<<< Назад

MIMS-2004: Автобусы

Л. Тимонин

В России стабильно растет объём пассажирских перевозок, что благоприятно сказывается на автобусном бизнесе. Он стал привлекательнее для производителей, да и таможенные пошлины, имеющие протекционистский характер для отечественных заводов, способствуют активизации производства. За I полугодие в стране изготовлено 36 420 автобусов, что на 2,6% больше, чем за тот же период 2003 г. Ожидается, что в этом году будет произведено 73–76 тыс. ед., что примерно соответствует уровню 2003 г. Однако степень износа средних и больших автобусов составляет от 65 до 80%, и при расчетных 20 годах службы во многих районах средний возраст машин достиг 14 лет, а потому проблема обновления парка остается актуальной.

БАЗ-2215 «Школьник»

По данным АСМ-Холдинга, на автобусном рынке России работают 20 отечественных предприятий, включая те, что собирают несколько автобусов в год. И все они рассчитывают на удачное продвижение своей продукции. Самым крупным производителем автобусов в России, безусловно, является компания «Русские автобусы» холдинга «РусПромАвто», куда входят ООО «Ликинский автобус», ОАО «Павловский автобус», ОАО «Курганский автобусный завод», ОАО «Голицынский автобусный завод» и ОАО «Канашский автоагрегатный завод». Доля «Русских автобусов» на оте-чественном рынке увеличилась в 2003 г. до 79% по сравнению с 53% в 2002 г. Остальные российские производители довольствуются долей в 10%, 11% составляют импортируемые машины.

Повышение таможенных пошлин на автобусы не коснулось Украины и этим объясняется активное присутствие на выставке автобусостроителей этой страны, производственные мощности которых уже превышают потребности украинских транспортников. Это обещает обострение конкуренции, благодаря чему российский покупатель и пассажир останутся в выигрыше, остановив свой выбор на лучшем из предлагаемых изделий. Это объясняет огромный интерес, с которым специалисты знакомились с автобусными новинками, а также широкая палитра экспонировавшихся моделей.

Бориспольский автозавод

БАЗ-212 «Славутич»

ЗАО «Бориспольский автозавод» (БАЗ), созданный в 2001 г. для выпуска городских и междугородных автобусов малого класса, выставил несколько моделей из своей обширной гаммы, рассматривая Россию в качестве главного зарубежного партнера по сбыту своей продукции. Производственные мощности завода составляют 800 машин в год. В 2003 г. было выпущено 405 машин. Предприятие наряду с учрежденным в 2003 г. «Черниговским автозаводом» входит в промышленную группу «Эталон-Авто». Главная особенность автобусов объединения – кузова из оцинкованной стали с широким применением крупных стеклопластиковых панелей. Они устанавливаются на шасси ГАЗ, IVECO, ТАТА, ISUZU.

На выставке были показаны школьные, городские, пригородные и междугородные машины. БАЗ-2215 «Школьник» на шасси «Газели» комплектуют бензиновым мотором ЗМЗ-4066.10 мощностью 110 л.с. либо польским дизелем Andoria 4СТ90 мощностью 90 л.с. В салоне размещается 15 пассажиров: 14 детей и один взрослый сопровождающий. Полная масса автомобиля 3 850 кг, габариты 5 680х2 070х2 630 мм, база – 3 150 мм. Пассажирская двухстворчатая дверь снабжена вакуумным приводом. Расход топлива дизельной модификации составляет 12,5 л/100 км при 60 км/ч. Такой автобус может работать и в качестве маршрутного такси.

Автобус малого класса «Эталон» БАЗ-А053.02 (пригородный, длиной 6 030 мм с числом мест 22, в том числе 18 для сидения) разработан на рамном шасси ТАТА и оснащен дизелем ТАТА 497ТС мощностью 90 л.с., выпускаемым по лицензии Mercedes-Benz. Подвеска мостов рессорная, тормоза с гидравлическим двухконтурным приводом и вакуумным усилителем. Шины размером 7,50R16. С ноября 2002 г. завод начал выпуск более крупных рамных автобусов «Эталон» БАЗ-А079.09 для пригородных перевозок. Их вместимость – 34 человека, из них 25 могут располагаться на сиденьях. Габариты автобуса 7 150х2 240х 2 880 мм, база – 3 800 мм. Автобусы «Эталон» А079 созданы на базе индийского переднемоторного шасси грузового автомобиля ТАТА-613 с 6-цилиндровым дизелем рабочим объемом 5,7 л, развивающим мощность 130 л.с. и максимальный крутящий момент 363 Нм. Моторесурс этого двигателя оценивается в 1 млн. км.

