Опубликовано: ГП 12-2005

Новинки автосалона в Амстердаме

В. Павлов

Проводимая раз в два года в Амстердаме (Голландия) европейская выставка грузовых автомобилей является важнейшим событием года для тех, кто производит и эксплуатирует грузовики. Она, несомненно, скромнее автосалона грузовиков в немецком Ганновере, с которым чередуется в течение многих лет, однако солидное число фирм-участников, экспонирующих свои новинки, говорит само за себя. В 2005 г. их насчитывалось 310 из 150 стран мира, и в числе экспонатов были не только тягачи, самосвалы и развозные фургоны, но и прицепная техника, а также гаражное оборудование и аксессуары.

Магистральные тягачи Scania 2006 модельного года

На выставке были объявлены победители международных журналистских конкурсов «Грузовик года» («Truck of the Year») и «Фургон года» («Van of the Year»). Первый почетный титул авторитетное жюри присудило модели MAN TGL, вторым был награжден обновленный фургон FIAT Doblo Cargo, дебют которого был приурочен к открытию Амстердамского салона. Победитель, грузовик 2006 года MAN TGL, набравший 94 балла, значительно «оторвался» от своих ближайших соратников, IVECO Trakker с 39 баллами, Mercedes-Benz Atego – 33, Renault Magnum – 22, Mercedes-Benz Axor – 15 и Mitsubishi Canter – 11. Что касается победы FIAT Doblo Cargo, в этом году других серьезных претендентов на титул «Фургон 2006 года» просто не было.

Каждый подобный салон имеет свои примечательные черты. Нынешний войдет в историю как выставка уже выпускаемых или подготавливаемых к производству новых силовых агрегатов, соответствующих экологическим нормам Euro 4 и Euro 5.

Дело в том, что уже с 1 октября 2006 г. в Европе будут внедрены стандарты Euro 4, а с 1 октября 2009 г. – Euro 5. Так, несмотря на планируемый существенный рост парка грузовиков решается задача сокращения объема выбросов в атмосферу вредных веществ от использования коммерческого транспорта в 5 раз в течение ближайших 20 лет. Кстати, специалисты предполагают, что к 2025 г. интенсивность движения потока грузовиков на дорогах Европы должна удвоиться.

Природоохранное законодательство, касающееся автодорожного транспорта, ограничивает выбросы четырех типов загрязнителей: окиси азота (одноокиси и диоксида натрия NOx, твердых частиц (ТЧ), несгоревших углеводородов (HC) и угарного газа (СО).

Элегантная лестница в кабине DAF XF105

Динамика снижения объемов вредных выбросов после введения норм Euro 0 в 1990 г. представлена в диаграмме.

Впрочем, были на Амстердамской выставке и «громкие» премьеры новых семейств грузовиков и даже концепт-кар. Естественно, самый солидный стенд на самом почетном месте зарезервировала себе голландская фирма DAF, входящая в международный концерн Paccar. Именно с ее экспонатов мы и начнем знакомство с экспозицией выставки.

DAF

Главная новинка компании – новый тягач XF105, «топ-модель», расширяющая существующий модельный ряд, оснащенная новым 12,9-литровым дизелем Paccar MX. Двигатель предлагается в двух модификациях, обеспечивающих выполнение требований стандартов Euro 4 и Euro 5, а его конструкция содержит множество передовых технических решений, повышающих конкурентоспособность грузовика и привлекающих внимание специалистов. Новый жесткий блок цилиндров двигателя имеет систему охлаждения с повышенной эффективностью, рассчитанной на оптимизацию теплого обмена в двигателе с более высокой температурой взрыва в камере сгорания. Дизели Paccar MX выпускают мощностью 410, 460, 510 и 560 л.с., последняя версия оснащена системой турбонаддува с двумя турбоагрегатами. Такое решение позволило сохранить прежние габаритные размеры дизеля и снизить его массу. Ресурс дизеля до капитального ремонта повысился до 1600 тыс. км, интервалы между заменами масла составляют 120 тыс. км (при использовании минерального масла) и 180 тыс. км (при применении синтетического масла).

Обновленный интерьер кабины XF105

Соответствие новым требованиям к чистоте выхлопа обеспечивается применением раствора мочевины Ad Blue и каталитического конвертора DeNOx. Отличительной особенностью двигателя Paccar MX является существенно сжиженный расход топлива.

Дизайнеры и конструкторы компании радикально обновили интерьер кабины тягача XF105, значительно улучшив условия работы водителя и предо-ставив ему с напарником более комфортные условия для отдыха. Рычаг управления автоматизированной коробкой передач ZF AS-Tronic теперь располагается под рулевым колесом на колонке, рычаг стояночного тормоза размещен на новой панели приборов в непосредственной близости от руля. В рекордно высокой кабине Super Space (от кожуха моторного отсека до пола – 2,1 м) предусмотрены две удобные спальные полки длиной 210 см и шириной 81 см. Подъем на верхнюю полку облегчает стильная удобная лестница (205х70х10 см). Выступающую в салон часть моторного кожуха удалось уменьшить: кожух, закрывающий дизель, теперь возвышается над полом кабины всего на 15 см.

