МИМС-2007+ИНТЕРАВТО-2007
Можно сколько угодно объяснять, чем отличается выставка «Интеравто», проходящая по нечетным годам, от Московского автосалона, который проводится в те же сроки, в четные годы. А для рядовых посетителей, да и для многих специалистов он все равно остается «автосалоном в конце лета», бывшим MIMS. Тем более что выставка «Интеравто», как и Московский автосалон, окончательно переехала с Красной Пресни в Крокус Сити.
В этом году существенную часть экспозиции заняли грузовые автомобили и автобусы. В этом обзоре мы поговорим о новинках, представленных автозаводами России и стран Ближнего зарубежья. О наиболее интересных экспонатах на стендах иностранных компаний читайте в следующем номере.
Амур
Завод «Автомобили и Моторы Урала» удивил целым букетом новостей. Во-первых, они освоили в серии бортовой автомобиль АМУР-531212, который представляет собой симбиоз из сильно модернизированного шасси ЗИЛ-432930, двигателя ММЗ-Д245.9Е2 и бескапотной кабины FAW. Этот проект стал возможным благодаря контракту между АМУРом и «Русбизнесавто», по которому РБА становится генеральным дистрибьютором этой машины. Возможны различные исполнения шасси, с колесной базой 3,8 и 4,5 м, а также установка дизеля Cummins. Минимальная цена шасси – 680 тыс. руб. (!).
Амур-6331 |
АМУР обещает в ближайшее время начать на своих площадях сборку из машино-комплектов тяжелых грузовиков FAW CA3252 под наименованием АМУР-6331 в виде шасси под установку оборудования (на выставке показали металловоз с манипулятором) и 20-тонных самосвалов. Весьма реально, что на АМУРе будет налажена сборка среднетоннажных FAW CA1083 («ГП», № 8, 2007 г., с. 26) под маркой АМУР-3332.
Еще новоуральцы показали на своем стенде концепт лапового снегопогрузчика КО-206АН с обновленным дизайном компании «Евразия» («Буран-стайлинг») из г. Чкаловский. Новинку собираются выпускать уже с этого года параллельно со старой машиной.
Белкоммунмаш
Белорусы впечатлили всех посетителей выставки футуристическим пассажирским «троллейбусом будущего» модели 42003А. По словам ведущего инженера-конструктора УП «Белкоммунмаш» Сергея Скороходова , одной из основных задач при создании «умного троллейбуса» было максимальное исключение человеческого фактора при эксплуатации.
«Белкоммунмаш 42003А» способен диагностировать работоспособность собственных узлов и агрегатов и в случае поломки или какой-либо неисправности троллейбус сообщает о ней диспетчеру. Троллейбус самостоятельно способен прогреть салон, жидкости ГУР и т. д. перед рейсом. Система автоматической центральной смазки фирмы Lincoln призвана минимизировать количество обслуживаемых человеком узлов. Основные электросистемы продублированы.
Благодаря портальным мостам венгерской фирмы Raba у троллейбуса низкий уровень пола по всей площади салона. Троллейбус оснащен электронной книлинг-системой управления уровнем пола ECAS. Тяговый 185-кВт электродвигатель переменного тока Svkoda ML 3550 способен разогнать троллейбус до скорости 40 км/ч всего за 15 с. Троллейбус имеет запас автономного хода с полной массой не менее 5 км.
Автоаудиоцентр
Уникальный запатентованный проект музыкальной фуры Sound Wagon «BIG BOOM», разработанный и созданный инженерами компании «АВТОАУДИОЦЕНТР», претендует на то, чтобы быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса!
Это самая большая и мощная мобильная инсталляция, не имеющая аналогов в мире, – настоящий прицеп для большегрузного трака длиной 12,56 и глубиной 2,3 м, способный вместить до 20 т звукового оборудования! В фуру вмонтировано 1000 акустических компонентов известного английского производителя car-audio систем VIBE. Специально к выставке «Интеравто-2007» инженеры «АВТОАУДИОЦЕНТРА» повысили суммарную мощность установки с плановых 76 400 до 98 000 Вт.
Увеличение мощности было достигнуто с помощью размещения дополнительных акустических компонентных систем VIBE на выносных частях конструкции. За счет этого звуковое давление, создаваемое мобильным концертным комплексом, было увеличено со 140 до 153,2 дБ, а общая стоимость работ по проекту приблизилась к 500 000 евро.
Гигантский музыкальный фургон похож на космический корабль! Сферические окружности, оборудованные динамиками и пульсирующими огнями, огромные лампы, в которых бьются электрические молнии, потоки дыма и разрезающие его насквозь лазеры! «Космический корабль-трансформер» периодически меняет свой облик: то открывается, обнажая свое неистовое музыкальное нутро и превращаясь в сценическую площадку, то закрывается, перевоплощаясь в захватывающий музыкальный аттракцион-тоннель, пытаясь укротить музыкальную стихию в своем чреве... Проникнув внутрь, человек может испытать неописуемые ощущения – природную силу звука!
Звуковое давление настолько мощное и динамичное, а музыка такая зажигательная, что просто невозможно спокойно стоять на месте – хочется с головой окунуться в музыку и ощутить весь этот драйв! По телу бежит дрожь, зашкаливает адреналин, а чувства начинают нашептывать тебе: «Ты можешь все, ты способен на многое!..»
Концепция Sound Wagon заключается в совмещении элементов звукового, светового и лазерного шоу при проведении массовых мероприятий публичного масштаба, промо-акций, конкурсов, рекламных кампаний и др. Благодаря продуманной всепогодной конструкции трейлера Sound Wagon «BIG BOOM» может использоваться в любое время года.
Музыкальная фура, конструкция которой представляет собой трансформер, может работать в двух режимах.
1. Полноценная сценическая площадка со всем необходимым профессиональным свето-, видео-, аудиооборудованием и диджейским пультом. На площадке одновременно могут находиться коллективы исполнителей, здесь можно проводить шоу практически любого уровня.