«Волжанин»-5285

На автобусы «Эталон» ЗАО «Бориспольский автозавод» предоставляет гарантию 1 год либо 40 тыс. км пробега, при этом техническое обслуживание в России осуществляет фирма «РусУкрАвто».

Новинка ОАО «БАЗ» – автобус малого класса БАЗ-212 «Славутич», созданный совместно с конструкторами московского АМО ЗИЛ, на стенде которого и демонстрировался. В отличие от других автобусов того же класса «Славутич» имеет несущий низкопольный кузов. В городском варианте он рассчитан на перевозку 37 человек при 15 местах для сидения. Габаритные размеры машины 6 455х 2 720х3 700 мм, снаряженная масса – 4 660 кг. Силовой агрегат – минский дизель ММЗ Д-245.12С мощностью 136 л.с. с механической 5-ступенчатой коробкой передач. У автобуса оригинальные подвески мостов. Спереди и сзади в качестве упругих элементов применены пневмобаллоны с системой автоматического регулирования положения кузова над дорогой. На остановках кузов опускается для облегчения входа и выхода пассажиров. Система тормозов имеет пневмогидравлический привод с двумя контурами и регулятором тормозных сил. Стояночный тормоз с пружинными энергоаккумуляторами.

В обширной гамме автобусов ОАО «БАЗ» есть и заднемоторные модели. Новейший БАЗ-3202 «Пролисок» («Подснежник») представляет собой современный низкопольный автобус малого класса для городских и пригородных перевозок на линиях с небольшим пассажиропотоком. На автобусы устанавливается (сзади) индийский дизель ТАТА-697 (130 л.с.) или IVECO 8040.45 (103 л.с.). Габариты 38-местного автобуса – 6 620х2 220х2 740 мм, колесная база – 4 010 мм. Автобус оснащен пневмоподвеской с регулированием уровня пола и возможностью наклона кузова. Минимальное расстояние от пола до асфальта – 500 мм. Автобус укомплектован шинами размером 225 R16 и расходует при городском цикле 19 л/100 км.

«Богдан» А092.1 ISUZU

Самым крупным экспонатом был 9-метровый городской автобус «Роксолана» БАЗ-А411 – вместимость 70 пассажиров с 20 местами для сидения. Минимальный уровень его пола всего 360 мм. Он оснащен 4,76-литровым 4-цилиндровым дизелем Deutz BU 4M1013ES мощностью 143 л.с., к которому пристыкована 6-ступенчатая механическая коробка передач. Автобус имеет регулируемую пневмоподвеску с опусканием кузова на остановках, современную тормозную систему и автономный обогрев салона от жидкостного ото-пителя DBW 2010.

Волжское производственное объединение «Волжанин»

Предприятие, созданное в декабре 1993 г. на базе автоколонны №1732 г. Волжского, 5 лет собирало автобусы из машино-комплектов, получаемых с Ликинского завода, накапливая опыт производства и формируя коллектив. Первый автобус собственной разработки увидел свет в 1997 г. С 1999 г. начат серийный выпуск автобусов с маркой завода. В настоящее время ЗАО «Волжанин» – современное предприятие, серийно выпускающее машины разного назначения по гибкой стапельной технологии. При сборке максимально учитываются запросы заказчиков. Широко применяются не только отечественные, но и импортные силовые агрегаты.

Основание и каркас кузова изготавливают из низколегированной стали 09Г2С, цельнотянутые борта с дополнительными ребрами жесткости обеспечивают высокую прочность кузова, облицовочные панели выполняют из стали с двухсторонней оцинковкой. Наконец, колесные ниши, подножки салона, топливный бак изготовляют из нержавеющей стали.

