Юбилейный AUTOTEC
Нынешний Autotec, отметивший первое десятилетие, отличался от предыдущих новым статусом, сказавшимся и на его организации, и на экспозиции. Теперь он именуется «Европейский салон коммерческого транспорта». Дирекция выставочного объединения BVV изрядно потрудилась, успев к началу салона открыть два новых павильона, реконструировать два старых, обновить пресс-цент
Лидеры мирового автопрома серьезно восприняли новый статус салона и подготовили весьма обширные экспозиции, показав немало новинок сразу после официальных «фирменных» презентаций. «Звездный» ряд составляли малотоннажник Volkswagen T5, новый Actros, автобусы MAN Lion’s Star, Scania Irizar PB, полуприцеп Kogel Cargo-MAXX SNCO 24 P 90/1.110. Премьеры поджидали посетителей на стендах DAF, Scania, IVECO, Volvo, Renault.
Непременное событие на Autotec – демонстрация автомобилей в действии. Для этого на одной из площадок строится полоса препятствий и любая фирма, уверенная в своих машинах, может продемонстрировать их проходимость и маневренность. На сей раз компания на ней собралась внушительная: L200, Land Rover, ARO, Gelandewagen, IVECO, MAN, Tatra – всего более двух десятков «полноприводников». Каково же было наше удивление, когда в разгар шоу на деревянный мостик высотой метров пять, вползла… наша «Газель». Преодолев это препятствие, она «проковыляла» по пенькам, «бельгийской мостовой», бетонным волнам, переползла через железнодорожную колею, слегка побуксовав в песчаной ванне, перепрыгнула через массивные бревна и остановилась у финишной черты.
Таким образом, компания Bruno International, продающая в Чехии «Газели», отметила свой дебют в салоне Autotec. Чешским покупателям предлагается более 10 моделей грузовых и грузопассажирских автомобилей в обычном и полноприводном исполнении. Как отметил Генеральный директор компании Игорь Клубничкин, именно полноприводные версии пользуются у чехов наибольшей популярностью. Отказавшись от неудачного опыта сборки машин в Чехии, компания предлагает полностью собранные на нижегородском конвейере автомобили с дизелем Andoria. Бортовой грузовик ГАЗ-33027 стоит 410 тыс. крон, а ГАЗ-330273 с кабиной «Тандем» – 420 тыс. крон.
За неполный первый год работы продано около 300 машин, планы на 2005 г. – не менее полутысячи. Сейчас компания располагает уже 15 дилерскими центрами, и спрос на нижегородские машины превышает ее возможности. Побывавший на салоне заместитель директора департамента по экспорту ООО «РусавтоГАЗ» Борис Якунин заметил, что нижегородцы внимательно следят за утверждением «Газелей» на чешском рынке и планируют расширение экспортных поставок машин.
Несколько интересных новинок показали хозяева салона. Так, несмотря на более чем пессимистические настроения в компании Avia, она представила новую версию грузовика среднего класса D90. Надо отметить необычный дизайн машины и вполне приличные характеристики, однако ее перспективы на чешском, а тем более, европейском рынке, к сожалению, более чем туманны. Корейская компания Daewoo, скупившая около 10 лет назад несколько заводов по производству малотоннажных грузовиков и пикапов в странах Восточной Европы, оказалась не способной предложить конкурентоспособные машины.
Группа молодых чешских дизайнеров, выставивших в Женеве концепт Skoda Roomster и вдохновленная национальной премией за дизайн, в Брно предлагала всерьез обсудить вопрос о серийном производстве «семейного универсала».
Немало посетителей собирал развозной микрогрузовичок Mega, представленный одноименной французской компанией. Разработанный как концепт, автомобильчик выпускается в 8(!) вариантах кузовов разных типов и габаритов и может оснащаться дизелями Kubota объемом 400 или 470 см3, или электроприводом с напряжением питания 48 В.
Показ нового магистральника FH16 компании Volvo стал, пожалуй, центральным событием «грузовой» экспозиции. Объемы гигантского павильона, в котором были выставлены новые машины, позволял даже периодически запускать двигатель, чтобы простой люд мог насладиться звуком 610-сильного мотора объемом 16 л!
Scania показала новый модельный ряд автомобилей R-series, который заметно отличается от машин «четвертого поколения» более широким применением электроники, измененной облицовкой радиатора, оформлением кабины и панели приборов. Серия разработана с учетом установки на машины нового 12-литрового турбокомпаундного дизеля мощностью 420 л.с., оснащенного системой рециркуляции отработавших газов и отвечающего требованиям Euro-4.
Autotec издавна славится своими премьерами в области пассажирского автотранспорта. В стране традиционно сильно собственное производство автобусов, а в последнее время ее рынок становится ареной все более жесткой борьбы с импортерами.
Автобусы компании Tedom – не просто премьера, а своего рода «забойный шар» салона. На свет фирма появилась давно, но занималась делами, далекими от автомобилестроения – газовая промышленность, энергетика, производство газовых турбин. Но потребность в современных городских машинах в Чехии настолько велика, что в Брно «новорожденная» автобусная компания показала отличный 12-метровый низкопольный городской автобус Tedom 123 G, дизайн которого разработан в Италии. Появление этих машин стало своеобразным опровержением разговоров о «кончине» завода Skoda Liaz. Он выкуплен компанией Tedom и в качестве силовых агрегатов на новые автобусы устанавливаются 12-литровые дизели M 1.2C M640 FNG4, выпускаемые в Яблонце-над-Нисой, адоптированные для работы на природном газе. Они соответствуют требованиям норм Euro-4. Кстати, к вопросу о переводе автобусов на газ. Аналогичная разработка под маркой Ecobus на базе моделей серий B, C и LC автобусов SOR была представлена компанией Ulit.