2. Уникальный автозвуковой аттракцион. В этом случае створки закрываются, и фура превращается в закрытый тоннель. Человек, попадая во внутреннее пространство музыкальной фуры, окунается в интригующую атмосферу звуковых и световых спецэффектов, испытывая ни с чем не сравнимые ощущения от работы сотен динамиков, создающих мощнейшее звуковое давление и заставляющих сотрясаться стены и пол фуры. Вмонтированные по всему периметру фуры сабвуферы создают мощность, достаточную, чтобы озвучить стадион. Яркая подсветка, галогеновые прожекторы разрезают воздух и в сочетании с дымомашинами создают уникальные спецэффекты. В световое шоу может входить профессиональное концертное оборудование – флуоресцентные лампы, стробоскопы и дым машины.
Создавая данный проект, «АВТОАУДИОЦЕНТР» вышел за рамки общепринятой маркетинговой концепции. В то время как остальные компании в строительстве демо-каров ограничиваются легковыми автомобилями или небольшими автобусами, «АВТОАУДИОЦЕНТР» создал самую масштабную в мире мобильную демонстрационную площадку. Теперь Sound Wagon «BIG BOOM» можно использовать как эффективный инструмент продвижения и поддержания бренда.
Волжанин
Компания «Волжанин» в этот раз выступила скромно – ее единственный автобус малого класса «Волжанин-32901» находился на стенде Tata. В его основе лежит шасси LP-613/38 с дизелем 130 л.с. В отличие от ранее демонстрировавшихся различных вариантов модели 3290 в этот раз на выставку автобусостроители из Волжского привезли окончательно доработанный экземпляр. Именно в таком виде автобус будет запущен в массовое производство в этом году, а его ориентировочная стоимость составит 1,134 млн. руб. Автобус рассчитан на 35 пассажиров (24 посадочных места) и имеет две автоматические двери для входа в салон.
Первый вопрос, который невольно напрашивается: почему на этой выставке мы экспонируемся рядом с фирмой Tata? Данному проекту уже четыре года. Мы разрабатывали различные варианты прототипа, пассажирские машины проходили омологацию, сертификацию, находились на эксплуатации у наших клиентов, и в итоге к технике возникли определенные замечания. Самое главное требование к нашему автобусу – цена: она должна быть конкурентоспособной на рынке. Поэтому новая модель просто обязана быть готова к линейной сборке, т. е. к конвейеру.
Алексей Бакулин, генеральный директор ВАП «Волжанин» |
Исходя из этого были внесены окончательные принципиальные технологические изменения, больше технологические, нежели конструктивные, и сейчас мы готовы выпускать тысячу таких автобусов в год. Партнеры из Tata Motors видят рынок для этой машины в объеме пяти тысяч единиц, на что мы заявляем, что это должны быть совместные усилия. «Волжанин» рассчитывает на две тысячи, но сколько востребует рынок – это уже вопрос номер два. Сегодня определены два дистрибьютора: один – близкий к «Волжанину», который станет продавать половину выпускаемого объема, а другой, работающий с техникой индийских партнеров, – «АМУР».
Перспективы по новой модели мы оцениваем как неплохие. Машина очень интересная, неприхотливая в обслуживании, эксплуатационные затраты на нее небольшие, а опыт сервисного обеспечения у Tata огромный. И здесь они дают китайцам фору, поскольку китайцы только учатся. Тут у нас некий симбиоз индийских специалистов, самого завода Tata, а в китайском варианте инициатором изменений полностью выступает пока только дилер или непосредственно дистрибьютор. К тому же не будем забывать об имидже: потребители знают, что «Волжанин» ассоциируется с качеством, надежностью и долгим сроком службы. Плюс неплохой расход топлива: 18 литров на 100 километров – цифра реальная. Машины хорошо зарекомендовали себя на некоторых маршрутах в Волжском, Санкт-Петербурге, Сургуте, перевозчики стоят в очереди. Это говорит о том, что у новой модели большой потенциал. Однако мы не были готовы технологически к выпуску больших объемов, для чего на протяжении полутора лет и перестраивали производство. Теперь мы готовы адекватно реагировать на рыночный спрос.
На тех мощностях, где прежде мы собирали 20 автобусов, в настоящее время изготовляется 96, т. е. почти в пять раз больше. Сейчас на производство одного автобуса у нас уходит 900 человеко-часов. Раньше требовалось 1500 человеко-часов или почти вдвое больше. При этом огромная часть деталей не поставляется смежниками, а выпускается непосредственно на заводе. Главное для нас – собственное шасси. Мы умеем адаптировать агрегаты и синхронизировать их. И с помощью нового автобуса мы хотим показать, что не нужно искать где-то шасси, его можно заказать на «Волжанине» и получить комплектную пассажирскую машину по привлекательной цене. Производство у нас теперь разбито на сборку шасси и сборку кузовов, и это делает процесс изготовления очень эффективным. На реорганизованных производственных площадях в городе Волжском мы будем выпускать до 4000 автобусов в год.
Новый автобус ориентирован прежде всего на пригородные и ведомственные пассажирские перевозки. Но если муниципальные власти позволят запустить такие машины в город, то и там они смогут неплохо справляться с перевозками. Судите сами: в автобусе 15 посадочных мест, 24 человека могут стоять, великолепный обзор и достаточно свободного пространства – здесь нет привычной для «маршруток» зажатости. Форточки в окнах и люки в крыше обеспечивает нормальную вентиляцию салона. Словом, условия для перевозки пассажиров неплохие. Розничная цена новинки – 1 134 000 рублей, единая для всех дилерских центров от Москвы до Красноярска и Сургута включительно. Но моя позиция такая: эти автобусы должны ездить в шаттлообразном режиме: привезти людей из пригорода в город и вывезти их или, например, доставить рабочих на стройку или обратно, а работать на городских линиях нужно уже большим лайнерам. Почему граждане любят «маршрутки»? Потому что они идут туда, где есть пассажиры и куда никогда не доходил общественный транспорт. Мы тоже планируем производить небольшие бесшумные автобусы с электродвигателями для исторических центров городов, но наше будущее – скоростные городские автобусы, работающие в специальном режиме.
ГАЗ / Группа ГАЗ
Дервейс-313150 |
Стенд ГАЗа уже не впечатляет, как в прошлые годы, и экспозиция превратилась в форменный «детский сад». Сначала ввели фейс-контроль на пресс-конференции (российских специалистов игнорировали принципиально) и периодически отказывали журналистам в пресс-релизах и проспектах. Спасали положение лишь представители заводов, входящих в «Группу ГАЗ», но и они то ли из чувства страха перед вышестоящим руководством, то ли из ложной скромности напрочь отказывались давать какие-либо комментарии и интервью. Предлагалось все вопросы направлять письменно.