НеоЛАЗ (ЛАЗ-52081)

На выставке завод показал две новейшие разработки: специальную версию междугородного «Волжанин»-5285 на 12-метровом шасси Scania и малый автобус «Волжанин»-3290 на агрегатах ТАТА. В полноразмерном автобусе комфортабельный VIP-зал легко можно трансформировать в спальное купе. Машина оснащена видео- и аудиоаппаратурой, спутниковым телевидением, имеются туалет, мини-кухня, гардероб и даже душевая комната. Впервые в России этот автобус оборудован автономным электропитанием. Модель рассчитана на обслуживание руководителей высшего звена, подобных в нашей стране еще не строили.

«Волжанин»-3290 – попытка закрепиться в новом для завода секторе рынка. Пока это перспективный образец пригородного автобуса вместимостью 21 место с расположенным спереди 6-цилиндровым дизелем. Багажное отделение имеет объём 1,5 м3. Длина машины – 8,0 м. От известных конструкций машину отличает более просторный и комфортабельный салон.

ОАО «ГАЗ»

В производстве автобусов в России доля ОАО «ГАЗ» составляет 47,9%. В 2004 г. исполнилось 10 лет с начала выпуска «Газелей», в семействе которых имеются автобусы малой вместимости, получившие широкое распространение. Рестайлинговые версии «Газелей» и «Соболей» для перевозки пассажиров с колесной формулой 4х2 и 4х4 традиционно занимали немалую часть экспозиции автогиганта. Еще одно семейство автобусов появится после начала выпуска в 2005 г. 4-тонного ГАЗ-3310 «Валдай», предсерийный образец которого был показан в Москве.

ЛиАЗ-6213

Для перевозки людей с ограниченной подвижностью ГАЗ предлагает «Соболь» с ручным управлением, боковым подъёмником для инвалидных колясок, поворотным сиденьем водителя. Образец такого автомобиля был впервые продемонстрирован в Москве.

Шасси ГАЗ используют в своих разработках успешно развивающаяся компания «Самотлор-НН», крупнейший в России изготовитель специализированных медицинских автомобилей. На MIMS посетители могли познакомиться с несколькими новыми версиями таких машин на базе «Газели», и увидеть впервые практически заново созданный школьный автобус на шасси капотного грузовика ГАЗ.

АМО ЗИЛ

Несмотря на общее оздоровление обстановки на заводе и рост выпуска грузовых автомобилей, производство автобусов на шасси ЗИЛ-5301 «Бычок» в этом году снизилось на 62,8%. На выставке среди шеренги грузовиков ЗИЛ демонстрировал два автобуса: городской ЗИЛ-3230 «Скиф» на шасси ЗИЛ-5301БО и совместную разработку с ЗАО «Бориспольский автозавод» – БАЗ-А212 «Славутич». В кузове «Скифа» – 15 мягких удобных кресел. Максимально допустимое число перевозимых пассажиров ограничено числом 31. Дизель Д-245.9Е2, развивающий 136 л.с. при 2 400 мин-1, позволяет автобусу полной массой до 6 950 кг двигаться по асфальту со скоростью до 95 км/ч. Конструкция кузова весьма современна. Двери салона – травмобезопасные, с пневмоприводом. Ветровое стекло антирефлексное. Рабочее место водителя оборудовано принудительной вентиляцией. Все закрытые полости каркаса кузова покрыты антикором. Дополнительный подогрев двигателя при низкой температуре обеспечивает автономный отопитель Webasto.

ОАО «Черкасский автобус»

ПАЗ-3204

Украинский промышленно-инвестиционный холдинг «Богдан», куда входит ОАО «Черкасский автобус», заявил себя новым серьезным претендентом на «российский автобусный пирог». Автозавод, ранее называвшийся «Черкасским авторемонтным», с 2000 г. выпускает автобусы с торговой маркой «Богдан», разработанные специалистами АО «Укравтобуспром» (бывший Всесоюзный институт автобусотроллейбусостроения). Благодаря качественным кузовам и рамным шасси ISUZU, автобусы отличаются высоким уровнем надежности, у них минимальный процент аварийных сходов с маршрутов. Все автобусы «Богдан» имеют пробег до капремонта в 1 млн. км, при этом благодаря разумной цене они быстро окупаются.