Вторая премьера автобусной экспозиции прошла тихо и по-деловому, но от этого она не стала менее значительной. Динамичное развитие компании SOR LIBCHAVY, у которой основное производство размещено в пригороде Усти над Орлици. «СОР Либхавы» давно привлекает к себе внимание журналистов и экспертов автомобильной промышленности едва ли не всей Европы. Мало того, что за 12 лет существования компания довела производство автобусов на собственных площадях до 350 машин в год, так еще на родине «Икаруса», в Венгрии, по закупленной у SOR LIBCHAVY лицензии фирмой KRAVTEX собирается до 100 машин под маркой CREDO. В Польше, в городе Solec Kujavsij фирмой SOLBUS также изготавливается до сотни автобусов в год. Ведутся переговоры о возможной продаже лицензии в Россию, Казахстан и другие страны. География экспорта – от Балкан до Бенилюкса. Автобусы этой марки можно встретить даже в таких «автомобильных» государствах, как Англия и Германия. Пробег некоторых автобусов при стандартном режиме сервиса превысил 700 тыс. км и более, а их средний расход топлива не превышал 20 л/100 км при стандартной нагрузке.
В последние три года на внутреннем рынке Чехии рост продаж ежегодно составлял 22%. В производственной программе компании автобусы всех классов, длиной от 9,5 до 12 м. Благодаря необычным конструкторским и технологическим решениям, примененным при их производстве, снаряженная масса машин на 2,0–3,0 т меньше, чем у «одноклассников», что позволяет обходиться менее мощным и более экономичным двигателем. Например, системное математическое моделирование с последующей оптимизацией кузова позволило уменьшить вес на 1,5 т, а переход на колеса размером 19,5 дюймов позволил «сбросить» только с шасси автобуса 320 кг. В Брно SOR LIBCHAVY показал две новые машины – междугородный LH 10,5 с увеличенным объемом багажного отделения и городской низкопольный BN 12.
Популярность новой марки настолько высока, что оба автобуса еще до салона обрели своих хозяев – «междугородник» из Брно ушел в Сербию, где уже работают 100 машин этой марки, а городской отправился трудиться в один из словацких городов. Кстати, отправки в Сербию ожидают еще 60 машин. Удачным завершением премьеры стало известие о том, что автобусы SOR LIBCHAVY можно будет теперь увидеть и в Санкт-Петербурге, куда проданы первые 10 машин для пригородных линий. Сейчас автобусы SOR LIBCHVY работают в Москве. В Западной Сибири благополучно закончились годичные эксплуатационные испытания в самых тяжелых условиях вахтовых перевозок, на технологических коммуникациях нефтяников – «по бетонным плитам».
На стенде одного из крупнейших в Европе изготовителей автобусов – компании Karosa – презентовались сразу три новых автобуса, выпуск которых налажен в Высоке Мыто. Прежде всего, отметим появление в программе фирмы серии машин Daily. Модели S2000 и Touring будут выпускаться в Чехии по оригинальной технологии глубокого катафореза и окраски кузовов. Еще одна новинка – 12-метровый междугородный Evadis, «классика жанра», оснащен дизелем IVECO Cursor и рассчитан на 51 пассажира. Подготовлена к производству и 13-метровая версия. Такие машины – «конёк» компании Karosa, а вот автобус класса 9,7 м Midway – новая для завода продукция. Двигатель IVECO Tector мощностью 194 кВт. Пассажировместимость в зависимости от компоновки салона от 33 до 39 человек. Обе машины отвечают требованиям Euro-3. Вместе с моделями Ares и Axer они в ближайшее время составят новую производственную гамму Karosa. Но по-прежнему сохранится выпуск машин популярного в России девятисотого семейства.
Интересно, что столь же активно отреагировали чехи и на бум вокруг автобусов вместимостью 15–20 человек. Если раньше в Чехии машины такого класса не выпускались вовсе, то только две фирмы Mave из Встейна и KH Motor Centrum из Опавы предлагают более 30(!) моделей на базе MB Sprinter, Daily, Transit.
Экономика автомобильных перевозок тесно связана с наличием в арсенале транспортников различных специализированных кузовов, которые в Брно были представлены в изобилии. Пражская компания AutoTech показала на салоне около 20 типов кузовов, начиная от эвакуаторов на базе Transit и кончая самосвальными кузовами объемом 14 м3. У компании Automotif из Скутец своя специфика – серия унифицированных изотермических контейнеров. При этом она может предложить не только готовый кузов, но и «кит», который можно собрать и подогнать под конкретный автомобиль прямо на месте. А фирма с непривычным еще названием Bohuslav Kolar a synove из Велима выпускает фургоны с раздвижными, подъемными и опускающимися бортами для перевозки только одного, бесценного для чехов груза, пива. Поверьте, на стенде фирмы было, на что посмотреть.
Autotec занимает площадь нескольких городских кварталов, и обойти его за два дня не так-то просто. Но даже то, что нам удалось увидеть, красноречиво говорит о том, что салон не зря занимает место в ряду крупнейших автомобильных событий Европы.