Заслуживающей внимания новостью стало появление на рынке леворульных LDV Maxus и седанов «ГАЗ Сайбер» (GAZ Siber) на платформе Chrysler, на продвижении которых сейчас сконцентрированы все усилия «Группы ГАЗ».
Дервейс / Huanghai (Хуанхай)
Черкесский завод «Дервейс» оформил стенд в партнерстве со своим поставщиком машинокомплектов – китайской компанией Huanghai Auto. Выставили две модели – Aurora и Plutus. И если кроссовер Aurora (Дервейс-313150), скопированный с SsangYong Rexton, российским потребителям хорошо известен, то Plutus публика увидела впервые.
Дервейс-23330 |
Дизайн передней части Plutus напоминает американский пикап Chevrolet Silverado. В Китае эта машина появилась ровно год назад, в сентябре 2006-го. «Дервейс» же ее собирает с июня 2007-го. В месяц удается сделать около 100 пикапов, причем с продажами проблем нет – портфель заказов на октябрь уже сформирован. Цена не самая низкая – от 500 тыс. руб.
Plutus дорабатывали с учетом потребностей России, благо партнер – Huanghai Auto – является одним из ведущих в Китае производителем мостов и трансмиссий для внедорожников. Он же единственный, кто делает самоблокирующиеся дифференциалы. В частности, его продукция поставляется в США, для комплектации «хаммеров». Грех было не воспользоваться возможностью... «Дервейс» воспользовался, сделав три «трансмиссионных» модификации – с подключаемым передним мостом, с самоблокирующимся дифференциалом заднего моста и с ним же вкупе с понижающим рядом трансмиссии. Бензиновые моторы на всех внедорожниках «Дервейс» одинаковые (Mitsubishi 4G64S4M: 2351 см3, 126 л.с.). До конца года планируется сделать около 1000 джипов и пикапов «Дервейс-233301/-233300» (4х2 и 4х4 соответственно), а план на следующий год утвердят в ноябре. Оптимальной видится цифра – 3000 внедорожников, включая модели Shuttle («Дервейс-313120 и -313121»).
Не так давно на заводе в Черкесске заключили контракт с китайской фирмой Lifan (Лифань), и сейчас на «Дервейсе» строится вторая площадка, под CKD-сборку легковых машин. В этом году сделают 1000 автомобилей, а в будущем уже 10 000.
ЗАЗ
Фургон ЗАЗ Sens Pickup появился почти два года назад, в октябре 2005 года, на одной из украинских выставок. Полномасштабное производство началось в 2006-м, и сразу возник такой спрос, что на АвтоЗАЗе не успевали его удовлетворять.
Сейчас ажиотаж немного спал, и украинцы решили попробовать продавать автомобиль в России. Причем под своей торговой маркой, что привнесло некоторую путаницу: в Россию запорожские Lanos поставляют под маркой Chevrolet! Но у ЗАЗа появилась собственная модификация фургона Daewoo Lanos (с мотором МЕМЗ 1,3), преподносится как ЗАЗ Sens. Под этим названием грузовые машины пошли и в Россию. Но ведь Sens – это название для 1,3-литровой модификации, а фургоны у нас предполагается продавать исключительно полуторалитровые! Так что его называют «Ланос-Фургон», несмотря на красующуюся эмблему ЗАЗа на решетке.
А еще производитель настаивает на том, что это пикап. Хотя какой это пикап? Фургон!
Типичный фургон!
Диса
Фирма «Диса» из г. Дзержинска Нижегородской области известна как производитель бронированных автомобилей. Существует она давно, с 1990 года, на ее счету немало известных проектов. Сейчас на «Дисе» решили попробовать себя в качестве поставщика китайских автомобилей и представили в Москве марку Leopard компании Changfeng (Чанфын). «Диса» не была бы «Дисой», не сделав из «Леопарда» бронемашину. Она и сделала: серебристый джип со скрытой защитой бронирован по классу Б3. Такую машину продают за 1,35 млн. руб.
ЗИЛ
ЗИЛ-43273А |
В этот раз ЗИЛ опять пытался привлечь внимание к своему стенду опытных образцов, без определенных перспектив на серийное производство. Самое видное место занимал пожарный автомобиль АЦ 3,2-40/2 на шасси ЗИЛ-4331М4 с двухрядной бескапотной кабиной MAN и дизелем Deutz-2012, мощностью 215 л.с. Рядом с пожарным автомобилем стояли знакомые еще с прошлых выставок машины – бескапотный фургон ЗИЛ-4362МО «Кентавр» с кабиной MAN и двигателем ММЗ Д-245.9Е3 (только теперь он был оснащен подъемным гидробортом сзади); шасси автомобиля ЗИЛ-4362С2 с двигателем Cummins IS Be 150 30 (Euro 3) – ранее эта машина выставлялась в бортовом варианте и ЗИЛ-433180, который раньше показывали как бортовой вариант, а теперь в виде шасси ЗИЛ-433182 – под самосвал общего назначения грузоподъемностью 8 т – ЗИЛ-СААЗ-5531.
Среди этих концепт-каров более или менее реальной выглядела только комбинированная дорожная машина с самосвальным кузовом и краном-манипулятором на базе серийного ЗИЛ-43273А (4х4). Именно она и вызывала непраздный интерес у посетителей выставки.
КамАЗ
КамАЗ-5460+НефАЗ-9535 |
Из всего многообразия представленной на стенде ОАО «КАМАЗ» техники можно отметить несколько любопытных экспонатов. Во-первых, интерес вызвал бортовой грузовик КамАЗ-53082-D3 с подъемной третьей осью. При полной массе 20 т грузоподъемность автомобиля составляет 12 т и он рассчитан на буксировку прицепа полной массой 14 т. Итого полная масса автопоезда может составлять 34 т, а общая полезная вместимость 114 м3. КамАЗ-53082-D3 оснащен силовым агрегатом Cummins ISBe 285 Euro 3. В распространенном пресс-релизе говорится, что машина «обеспечивает выполнение экологических стандартов Euro 4 по токсичности». Кому же верить?