Компания «Богдан-Сервис», официальный представитель ОАО «Черкасский автобус», продемонстрировала три модели автобусов: А145 ISUZU, А092 ISUZU и А092.01 ISUZU. Средний пригородный А145 с габаритами 9 600х2 500х2 880 мм имеет пассажировместимость 80 человек при 39 сидящих. Презентация модели состоялась в апреле этого года на Киевском автосалоне. В качестве силового агрегата на нем установлен 6-цилиндровый 200-сильный дизель ISUZU с 6-ступенчатой механической коробкой передач. Важной особенностью машины являются пневматические подвески обоих мостов.

А092 – малый пригородный автобус с комфортабельным салоном на 27 мест. Он оборудован кондиционером, телевизором с DVD-плеером, АБС в системе тормозов. Четырехцилиндровый турбонаддувный дизель ISUZU 4HF1-XS развивает 121 л.с. при 3 200 мин-1. Подвеска мостов рессорная. На базе А092 выпускается малый городской А092.01. Его особенность – низкий уровень пола в заднем свесе, что позволяет перевозить инвалидов в колясках. Специальные крепления для двух колясок, отсутствие ступенек и выдвижной «трап» для их заезда гарантируют необходимый уровень удобства и безопасности. Общая вместимость автобуса 45 человек при 15 сидящих в мягких креслах.

МАЗ-256

ЗАО «ЛАЗ»

Львовский завод уверенно преодолевает кризис. Если в 2002 г. он выпустил 243 автобуса, а в 2003 г. – 390, то план на 2004 г. предусматривает изготовление 800 машин, из которых 560 должны быть поставлены на российский рынок. Новые инвесторы предприятия, венгерские компании Danker Kft и Рharma Market Kft, вложили в его возрождение более $30,6 млн. в результате чего свет увидели автобусы нового поколения (НеоЛАЗ). На выставке «АвтоЛАЗ» представил три новых серийных низкопольных автобуса.

Полутораэтажный туристический НеоЛАЗ (ЛАЗ-52081), в организацию производства которого вложено около $4 млн., продукт, особенно настойчиво продвигаемый на российском рынке. Машина выпускается с мая 2004 г. Ее вместимость 51 человек. В списке стандартного оборудования аудио- и видеосистема, два холодильника, туалет, кондиционер Webasto. На автобусе установлен дизель Mercedes-Benz OM454, электропневматическая тормозная система Knorr-Bremse, передняя независимая и задняя зависимая пневмоподвески. Кузов выполнен из оцинкованной стали, панели боковин приклеены к каркасу материалами SIKA. Ресурс двигателя до капитального ремонта составляет 2 млн. км.

Низкопольный городской «Сити» ЛАЗ А-183 рассчитан на перевозку в часы пик 100 пассажиров. Его габариты 12 000х2 550х3 060 мм, колесная база – 5 850 мм. Радиус поворота равен 12 м, высота подножек всего 0,35 м, высота пола 0,37 м. Автобус укомплектован 6-цилиндровым дизелем Deutz BF GM 1013ECP мощностью 265 л.с., сблокированным с гидромеханической трансмиссией Voith (или ZF). Подвеска пневматическая с возможностью подъёма или опускания кузова. Среди особенностей конструкции кузова – применение стальных прямоугольных и профильных труб, клееных боковых панелей, стеклопластиковых панелей передка и задка.

Междугородный автобус Scania OmniLink

Третьей новинкой стал новейший низкопольный аэропортовый автобус «SKyBus» ЛАЗ АХ-183, построенный на основе городского А-183. Его главное отличие от последнего – это уникальная формула дверей: 2-2-2 (справа: 1-4-2, слева 0-4-0). Для удобства быстрого входа и выхода пассажиров автобус имеет не только двери, расположенные с двух сторон автобуса, но и большие накопительные площадки. Безопасность пассажиров на этой модели автобуса гарантирует установленный ограничитель скорости, не позволяющий машине полной массой до 18 000 кг превысить скорость 40 км/ч.

Компания «Русские автобусы» (холдинг «РусПромАвто»)

Это крупнейший производитель автобусов в России, объединяющий несколько заводов.

ООО «Ликинский автобусный завод» приступил к выпуску ЛиАЗ-5256, в том числе газовых, оснащенных гидромеханическими коробками передач Allison. Шесть ступеней, автоматическая подстройка системы переключения передач под манеру езды водителя и условия движения с учетом профиля местности позволяют существенно экономить топливо по сравнению с другими трансмиссиями. В системе управления трансмиссией есть два режима работы: городской и пригородный, что также позволяет эксплуатировать автобус наиболее рентабельно.