Что касается интерьера кабины, то здесь нововведения небольшие. Кабина XF105 сохранила очертания кабины тягачей XF95 при небольшом обновлении решетки радиатора и изменении установки мощных галогеновых прожекторов на крыше. Прожекторы теперь не увеличивают на 2% расход топлива, как было раньше, так как их разместили заподлицо с передней панелью высокой крыши.

Изменения в конструкции шасси объясняются необходимостью установки каталитического конвертора DeNOx, бака с раствором мочевины и огромного топливного бака емкостью 1500 л.

DAF XF105 – новый флагман фирмы

Если новый двигатель Paccar MX предназначен для установки на тягачи серий XF105 и СF85, то для семейства грузовиков серии СF7 имеется другой новый дизель Paccar PR, премьерный показ которого состоялся в Амстердаме. Этот двигатель также отвечает нормам Euro 4 и Euro 5, но при рабочем объеме 9,2 л развивает мощность 250 и 360 л.с. и максимальный крутящий момент 1050 и 1450 Н·м соответственно.

Примечательной новинкой компании стал низкорамный седельный тягач DAF CF85 Low Deck, рассчитанный на работу с полуприцепами, имеющими полезный объем кузова до 100 м3. Обычно в таких полуприцепах перевозят одежду, автозапчасти и другие товары. Максимальная масса автопоездов с таким тягачом ограничена 50,0 т.

Renault Trucks

Компания, входящая в концерн Volvo, начала применять на тяжелых тягачах марки Magnum не только 12-литровые дизели Volvo, но и новый 13-литровый, отвечающий требованиям стандарта Euro 5. На кабинах грузовиков серии Midlum появилась новая решетка радиатора. Главной же новостью является то, что после выпуска с 1996 г. 110 тыс. тягачей серии Premium это семейство существенно обновлено и представленные на выставке в Амстердаме новые тягачи Premium Route оказались самыми притягательными экспонатами, собиравшими вокруг себя толпы специалистов. Чем же интересны новинки? О них отдельный рассказ в этом номере.

DaimlerChrysler

Широкая гамма развозных автомобилей Mercedes-Benz c кузовами фургон, относящаяся к семействам Vito и Viano, пополнилась полноприводными модификациями. Все представленные в Амстердаме модели соответствовали экологическим стандартам Euro 4.

В средней части кабины высоту кожуха мотора уменьшили на 15 см

В семействе Axor появились версии с колесными формулами 6х4 и 8х4. Они рассчитаны на работу с самосвальными кузовами или бетоносмесительными установками. Большой интерес вызвал образец фургона Sprinter с гибридной силовой установкой. Но настоящей сенсацией стала демонстрация экспериментального тягача Actros 1860 LS Special Cruiser, концепт-трака, как его назвали создатели, в конструкции которого нашли отражение многие новые разработки, планируемые к внедрению на серийных грузовиках будущего. Окрашенный серебристым «металликом» по специальной технологии, Alu-Beam тягач переливался в свете софитов. Бросались в глаза уникальные фары на светодиодах, диски колес со спицами и эффектный бампер с низкорасположенным спойлером. В качестве силового агрегата на тягаче применили 600-сильный дизель, сблокированный с новой автоматизированной коробкой передач PowerShift. «Изюминками» интерьера кабины были, несомненно, пол из тикового дерева и экран на панели приборов, демонстрирующий все, что находится перед кабиной, благодаря установленной там видеокамере.

MAN

Немецкая компания впервые показала на выставке новое семейство грузовиков MAN TGM с полной массой до 18 т и двигателями мощностью от 240 до 326 л.с. Автомобили призваны дополнить гамму новых моделей компании, расположившись между легким семейством TGL и магистральными тягачами TGA. На выбор предлагают варианты с тремя типами кабин (унифицированными с моделями TGL) и тремя двигателями.

Слева за топливным баком – бак для мочевины

Впервые был представлен седельный тягач серии TGA с кабиной XLX, разработанной с целью предоставления максимального комфорта экипажу в дальних рейсах. На грузовиках MAN TGA появилось новое многофункциональное рулевое колесо, более удобное для водителя. Впервые были представлены специалистам новые 400- и 440-сильные дизели, отвечающие требованиям стандарта Euro 5. С большим интересом посетители стенда компании знакомились с оригинальным гидрообъемным приводом MAN Hydro Drive, превращающим грузовик с колесной формулой 4х2 в полноприводную машину. При увеличении массы на 400 кг и сохранении центра тяжести, так как высота рамы над дорогой остается прежней, автомобиль приобретает повышенную проходимость, не расходуя при этом больше топлива. Новая система будет устанавливаться на самосвалы и тягачи, работающие в сложных дорожных условиях (грунтовые дороги, дороги с подъемами, покрытые снегом и льдом).