Заметно, что к выставке готовились на скорую руку. В распространенных релизах публике предлагают оценить новый самосвальный автопоезд, состоящий из седельного тягача КамАЗ-6460 (6х4) и самосвального полуприцепа НефАЗ-9535. Посмотрите на фотографию. Сколько осей у тягача? Да! Для непритязательной публики на стенде разместили магистральный тягач КамАЗ-5460. Как говорится, без комментариев. Если верить остальной информации, грузоподъемность самосвального полуприцепа составляет 34 т, полезный объем – 30 м3.
В рамках выставки «Интеравто-2007» прошла пресс-конференция ОАО «КАМАЗ», на которой традиционно с журналистами общался генеральный директор предприятия Когогин Сергей Анатольевич. Основные вопросы касались введения с 1 января 2008 года норм Euro 3. Руководитель предприятия заверил присутствующих, что производство ОАО «КАМАЗ» полностью готово к нормам Euro 3. «Но вот качество топлива, которым будут «кормить» современные моторы с высокими требованиями к токсичности, вызывает у нас большие опасения.
КамАЗ-4911 Extreme |
О какой борьбе за экологию можно говорить, если к силовым агрегатам применяются самые жесткие требования, а законов, регламентирующих соответствующее качество топлива, по-прежнему нет. И нет никаких гарантий на то, что попадет в бак автомобиля, соответствующего нормам Euro 3» – пожаловался господин Когогин.
Во второй половине 2008 года также планируется создать небольшой сборочный заводик и приступить к сборке тракторов.
В первом полугодии 2007 года КАМАЗ показал 31% роста производства, обеспечив прибыль в размере 4 млрд. рублей. Но перед коллективом стоит ряд важнейших задач на ближайшую перспективу. Прежде всего, это переход на выпуск автомобилей, отвечающих нормам Euro 3. Вторая важнейшая задача – увеличение объемов производства. И третье направление – смена модельного ряда с целью повышения потребительских свойств нашей продукции.
Достижение этих целей напрямую связано с политикой использования в конструкции автомобилей современных и надежных компонентов. Например, на машинах малой грузоподъемности полной массой до 13 т будут применяться двигатели Cummins и коробки передач ZF. Цена конечного продукта, безусловно, вырастет, но она будет не столь высокой, как можно было бы предположить.
Заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по развитию Ирек Гумеров |
Мы считаем, что новая цена на продукцию с импортными комплектующими устроит как производителя, так и заказчика. Важным направлением работы ОАО «КАМАЗ» является и устранение существующего на рынке дефицита грузовых автомобилей.
Неудовлетворенный спрос нас не устраивает, и мы работаем над тем, чтобы увеличить объемы отгрузки нашей продукции потребителям. Для этого намечен и выполняется комплекс мер. Он включает в себя реорганизацию и оптимизацию производства, дополнительные инвестиции в совершенствование технологических процессов и ликвидацию «узких» проблемных мест в цепи сборки, а также существенное расширение закупок импортных компонентов по ключевым позициям. Для примера могу сказать, что в 2008 году в производстве автомобилей «КамАЗ» мы планируем использовать более 10 тыс. двигателей Cummins. То же и по коробке передач. К наиболее распространенной 9-ступенчатой отечественной трансмиссии добавится 6-ступенчатая коробка ZF, и самая популярная модель «65115» будет комплектоваться не только российским, но и немецким агрегатом.
КАМАЗ проводит взвешенную ценовую политику, при которой наша продукция остается достаточно привлекательной для потребителя, поэтому и в будущем году прайс-лист останется приемлемым для перевозчиков как в самой России, так и за рубежом. Правда, нужно признать, что некоторые дилеры нашего предприятия, пользуясь конъюнктурными соображениями, иногда завышают цену по отношению к рекомендованной. С другой стороны, рекомендуемые заводом цены часто ниже рыночных. Однако процесс формирования розничной стоимости управляемый.
Силач КТА-25 |
Зная о предстоящем росте цен на топливо и материалы, услуги и компоненты, некоторый рост стоимости грузовиков мы закладываем, и это нормально – никто ведь не станет работать себе в убыток. Но, повторюсь, у КАМАЗа политика ценообразования очень взвешенная.
Мы внимательно следим за тем, как дилеры продвигают продукцию на рынке, но у нас остаются заказчики, которые ценят баланс потребительских свойств КамАЗов и цены на них.
КрАЗ
Традиционно на московские выставки КрАЗ привозит по две новых машины – так было и в этот раз. Наибольший интерес вызвал четырехосный самосвал КрАЗ-7140С6 грузоподъемностью 25 т и с двигателем ЯМЗ-7511.10 (400 л.с.). У него три первые оси ведущие, управляемые передняя и задняя подруливающая оси. В таком виде он получился максимально унифицированным по ходовой части с другими автомобилями КрАЗ, что положительно сказывается на его управляемости и ремонтопригодности. Напомним, что ранее у подобного шасси были управляемыми два первых моста, а ведущими первый, третий и четвертый мосты.
Вторая машина – это сочетание проверенного временем полноприводного шасси КрАЗ-63221 (6х6) и 25-тонной крановой установки Дрогобычского завода автомобильных кранов (Украина).
Начальник бюро реализации автомобилей по России торгового дома ХК «АвтоКрАЗ» Станислав Чирва |
В 2007 году холдинговая компания «АвтоКрАЗ» планирует продать на рынке Российской Федерации порядка 2,5 тысяч грузовых автомобилей. Основным спросом по-прежнему пользуются автосамосвалы модели КрАЗ-65055 с колесной формулой 6х4 и КрАЗ-65032 в исполнении 6х6 с односкатной и двускатной ошиновкой с белорусской резиной Бел-95 производства «Белшина» размером 16.00 R20. Их начали устанавливать с прошлого года по просьбе перевозчиков вместо применявшихся колес размером 1300х530. Это позволяет автомобилям с колесной формулой 6х6 вписываться в допустимое ограничение по ширине 2500 мм и эксплуатировать автомобили по дорогам общего пользования без получения дополнительных разрешений.