ЛиАЗ представлял также первый российский сочлененный автобус модели «6213» с высотой пола 0,325 м и 300-сильным двигателем Caterpillar 3126 Euro-3. Вместимость автобуса – 171 человек, из них 39 могут ехать сидя. Габариты автобуса 17 990х2 500х2 880 мм. Коробка передач 3-ступенчатая гидромеханическая Voith Diva 863.3Е. Силовой агрегат размещен позади ведущего моста задней секции автобуса. Рядом демонстрировался ЛиАЗ-62ХХ для городского и пригородного сообщения длиной 15,0 м, а также обновленная версия автобуса ЛиАЗ-5256.23 с дизелем Euro-2.

Ikarbus IK-308

Новинки ПАЗ-3203 и ПАЗ-3204 станут новыми базовыми автобусами Павловского завода.

Курганский автобусный завод был представлен автобусом для пригородного и межрайонного сообщения семейства «Аврора». По сравнению с базовой версией его вместимость салона была увеличена на девять посадочных мест. В автобусе предусмотрены сквозные багажные отсеки общим объёмом около 5 м3.

РУП «МАЗ»

Автобусное производство Минского завода продемонстрировало две новинки. Первая – малый 8-метровый МАЗ-256, первый представитель второго поколения минских автобусов. Он имеет 28 мест для сидения, соответствует экологическим нормам Euro-2 и отличается привлекательным дизайном. Кузов изготовлен с широким применением стекло-пластиковых панелей, причем и панели, и стекла приклеены к каркасу. Предполагается, что в это семейство войдут туристические, пригородные и бизнес-варианты, т.е. будет несколько модификаций. Габариты автобуса 8 090х2 500х3 200, база – 4 200 мм. Снаряженная масса 7 400 кг. Планируется установка дизеля ММЗ Д-245.30 мощностью 155 л.с. или двигателя Deutz BF4M1013FC мощностью 170 л.с. Коробка передач – ЗИЛ или ZF. Максимальная скорость автобуса 100–113 км/ч.

Новый туристический МАЗ-251, также относящийся ко второму поколению автобусов МАЗ, оборудован на уровне строгих международных стандартов этого класса (кондиционер, независимый отопитель кабины водителя, независимый жидкостный подогреватель двигателя, кухня, холодильник, туалет, аудио- и видеосистема). Вместимость 12-метрового «лайнера» – 51 человек, снаряженная масса – 13,5 т. Двигателей предлагают два: MAN D2866L OH мощностью 360 л.с. или Mercedes-Benz OM 501 LA, развивающий 260 л.с. Ходовая часть автобуса имеет централизованную систему смазки. Максимальная скорость достигает 134 км/ч. Уже в текущем году обе представленные новинки будут выпущены в виде первой промышленной партии.

ЗАО «МЗПА»

Мичуринский завод по производству автобусов (МЗПА) начал свою деятельность в 1951 г. в качестве авторемонтного предприятия. С 1955 г. он стал специализироваться на ремонте автобусов, восстанавливая до 1 500 шт. в год. Оригинальная «блочная» технология ремонта, когда замене подвергалась половина, а то и всё основание кузова, позволила в 1993 г. приступить к самостоятельному производству автобусов модели ЛАЗ-695Н и его модификаций. В феврале 1995 г. начался выпуск автобуса, разработанного своими силами. В настоящее время выпускаются четыре модели, при этом технология производства непрерывно совершенствуется. Сварные трубчатые каркасы из высокопрочной стали, открытая рама, боковины из оцинкованной с двух сторон стали и стеклопластиковые элементы облицовки хорошо противостоят коррозии и легко ремонтируются при эксплуатации автобуса. В 2002 г. завод выпустил 379 ед., в 2003 г. – 248. На выставке МЗПА показал свою последнюю разработку – 13-метровый заднемоторный автобус нового поколения МАРЗ-5277, рассчитанный на перевозку 120 пассажиров. На основе городского варианта создан 45-местный междугородный МАРЗ-5277-01. Автобусы комплектуют 230-сильным дизелем ЯМЗ-236НЕ-2, 5-ступенчатыми механическими коробками передач. Подвеска мостов зависимая, пневматическая.

ОАО «КАМАЗ»

Автобусное производство КАМАЗа должно ежегодно выпускать по 1 200 машин в год – таковы перспективные планы. Пока до их реализации далеко, но темпы прироста производства впечатляют! За 7 месяцев 2004 г. на рынке реализовано 340 автобусов против 192 за тот же период прошлого года. С учетом уже произведенных, но еще не укомплектованных автобусных шасси, выпуск достиг 494 ед., против 378 в январе–июле 2003 г. Укрепить позиции компании на российском рынке призван новый НефАЗ-5299-21 с газовым двигателем – первая совместная разработка специалистов Нефтекамского завода и КАМАЗа. Автобус вмещает 98 пассажиров и имеет 29 сидячих мест. Газовый турбонаддувный двигатель КамАЗ-820.53-260 с охлаждением наддувочного воздуха использует сжатый природный газ (метан), развивая мощность 260 л.с. при 2 200 мин-1 и крутящий момент 931 Нм при 1 300-1 500 мин-1. Газ под давлением 220 бар хранится в баллонах объёмом 990 л, из них два (по 315 л) установлены в задней части кузова, остальные – на шасси, с левой стороны салона. Запас хода автобуса – 450 км.

В основном, автобус собран из
отечественных компонентов, импортных немного. В частности – гидроусилитель руля интегрального типа закупается у фирмы РРТ (Сербия-Черногория). Коробка передач – автоматическая Voith Diva-3. Применены зависимые пневматические подвески: передняя на двух пневмоэлементах, задняя на четырех. Салон обогревается четырьмя отопителями от системы охлаждения и независимого газового подогревателя Webasto.

ООО «СканТат Алабуга»

Компания была создана в качестве дочернего предприятия шведской Scania для производства городских, междугородных и туристических автобусов большого и малого классов. В 2003 г. увидели свет первые, собранные в Елабуге (Свободная экономическая зона «Алабуга»), комфортабельные туристические СканТат-6208. Автобусы собираются целиком из импортных комплектующих и отличаются от европейских специальным «российским пакетом», включающим двойное остекление салона, более мощные ото-пители, специальный кондиционер и т.п. Заказчик получает машины спустя 2–3 месяца после первой предоплаты. В настоящее время они уже работают в Санкт-Петербурге, Казани, Ижевске, Екатеринбурге и других городах России.
На выставке был представлен образец на 47+1+1 пассажиров. При длине 12 500 мм и высоте 3 600 мм снаряженная масса автобуса составляет 13 230 кг, полная – 17 500 кг. Шестицилиндровый двигатель ДС 9.03, развивающий мощность 300 л.с. при 1 900 мин-1 , позволяет машине достигать скорости 115 км/ч. Коробка передач 9-ступенчатая, механическая, оборудование салона включает аудио- и видеосистему, мини-кухню с кипятильником, холодильник, туалет, спальное место водителя, кондиционер. На выставке демонстрировались городской и междугородный автобусы OmniLink, производимые компанией ООО «Скания-Питер».

Ikarbus

Предприятие, расположенное в Зенуне (недалеко от Белграда), что в современной Сербии, понемногу осваивает российский рынок с помощью своего генерального импортера ЗАО «Тушино-Авто». На выставке показали два туристических автобуса: Ikarbus IК-104 Colo длиной 11,86 м и вместимостью 47/52 пассажира, а также Ikarbus IК-308 длиной 8,11 м, рассчитанный на 31+1+1 места. В техническом плане автобусы базируются на силовых агрегатах и мостах, выпускаемых по лицензии компании MAN венгерскими заводами RABA и FAP. В стандартную комплектацию машин входят люки в крыше с электроприводом, тахограф, зеркала заднего вида с электроприводом и подогревом, АБС, подкрылки колесных ниш. Боковые панели кузовов автобусов выполнены из оцинкованного листа. По заказу устанавливают двойное остекление, дополнительный автономный ото-питель, систему подогрева дизельного топлива, кондиционер, ретардер Voith, аудио- и видеосистемы, туалет, холодильник, «северный пакет», облегчающий эксплуатацию автобусов при температуре воздуха до –40°С.

Комментировать ... >>
Loading...