных автобусов (выпущено 9064 единицы, рост 1,4%).
Ведущим предприятием по производству малых автобусов является Павловский автозавод (ОАО «Павловский автобус» входит в компанию «Русские автобусы»). В первом полугодии им изготовлено 6082 автобуса (рост 6,3%). Основу производственной программы предприятия (83,8% выпуска) составляют междугородные автобусы малого класса ПАЗ-32053. Доля автобусов «ПАЗ» выросла в общем объеме продаж с 15,2% до 17,39%. Существенно нарастил производство автобусов малого класса Курганский автозавод (ОАО «КАвЗ» тоже входит в компанию «Русские автобусы»). По итогам шести месяцев текущего года выпуск увеличился на 22,2% (произведено 1008 единиц против 826 в соответствующий период 2004 года). Доля автобусов КАвЗ-3976 и его модификаций в общих продажах выросла на 2,83%.
Значительный вклад в общий выпуск отечественных автобусов вносят производители автобусов большого класса – «Ликинский автобусный завод» (ООО «Ликинский автобус» входит в компанию «Русские автобусы») и Нефтекамский автозавод (ОАО «НЕФАЗ» входит в группу предприятий ОАО «КАМАЗ»). Ликинский автобусный завод в текущем году существенно нарастил темп производства. В первом полугодии предприятием изготовлено 1113 единиц (рост 23,3%). Более половины выпуска (620 единиц) пришлось на городские автобусы большого класса ЛиАЗ-5256.25 (двигатель Caterpillar). Доля ООО «Ликинский автобус» в общем объеме продаж выросла до 3,19%. Нефтекамский автозавод – динамично развивающийся производитель отечественных автобусов. За последние четыре года выпуск автобусов вырос почти в восемь раз (со 115 единиц в 2001 году до 871 – в 2004 году). На заводе освоено изготовление семи моделей и модификаций семейства НефАЗ-5299. Бизнес-планом текущего года намечено довести выпуск до 900 автобусов. На долю нефтекамских автомобилей приходится 1,65% рынка отечественных автобусов (до 25% сегмента автобусов большого класса).
Компания «Русские автобусы», в состав которой помимо названных автобусостроительных предприятий входит подмосковный ГолАЗ, настойчиво укрепляет свои позиции на внутреннем автобусном рынке. Доля компании в продажах автобусов отечественного производства выросла по итогам шести месяцев с 20,76% в 2004 году до 23,74% в 2005 году (отгружено 8276 единиц, рост 10,2%).
Для целого ряда предприятий, производящих автобусы, текущий год оказался не столь успешным. Снижение выпуска отмечено у Мичуринского авторемонтного завода (спад по итогам шести месяцев составил около 80%). Почти вдвое снизил производство автобусов столичный АМО ЗИЛ. Более чем на треть сократил изготовление вахтовых автобусов Автомобильный завод «Урал».
В связи с колебаниями темпов производства (как в сторону увеличения, так и снижения) у большинства отечественных предприятий заметно изменилась и структура общего выпуска автобусов по классам. Так, доля автобусов особо малого класса (до 6 м) сократилась с 76, 18% в 2004 году до 72,82% в текущем году. В то же время сегменты автобусов малого (от 6 до 8 м) и среднего (от 8 до 10 м) классов увеличились до 18,13% и 2,83% соответственно. Наращивание выпуска автобусов большого (10...12 м) и особо большого (более 12 м) классов рядом предприятий, в том числе ЗАО «Волжанин», ЗАО «Тушино-Авто», ООО «Скания-Питер», привели к увеличению доли этих сегментов (до 5,88% и 0,34% соответственно).
Ожидается, что в текущем году отечественными предприятиями может быть произведено до 75 тысяч автобусов. Прогноз специалистов «АСМ-холдинг», выполненный на основе среднесуточного выпуска (по итогам шести месяцев), дает 73,4 тысячи единиц автобусной техники, т. е. несколько ниже (на 3,7%) ее производства в 2004 году.