Самые популярные среди заказчиков самосвальные платформы – кузова с задней разгрузкой с полезным объемом 10–12 и 16 м3. А в последнее время востребованной является платформа с трехсторонней разгрузкой объемом 15,5 м3, предназначенная как для КрАЗ-65055, так и для КрАЗ-65032. Стабильно высоким спросом российских транспортных компаний пользуется шасси КрАЗ-65053 с колесной формулой 6х4 и КрАЗ-63221 с колесной формулой 6х6 под установку различного оборудования для нефтегазовой отрасли. Выбор обусловлен большой мощностью двигателя, высокой проходимостью и хорошей ремонтопригодностью украинских грузовиков.
КрАЗ-7140С6 |
Наряду с самосвалами и автомобилями-шасси в России заметно вырос интерес покупателей к седельным тягачам. Это в полной мере относится к полноприводным КрАЗ-6443 и КрАЗ-6446 (6х6) и модели КрАЗ-64431 (6х4).
У представителей лесозаготовительных компаний большим спросом пользуется КрАЗ-64372 (6х6) с односкатной и двухскатной ошиновкой и сортиментовоз КрАЗ-6233М6. В дополнение к заводской комплектации российские перевозчики опционно заказывают установку дополнительного отопителя кабины, предпускового обогревателя, электрообогрев стекол и наружных зеркал заднего вида, седельно-сцепное устройство Jost для тягачей, подогрев топливной аппаратуры (забор топлива в баке). В 2007 году совместно с дилерской компанией «Альфатекс» сертифицирован автокран КТА-25 производства Дрогобычского завода автомобильных кранов на шасси КрАЗ-65053 (6х6) и КрАЗ-63221 (6х6) как с двухскатной, так и с односкатной ошиновкой.
ЛАЗ
ЛАЗ А191 |
После двухлетнего перерыва в Москву привез свою продукцию завод ЛАЗ. На этот раз он показал практически весь модельный ряд автобусов, и если «НеоЛАЗ» и городской 12-метровый автобус ЛАЗ A183 уже знакомы россиянам по прошлым смотрам, то 10-метровый городской ЛАЗ А152 и 12-метровый пригородный ЛАЗ А191 демонстрировались впервые. Сами автобусы ЛАЗ производят хорошее впечатление как по продуманности конструкции, так и по качеству исполнения, тем более что для них используют импортные агрегаты: двигатели Deutz и MAN, коробки ZF и Allison. Но цены при этом не взлетают до небес. Так, цена на «НеоЛАЗ», который уже сертифицирован в России, начинается от 3,9 млн. рублей, не считая таможенных и налоговых сборов, а городской ЛАЗ А152, который сейчас проходит сертификацию, стоит примерно 1,8 млн. руб. на тех же условиях.
ЛАДА / ВАЗ
В первый день работы выставки, 29 августа, на стенде ОАО «АВТОВАЗ» состоялась презентация прототипа автомобиля «Проект С», подготовку которого тольяттинцы ведут совместно с компанией Magna International Inc.
«Лада Проект С» |
Автомобиль «Проект С» по конструкции и дизайну в значительной степени приближен к модели, которая пойдет в производство.
Планируется, что в базовой комплектации «Проект С» будет оснащаться АБС с системой EBD и усилителем экстренного торможения BA, подушкой безопасности водителя, передними ремнями безопасности с преднатяжителями, бортовым компьютером, передними электростеклоподъемниками, атермальными стеклами, креплениями Isofix для детских сидений. В опции планируются боковые подушки безопасности, система ESP, кондиционер, парктроник, программируемый предпусковой подогреватель и др.
Кроме того, был представлен полноприводный вариант 4WD универсала «Лада Калина».
МАЗ
Пресс-конференция МАЗа стала для многих первым знакомством с новым руководством. Гендиректор РУП «МАЗ» Николай Костень оказался немногословным, лишь вкратце познакомив журналистов с планами предприятия на ближайшее время. По его словам, до конца текущего года планируется произвести 300–350 грузовиков с новым рядным мотором ЯМЗ-650, а в 2008 году МАЗ готов выпустить до 1000 подобных машин.
МАЗ-6516А8-321 |
«В первую очередь мы планируем создать дистрибьюторские центры в регионах со 100%-ной собственностью МАЗа. Это даст возможность более эффективно продавать нашу технику. Мы очень заинтересованы в создании центров в Подмосковье, Санкт-Петербурге, на Урале, Украине. Кроме этого мы вплотную займемся разработкой собственного стиля», – сказал новый зам. генерального директора по коммерческим вопросам Игорь Кушнерский.
РУП «МАЗ» презентовал грузовик нового поколения – автомобиль-самосвал МАЗ-6516А8-321 (8х4) c V-образным 400-сильным дизелем ЯМЗ стандарта Euro 3. «Пилотный» экземпляр должен стать родоначальником семейства сверхтяжелых грузовиков «МАЗ». Его полная масса составляет 41 т.
Минимум на три тысячи долларов дороже (от 2,34 млн. руб.) стоит показанный на выставке новый пригородный автобус среднего класса МАЗ-226, созданный на базе городского МАЗ-206. Пассажировместимость машины составляет 51 человек (31 посадочное место). МАЗ-226 может быть укомплектован двигателем Mercedes-Benz OM 904LA.
Заместитель главного конструктора ПРУП «МАЗ» Леонид Рыков |
Еще одной премьерой стал магистральный автопоезд в составе «седельника» МАЗ-5440А9 и трехосного полуприцепа МАЗ-975830-3032. Это первый показанный публике МАЗ с турбодизелем ЯМЗ-650, созданным на базе Renault DCi-11. Мощность двигателя составляет 412 л.с. Как это сказалось на динамике и надежности автомобиля, пока неизвестно, но вот в салоне тягача действительно стало просторнее в сравнении с предыдущими поколениями автомобилей МАЗ. Полуприцеп оснащен сдвижным тентом, а полная масса автопоезда составляет 44 т.