Scania

Шведская компания представила широкую гамму грузовиков с обновленными двигателями, отвечающими стандартам Euro 4 и Euro 5, а также с новыми коробками передач. В настоящее время выпускаются 9-литровый дизель мощностью 230, 270 и 310 л.с., соответствующий нормам Euro 3, его модификации той же мощности, разработанные под требования норм Euro 4, и специальный автобусный 9-литровый дизель мощностью 270 л.с., отвечающий нормам Euro 5. Главная особенность всех новейших моторов – достижение соответствия нормам Euro 4 и Euro 5 с помощью системы рециркуляции отработавших газов (EGR). Патентованная система EGR компании Scania снижает уровень вредных выбросов в самом источнике их возникновения.

Новый двигатель Paccar MX с новыми агрегатами трансмиссии

Компания предлагает транспортным фирмам, заинтересованным в снижении выбросов твердых аэрозольных частиц до уровней ниже официально установленных норм, дополнительно установить на свои грузовики и автобусы необслуживаемые аэрозольные фильтры Scania, конструктивно встроенные в стандартный глушитель. Такой фильтр поглощает половину выбрасываемых аэрозолей, причем возможность его засорения исключена. Фильтр входит в стандартную комплектацию двигателей, отвечающих нормам Euro 5.

Продолжается выпуск 11-литрового дизеля мощностью 340 и 380 л.с., V-образных 8-цилиндровых 12-литровых дизелей мощностью 420, 470 л.с., отвечающих требованиям стандарта Euro 3. С помощью системы EGR 12-литровые дизели V8, развивающие мощность 340, 380, 420 и 470 л.с. (оба с турбокомпаундом), укладываются в нормы Euro 4. Однако с целью выполнения норм по токсичности Euro 5 на 12-литровом дизеле V8 (без турбокомпаунда) мощностью 420 л.с. уже применена система SCR (впрыск раствора мочевины в каталитический конвертор). Выводимые на рынок в мае 2006 г. новые мощные 16-литровые V-образные 8-цилиндровые дизели мощностью 500, 560 и 620 л.с., отвечающие нормам Euro 4, и 500-сильный, соответствующий нормам Euro 5, для достижения высокой чистоты выхлопа снабжены системой SCR.

IVECO

На выставке в Амстердаме состоялся дебют грузовиков семейства Daily с дизелями, отвечающими нормам Euro 4. С этой целью конструкторы применили систему рециркуляции отработавших газов EGR. А вот более мощные дизели, устанавливаемые на модели серии Euro Cargo и Stralis, для соответствия нормам Euro 4 оснащены системой SCR. Впервые демонстрировался тягач IVECO Stralis AS c дизелем, соответствующим нормам Euro 5.

В гамме самосвалов семейства Actros появился 5-осный вариант с двумя управляемыми осями и средним подкатным мостом

Volvo Trucks

Внимание посетителей стенда было приковано к магистральным тягачам серии FH, оснащенным новыми 13-литровыми 6-цилиндровыми дизелями D13A, развивающими мощность 400, 440, 480 и 520 л.с. Эти дизели легче прежних на 45 кг и при росте мощности на 20 л.с., а значений максимального крутящего момента на 200 Н·м обеспечивают выполнение норм Euro 4 и Euro 5, взяв на вооружение систему SCR. С новыми силовыми агрегатами экономия топлива доходит до 5%, а периодичность смены масла в них увеличена до 100 тыс. км пробега. Новые дизели отличаются от прежних увеличенными ходами поршня, иными по размеру поршневыми пальцами, переносом на заднюю стенку блока шестерен привода газораспределительного механизма и коробки отбора мощности. С новыми моторами предлагают модернизированные коробки передач, рассчитанные на передачу большего крутящего момента.

Параллельно с модернизацией силовых установок шведы провели работу по обновлению интерьера кабин. Главные отличия в них от старых: появление более современной комбинации приборов, более комфортабельных кресел, использование более качественных материалов в обивке кабины. В 2006 г. будут продолжены поставки грузовиков с дизелями, удовлетворяющими нормам Euro 3 (для этого дизель D13A лишают системы SCR). Кроме того, разработаны и были показаны 9-литровые дизели для грузовиков серии FM, также соответствующие стандартам Euro 4 и Euro 5. Мощность дизелей составляет 300, 340 или 380 л.с. Среди новых интересных экспонатов необходимо отметить 6-ступенчатую гидромеханическую коробку передач Powertronic V2506 PT, предлагаемую для работы с 520-сильным дизелем тягача серии FH.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен