Цены на рынке грузовой автотехники
Традиционное весеннее повышение деловой активности в стране продолжает оказывать заметное влияние на рынок грузовых автомобилей. Темпы роста продаж в марте-апреле достигли максимальных за последние три года значений. Рост продаж сопровождался и увеличением рыночных цен на грузовую автотехнику. Наблюдаемому оживлению способствуют положительные тенденции, наметившиеся в реальном секторе экономики. К их числу, по оценке экспертов Института переходного периода, в первую очередь можно отнести переход к расширению добычи нефти после четырехмесячной стагнации, возобновление подъема в машиностроении, ускорение роста выпуска в черной металлургии, масштабы дорожного и жилищного строительства. Результаты опроса представителей более 800 предприятий различных отраслей позволяют говорить об оптимистичном прогнозе на ближайшую перспективу. Так, сообщения по основным показателям промышленного маркетинга, в том числе по объему производства, платежеспособному спросу, ценам на выпускаемую продукцию и реальной прибыли свидетельствуют о возможности дальнейшего роста отечественного производства в ближайшие месяцы, что благоприятно скажется на реализации грузовой автотехники.
В первом квартале ценовая ситуация на рынке грузовой автотехники оставалась достаточно стабильной. Тенденция монотонного роста рыночных цен вновь стала доминирующей. Неустойчивый в начале года, а по некоторым маркам (моделям) транспортных средств колеблющийся уровень цен медленно, но необратимо растет. Этому способствовало не только сезонное оживление спроса в весенний период, но и очередное повышение отпускных (заводских) цен на грузовые автомобили. Уровень рыночных цен поднялся и в связи с распродажей остатков предыдущего года, реализуемых, как правило, с заметной скидкой.
В целом в апреле текущего года рыночные цены на грузовики выросли незначительно – подорожание по большинству марок, за исключением автотранспортных средств АМО «ЗИЛ», составило 1...1,5%. Как малотоннажники семейства ЗИЛ-5301 «Бычок», так и среднетоннажники семейства ЗИЛ-43336 выросли в цене на 3...5%. Менее заметно приросли цены и на автомобили ОАО «КАМАЗ». При этом их прирост по модельному ряду был различным, преимущественно в зависимости от типа кузова. Так, если на самосвалы рыночные цены увеличились на 1...2%, то на седельные тягачи лишь на 0,5...0,7%. Цены на полноприводные, в том числе КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, остались практически прежними, что связано, видимо, с сезонными условиями. Медленнее дорожали автотранспортные средства ОАО «ГАЗ» и полноприводные мини-грузовики Ульяновского автомобильного завода. Их прирост составил 0,5...1,5%. Повышение рыночных цен на автотехнику АЗ «Урал» было незначительным, в зависимости от модели – 0,2...0,7%. Такой же прирост отмечен и по грузовикам РУП «МАЗ». Цены на автомобили Кременчугского автозавода увеличились на 0,5...1,0%.
В апреле выросла разница в ценах на грузовые автомобили выпуска текущего года и предыдущего с «нулевым» пробегом. По большинству марок и моделей грузовики выпуска 2004 года дешевле тех же автомобилей производства 2005 года на 6...8%.
В условиях относительно насыщенного отечественного рынка грузовой автотехники и медленного роста платежеспособности субъектов экономической деятельности всех видов собственности в стране активно развивается индустрия лизинговых услуг. С вступлением в силу в 2002 году новой редакции Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» фактически завершилось создание правовых основ лизинговой деятельности в стране.
За последние три года объемы ежегодно заключаемых профинансированных лизинговых договоров возросли, по данным агентства «Эксперт РА», в среднем на 40%. Если на этапе зарождения лизинга в России в 1994 году насчитывалось не более 15 лизинговых компаний, то к настоящему времени их число превысило 2,5 тыс., а совокупный объем новых договоров, заключенных ими в 2004 году, составил более 6,5 млрд. долларов. Развитию лизинга способствует устойчивая тенденция к снижению авансовых платежей с нынешних 20% до более низких (10...15%). В настоящее время лизинг автомобильного транспорта по количеству сделок достиг 30%, а по объемам инвестиций – более 25%. Основные производители грузовой автотехники, в том числе ОАО «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ», ОАО «АЗ «Урал» имеют в своей структуре специальные подразделения, осуществляющие лизинговые операции по грузовому и пассажирскому транспорту. Об успешной деятельности Департамента лизинга ОАО «КАМАЗ» свидетельствуют основные показатели продаж производимой продукции. На сегодня до 30% автобусов марки «НЕФАЗ» реализуется по лизингу. Растет число договоров на поставку камских большегрузов, в том числе автопоездов в составе автомобилей КамАЗ-454100 и самосвального прицепа (надстройка и прицеп производства Камского машиностроительного завода). В реализации программ корпоративного лизинга «от производителя» всё более активное участие принимают дилеры ОАО «КАМАЗ». По итогам 2004 года ими доставлено потребителям, с оказанием необходимых предпродажных услуг, 2097 грузовых автомобилей.
Ужесточение конкурентной борьбы на отечественном автомобильном рынке заставляет предприятия российского автопрома переходить от упрощенных форм сбыта, в том числе временного незначительного снижения цен (так называемого «микродемпинга») к более совершенным и эффективным мерам, обеспечивающим значительное наращивание продаж, расширение или по крайней мере удержание своей доли рынка. Основным направлением, осваиваемым ведущими производителями отечественной автотехники, становится создание необходимой инфраструктуры увеличения рыночных продаж, обеспечение достаточно качественного сервисного сопровождения реализуемых автомобилей. Справедливости ради заметим, что этот путь не новый – им давно и успешно следует мировой автопром. Комплексные программы закрепления своей рыночной ниши или освоения новой включают помимо формирования фирменной сети продаж разработку и осуществление маркетинговых мероприятий, проведение единой ценовой политики. В частности, ОАО «КАМАЗ» для увеличения в текущем году продаж на внутреннем рынке до 25 тыс. грузовых автомобилей продолжает совершенствовать торговую и сервисную сеть. К настоящему времени фирменная сеть продаж компании действует на всей территории России и насчитывает 89 основных предприятий (в том числе 84 дилера и 5 агентов по реализации). Сервис автомобилей «КамАЗ» осуществляют 180 центров технического обслуживания. В 2005 году через дилерскую сеть планируется реализовать до 17 тыс. челнинских грузовиков, то есть около 70% общих внутренних продаж (без учета лизинговых схем).
К новинкам отечественной автотехники, которые начинают поступать на рынок, следует отнести автомобиль средней грузоподъемности ГАЗ-3310 «Валдай» Горьковского автомобильного завода. В первом квартале текущего года изготовлено около 100 и продано 22 грузовика «Валдай».
Серийный выпуск ГАЗ-3310 «Валдай», впервые показанного на автосалоне в 1999 году, начался в конце декабря 2004 года. Новый бортовой автомобиль полной массой 7300 кг и грузоподъемностью 3500 кг оснащен минским дизелем ММЗ Д-245.7 с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха (мощность 90 кВт, Еuro 2). На заказ могут устанавливаться импортные двигатели, в том числе Cummins 3.9 140 CIV (мощностью 104 кВт), IVECO-FIAT 8040.45, IVECO-SOFIM 8140.43 (соответственно мощностью 100 и 90 кВт), а также лицензионный ГАЗ-562 STEYR (мощностью 110 кВт). Ожидается, что ГАЗ-3310 «Валдай» своевременно пополнит гамму городских развозных грузовиков. Отпускная стоимость грузовика составляет около 400 тыс. руб. При такой цене новый горьковский автомобиль может конкурировать как с московским ЗИЛ-5301 «Бычок», так и с минским МАЗ-437040 (усредненная рыночная цена первого – 357 тыс. руб., второго – 583 тыс. руб.). Планируемый объем выпуска грузовика «Валдай» в 2005 году – до 10 тыс. автомобилей. Проектные мощности автозавода по производству шасси ГАЗ-3310 составляют 25 тыс. единиц.
Наращиваемое на Горьковском автозаводе производство малотоннажных автомобилей, оснащенных дизельным двигателем ГАЗ-560, удовлетворяющим экологическим нормам Еuro 2, ориентировано преимущественно на экспорт. В частности, в первом квартале по контракту с турецкой фирмой Bisan поставлено 700 коммерческих автомобилей семейства ГАЗ-3302 «Газель» (в том числе шасси, бортовые, фургоны) и бортовых ГАЗ-2310 «Соболь». В общей сложности контракт предусматривает поставки 15 тыс. автомобилей в течение трех лет, включая 3600 единиц в 2005 году.
Согласно опубликованным данным Государственного таможенного комитета РФ, заметно оживился рынок автобусов зарубежных фирм. После резкого спада импорта автобусов, вызванного установлением заградительных таможенных пошлин осенью 2002 года, по итогам прошлого продажи импортных автобусов (с учетом подержанных) выросли более чем в два раза (до 3379 единиц). При этом на долю новых приходится лишь 16,5%. Из числа подержанных импортируемых автобусов около 20% автомобилей со сроком эксплуатации от одного до пяти лет. Основное количество ввезенных в 2004 году зарубежных автобусов (более 65%) – это автомобили, выпущенные в период 1995–1999 годов. Импортируемые из западных стран автобусы преимущественно направляются в Калининградскую область (443 ед.), Москву и Московскую обл. (247 ед.), Санкт-Петербург (187 ед.), а поступающие из восточных стран – в Хабаровский край (179 ед.), Иркутскую обл. (152 ед.) и Бурятию (115 ед.).
Растущий в стране спрос на иностранные автотранспортные средства подтолкнул АМО «ЗИЛ» к намерению организовать сборку китайских автомобилей. В частности, подписанный с компанией First Automotive Works протокол о сотрудничестве предусматривает адаптацию ряда производимых в Китае моделей грузовиков и автобусов к эксплуатации в России. Сборку на московском заводе автомобилей грузоподъемностью 1750 и 2500 т и их продажу на внутреннем рынке ожидается начать в конце текущего года.