Как правило, на специализированных автосалонах вроде «Интер-авто» производственное республиканское унитарное предприятие «Минский автомобильный завод» старается показать свои новейшие разработки. На этой выставке представлена совместная разработка МАЗа и ярославского объединения «Автодизель». Наши партнеры начали производить новые модели 6-цилиндровых рядных двигателей на базе силовых агрегатов Renault, но существенно модернизировав их и установив новую топливную аппаратуру фирмы Bosch. Эти моторы отвечают требованиям Euro 3 и в перспективе будут доведены до соответствия нормам Euro 4 за счет системы EGR, а не установки системы, использующей реагент AdBlue. Одновременно с этим двигателем ЯМЗ мы показываем обновленный автомобиль семейства трехосных автомобилей 6430. На нем установлен новый бампер, подножки, сдвижной закрылок кабины и блок фар. Перевозчики всегда требуют увеличения объемов перевозимого груза, и поэтому мы представили автопоезд увеличенного объема.
МАЗ-5440А9+МАЗ-975830-3032 |
Стандартно МАЗ выпускает тягачи с высотой седла 1150 мм с полуприцепом полезным объемом 89 м3, а в новом исполнении вместимость автопоезда возросла до 94 м3. Для этого мы применили колеса уменьшенного размера как на тягаче, так и на полуприцепе. Стоимость выставочного образца с предпусковым подогревателем, феном кабины и кондиционером – 2,73 млн. руб. К концу текущего года минчане хотят выпустить опытную партию таких автопоездов, чтобы можно было формировать план их производства на 2008 год.
Заметный экспонат в экспозиции МАЗ – самосвал с колесной формулой 8х4 полной массой 41 т и объемом платформы 21 м3 для перевозки сыпучих грузов по дорогам общего пользования с допустимой нагрузкой на заднюю тележку 18 т, а также для технологических и ведомственных дорог с допустимой нагрузкой 26 т. Выставочный образец автосамосвала способен перевозить 25 т груза, а в дальнейшем его грузоподъемность будет повышена до 32–33 т. При этом будут применены усиленные передние оси с допустимой нагрузкой 9 т и так называемый «658-й» двигатель ЯМЗ – новая V-образная «восьмерка» стандарта Euro 3. Автомобиль с кабиной нового поколения 8х4 открывает перспективный класс грузовиков МАЗ, в котором будут как самосвалы, так и шасси под установку надстроек заказчика: автокранов, бетоносмесителей, автоцистерн. Цена выставочного экземпляра с учетом НДС составляет 2,262 млн. руб., однако при заказе техники потребителями она может измениться.
МАЗ-226 |
Изменение внешнего вида новой серии МАЗов вызвано не только требованиями автомобильной моды, но и технологической необходимостью. Дело в том, что на представленных машинах многие внешние панели выполнены из стеклопластика. Прежде всего это так называемый нижний пояс кабины, которому не страшны ни влага, ни коррозия. С этой целью боковины двери выполнены из оцинкованного железа. Кстати, гарантия завода на стойкость кабины к агрессивному воздействию ржавчины теперь составляет 15 лет. Применение стеклопластика упростило и само производство: вместо дорогостоящих штампов используется оборудование для литья полимеров. Уменьшается количество штампов – соответственно удешевляется производство. Легче становится сама кабина, а это снижает нагрузки на ее подвеску и способствует экономии топлива. Словом, от таких изменений одни плюсы. С двигателем MAN, коробкой передач ZF и шинами Michelin или Continental выбег автомобиля составляет 1500–1800 м.
Полигонные замеры показывают, что при импортных комплектующих топливная экономичность нового МАЗа сопоставима с импортными аналогами. А разница в потреблении топлива между «мановским» двигателем Euro 3 и ярославским Euro 2 (ЯМЗ-7511) составляет около 6% – у российского оно больше. До сих пор мы комплектовали минские грузовики только механическими коробками передач, но теперь готовы установить и КП с автоматизированным командным управлением, если закажет потребитель. Но покупатели привыкли экономить. Приведу такой пример: даже коробку ZF отечественные транспортники заказывают самую дешевую, без пневмоусиления для облегчения переключения передач. Вызвано это тем, что на международных перевозках около 96% времени КП работают на высшей передаче. Спрашивается: нужна ли автоматическая коробка при таких перевозках? Наши транспортники предпочитают сэкономить несколько тысяч у. е. при заказе автомобиля и выбирают бюджетный вариант. Но по желанию перевозчика мы можем поставить любой интересующий его агрегат отечественного или импортного производства.
Заместитель главного конструктора ОАО «НефАЗ» Юрий Романов |
НефАЗ
В свое время НефАЗ создавался как завод по производству цистерн, и неудивительно, что сейчас на его долю приходится 60% всех выпускаемых в России автоцистерн. Однако до недавних пор он выпускал исключительно стальные сосуды вместимостью от 16 до 35 м3. А на этой выставке завод впервые представил автоцистерну Willing из алюминиевого сплава. Она пока не сертифицирована и экспонировалась для изучения покупательского спроса. После этого она уходит на полигон для проведения тормозных и прочих сертификационных испытаний и получения Одобрения типа транспортного средства.
Завод ежемесячно производит 180 автоцистерн и «бочек» в виде прицепов и полуприцепов, но объем выпуска нового изделия точно не определен до того момента, пока не прояснится реальный рыночный спрос. Делать ее исключительно для удовлетворения собственных амбиций никто не станет, а перевозчики должны присмотреться к новому продукту. Пока специалисты говорят о том, что это изделие удачно вписывается в модельный ряд завода, в котором есть самосвальные и бортовые модели, полуприцепы-рефрижераторы. При этом расширяется интеграция предприятия в мировую автоиндустрию. Достаточно сказать, что на прицепном составе НефАЗ активно используются оси BPW, SAF и оборудование других европейских фирм. Но прогресс виден не только на примере прицепной техники.
НефАЗ-5299-30-31 |
Положительный импульс автобусному производству предприятия дало сотрудничество с голландским холдингом VDL, и это особенно четко прослеживается по пригородным пассажирским машинам и туристским лайнерам. Спрос на них растет из месяца в месяц, и это хорошо прослеживается по географии заказов, в которой помимо столичного региона и Республики Татарстан есть Башкирия, Оренбургская, Ульяновская и Челябинская области, Санкт-Петербург, Кемерово, Краснодар, Нижневартовск, Липецк и ряд других российских регионов. Примерно 60% выпускаемых пассажирских машин составляют городские версии, 30% приходится на пригородные и 10% – на туристские. И пока основной поток заказов идет с юга страны. В 2007 году предприятие вышло на проектную мощность 1000 автобусов в год, и набранного темпа никто снижать не собирается. А реальный потенциал предприятия оценивается экспертами на уровне 1500 автобусов. И львиная доля из них конечно же придется на «горожан».
ММЗ
Главной новостью Минского моторного завода стало подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве с одним из ведущих мировых поставщиков систем топливной подачи с электронным управлением – компанией Robert Bosch GmbH. Соглашение предусматривает ввод в серию систем топливоподачи Common Rail для 4- и 6-цилиндровых дизельных силовых агрегатов, обеспечивающих соответствие уровню экологической безопасности Euro 4, Euro 5 и Tier 3b (нормативы для двигателей спецтехники).
На стенде Минского моторного завода было представлено три образца дизельных силовых агрегатов. Средний четырехцилиндровый дизель ММЗ 245.7 Е3 разработан с учетом конструктивных особенностей автомобилей, на которые он будет устанавливаться, – МАЗ-256, МАЗ-4370, ГАЗ-33104 «Валдай», ЗИЛ-5301 и т. д. Турбодизель с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха соответствует нормам Euro 3 и способен развивать мощность 122 л.с. и максимальный крутящий момент 420 Н·м.
Шестицилиндровый мотор ММЗ-260.12 Е3, соответствующий нормам Euro 3, развивает мощность 185 л.с. и максимальный крутящий момент 708 Н·м. На мотор может устанавливаться электрооборудование на 12 В и 24 В.
Самым же интересным экспонатом стал макет нового рядного дизеля Euro 4. Внешний вид показанного агрегата полностью соответствует действительности, все навесное оборудование настоящее, но внутренности мотора еще не собраны. Экспериментальный запуск двигателя состоится в середине 2008 года. А запуск силового агрегата в серию планируется не ранее 2010 года.
Нижегородец
Нижегородец-22273D |
С декабря 2006 года начал свою работу цех по производству микроавтобусов на базе автомобиля Ford Transit Jumbo430 EF, торговой компании «Нижегородец» (смотри «ГП» № 9, 2007 г., с. 38). На выставке в Москве «Нижегородец» постарался максимально показать свои возможности, и в общей сложности на своем собственном стенде и на стенде Ford выставили шесть машин в различных исполнениях, включая 18-местные городские маршрутные микроавтобусы «222702», 16-местный междугородный «222700» и 17-местный туристский автобусы «222701», автомобили скорой медицинской помощи «22270С» и даже ритуальный автобус «22273D». Правда, серийно из всего этого разнообразия выпускаются пока только две модели маршрутного такси, для городского и пригородного использования, остальные варианты выполняются на заказ.
СеАЗ
Серпуховский автозавод постепенно запускает в серию коммерческие версии микролитражки «Ока». Уже серийно, порядка десяти штук в месяц, выпускается автомобиль с кузовом фургон (СеАЗ-11116-0000010-50), на очереди пикап и универсал. А вот автомобиль полурамной конструкции с повышенной грузоподъемностью пока еще проходит испытания. Тем не менее на выставку был привезен не только знакомый нам «полурамник» с тентованной бортовой платформой («ГП», № 8, 2007 г., с. 40), но и «Ока» с закрытым кузовом фургон производства Козельского механического завода (Калужская обл.).
Трэкол
ООО «Научно-производственная фирма «Транспорт экологический» (НПФ «ТРЭКОЛ») представила на выставке «Интеравто-2007» очередную разработку полноприводного вездехода ТРЭКОЛ-39294 на оригинальных бескамерных шинах сверхнизкого давления собственного производства. ТРЭКОЛ-39294 могут комплектовать дизелем Andoria или мотором ЗМЗ-402. Разрабатывается документация на установку двигателя ЗМЗ-406. По данным производителя, вездеход ТРЭКОЛ-39294 можно эксплуатировать при температуре от –60 до +60 °С.
Самотлор-НН / Saveco / Iveco
О создании этой компанией совместного предприятия с IVECO мы сообщали читателям в прошлом номере журнала, а на выставке «Интер-авто» все желающие смогли убедиться в реальности проекта «Saveco» – весь стенд «Самотлора» в этот раз был заполнен автомобилями марки IVECO. С весны будущего года на заводе в городе Семёнове (Нижегородская область) в количестве 25 тысяч будут производить IVECO Daily в различных исполнениях, в том числе и с автобусными кузовами собственной конструкции, по технологии СЕМАР.
IVECO Daily 50C15 автоэвакуатор |
Два таких автобуса (в варианте междугородного маршрутного такси и школьного автобуса) были представлены на выставке. Кстати, подмосковный перевозчик «Мострансавто» уже высказался в готовности их приобретать. Кроме этого на заводе Saveco будут производить шасси под различную комплектацию, что было продемонстрировано на выставке с помощью различных фургонов и автоэвакуатора. На стенде «Самотлор-НН» демонстрировался и седельный тягач IVECO Stralis AS440S43 T/P, способный тянуть автопоезд полной массой до 44 т.
Урал
В третьем павильоне на стенде «Группы ГАЗ» основное внимание привлекали капотные грузовики с кабиной IVECO и новым пластиковым опереньем. Вахтовый автобус «Урал-3255-48» на базе «Урал-4320-48» (колесная формула 6х6) является представителем нового поколения грузовиков полной массой от 16 до 21 т. Кузов с термоизоляцией оборудован надкрышным вентилятором и вентиляционными люками. На машине установлен не самый современный мотор – ЯМЗ 7601.10 мощностью 300 л.с.
Урал-6920 |
На трубоплетевозе под новым капотом разместился куда более мощный силовой агрегат. Полноприводный «Урал-6920» оснащен мотором ЯМЗ-7511-10 (400 л.с.) и 9-ступенчатой коробкой передач. Раздаточная коробка механическая, с двухступенчатым редуктором. Предельная полная масса автопоезда с прицепом-роспуском – 58,1 т.
Но 400 л.с. это не предел мощности. На двухосном седельном тягаче «Урал-63674-00010-31» впервые был установлен рядный силовой агрегат ЯМЗ-650 (412 л.с.).
Чайка-сервис
Как всегда порадовала новинками нижегородская компания «Чайка-Сервис». На их стенде наиболее выделялся развозной цельнометаллический фургон «Валдай-Профит». Ранее ни одна из российских компаний не предлагала фургонов-мультистопов, тем более на базе ГАЗ-3310. Одно из достоинств такого фургона – возможность прохода из кабины в грузовой отсек. В дальнейшем на этой базе будут создавать различные грузопассажирские модификации. Нам особенно приятно, что название «Профит» для этого нового и полезного фургона было выбрано в конкурсе, устроенном нашим журналом.
Изначально для голосования были представлены пять названий: «Купец», Charter, «Негоциант», Forcer, «Муромец», «Дилижанс», но наши читатели активно предлагали свои варианты: «Гермес», «Волчок», «Валдобус», «Карьера», «Контакт», «Кокон», «Сфинкс», «Ермак» и многие другие... При подведении итогов представители нижегородской компании совместно с редакцией выбрали имя «Профит», предложенное туляком Николаем Марковым. 30 августа при большом стечении народа на стенде «Чайки-Сервис» ему были вручены подарки – ноутбук и цифровой фотоаппарат. По нашему единодушному мнению, выбранное название интернационально по написанию (Profit) и смысловой нагрузке, легко читается, запоминается и не пересекается с названиями других производителей.
Эталон
В ближайших планах Украинской корпорации «Эталон» – поставки в Россию бориспольских автобусов БАЗ-079 «Эталон» на шасси Tata LPT 613 с двигателем Euro 3. В долгосрочных планах – вывести на российский рынок свои новые модели, базирующиеся на китайских шасси FAW: туристский БАЗ-А1482 (43 места), междугородный БАЗ-А1481 (общая пассажировместимость 60 чел., 43 места) и пригородный автобус ЧАЗ-А074, выпускаемый Черниговским автозаводом (пассажировместимость – 41 чел., 19 мест). Несмотря на то что автобусы корпорации «Эталон» очень популярны на Украине, в России они пока не пользуются большим спросом.
БАЗ-А1481 «Эталон» |
Ценовая политика торгового дома «Эталон» для внутреннего рынка Украины и поставок за рубеж различается тем, что во втором случае, например, при отгрузке продукции в Россию минусуется НДС. После этого проводится таможенная очистка автобуса и осуществляется его продажа. Затем снова уплачивается уже свой налог в виде НДС, и в итоге цена в России получается сопоставимой с ценой в Украине. На данной выставке ТД «Эталон» представил две новые модели: БАЗ-1481 и БАЗ-1482. Они переходят в серийное производство, хотя на рынке РФ пока не сертифицированы. Однако получение Одобрения типа транспортного средства не за горами. Сейчас мы продвигаем семейство «Эталонов» на агрегатах индийской компании Tata Motors. В Украине это один из ведущих заводов, спрос на продукцию которого достаточно стабилен.
Наши прямые конкуренты – автобусы марки «Богдан», но для обоих брендов есть свои покупатели и свои сегменты рынка. Для увеличения нашего присутствия за рубежом мы выстроили политику продаж в России, где потенциал для сбыта нашей продукции считаем весьма высоким. Автобусы «Эталон» с успехом эксплуатируются в Москве (на ВВЦ), Санкт-Петербурге, Саратове, Белгороде и других городах. До конца текущего календарного года мы планируем продать российским перевозчикам до 100 единиц нашей техники. А на будущий год у нас подписан контракт с «АМУР-Сервисом» на обслуживание автобусов «Эталон» по столичному региону и некоторым другим федеральным округам страны.
Менеджер внешнеэкономической деятельности ЗАО «Бориспольский автозавод» Вячеслав Бороденко, торговый дом «Эталон» |
Наши автобусы базируются на шасси Tata-613, которое является самым распространенным, и проблем с его обслуживанием и ремонтом возникать не должно. Заказчиками нашей продукции выступают как частные компании, так и муниципальные власти, а используют автобусы «Эталон» на городских перевозках в качестве маршрутного такси, на пригородных линиях и для корпоративных целей. Но основную массу, конечно, составляют городские перевозки. Хотя есть и примеры использования украинских автобусов для экскурсионных целей и в качестве «туристов». Между прочим, на выставке «Интеравто-2007» максимальный интерес потенциальных заказчиков был проявлен именно к «туристу» БАЗ-А07925 в исполнении «люкс». Правда, российские туроператоры просят его усовершенствовать за счет установки максимально возможного количества опций. В частности, при его базовой стоимости 1 млн 300 тыс. рублей в его оборудование входит дверь-пантограф (как на старом добром «Икарусе»), кондиционер, громкая связь, DVD-проигрыватель с ЖК-монитором. Но российские заказчики просят дополнительно устанавливать холодильник, кулер для воды, мини-кухню.
Срок поставки у нас составляет до одного месяца, а гарантийные обязательства – один год или 100 тыс. км пробега, что наступит раньше. Пока все «Эталоны» поставляются с дизельными двигателями Euro 2, изготовляемыми по лицензии Mercedes-Benz, и механическими коробками передач, но изучается спрос и на пассажирские машины с АКП. До конца 2007 года в прайс-листах компании появятся автобусы с двигателями Euro 3.
ЯМЗ-656 |
ЯМЗ
В майском номере «ГП» мы писали о планах выпуска двигателя Renault Dc11 под маркой ЯМЗ-650 на площадях филиала ЯМЗ – Тутаевского экспериментально-ремонтного завода. На «Интеравто» состоялся первый публичный показ ЯМЗ-650. За характерную форму труб наддува посетители прозвали его «дизель с рожками». Кроме двигателя, стоявшего на стенде «Группы ГАЗ», на экспозиции присутствовали два двухосных седельных тягача, оснащенных такими моторами. Это «Урал-63674» и модернизированный МАЗ-6440А9.
Помимо рядного двигателя, созданного на базе Renault, ЯМЗ готовит к производству рядный 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-536.10. Представленная модификация соответствует нормам Euro 4. Рабочий объем 6,65 л, мощность 312 л.с. В конце 2007 года планируется начать испытания опытных образцов этих двигателей на автобусах ЛиАЗ.
На стенде были представлены V-образный дизель ЯМЗ-656, доведенный до норм Euro 3, и новый ТНВД «Компакт-40», предназначенный для модификаций дизелей ЯМЗ-656 и ЯМЗ-658, соответствующих нормам Euro 3.