Автобусы Северной Америки
От первого американского автобуса до одного из последних
Тема американских автобусов, конечно же, безгранична, но мы попытаемся уложиться в одном рассказе – от первого американского автобуса до одного из последних. Но сначала уточним, что же считать автобусом, ведь споры вокруг этого вопроса ведутся и сегодня. Одни считают, что это экипажи, имеющие более шести посадочных мест. Но сегодня существует целый ряд лимузинов, берущих гораздо больше пассажиров. Другие говорят об обязательной оплате проезда, но с начала прошлого века были многоместные гостиничные экипажи, где стоимость проезда на вокзал и обратно была заложена в смету проживания в номере. Так что читателю самому придется разобраться, что такое автобус… Но то, что он предназначен для перевозки большого количества пассажиров – не вызывает сомнения.
Первый автобус Северной Америки в нашем понимании был выпущен в 1900 г. фирмой Mack и назывался Touring Coach. Он оснащался 4-цилиндровым двигателем, позволявшим разгоняться до 30 км/ч, и 3-ступенчатой коробкой передач. Автобус имел 27 мест для сидения, т.е. это был далеко не кроха. Кстати, с именем этой фирмы мы встретимся еще не раз. А вообще, ее автобусная продукция, так же, как и тяжелые грузовики, всегда имела авангардную конструкцию и очень оригинальный внешний вид. Первый автобус в прекраснейшем состоянии сохранился до наших дней и экспонируется в заводском музее в Аллентауне.
В 1903 г. фирма Fischer подписала контракт с Лондонской автобусной компанией на поставку нескольких автобусов для английской столицы. Может быть, этот факт и не заслужил бы нашего внимания в «американском контексте», но конструкция машины была такова, что не остановиться на ней просто невозможно. Автобус имел гибридный привод – это в начале-то прошлого века! Задние колеса вращал 10-сильный электродвигатель (каждое), которые питались от генератора мощностью 15 кВт. Тот, в свою очередь, приводился 20-сильным 4-цилиндровым двигателем внутреннего сгорания, а накопителем энергии служили аккумуляторные батареи, включенные в сеть между генератором и тяговыми электродвигателями. Из-за сложности конструкции автобус показал себя не с лучшей стороны и был возвращен в США.
Настал 1910 г. Известная сегодня своими роскошными легковыми автомобилями фирма Buick выпустила Motor Bus – заметьте, вагонной компоновки. Двухцилиндровый оппозитный двигатель мощностью 22 л.с. располагался спереди и позволял небольшому автобусу разгоняться до 40 км/ч. Эта 12-местная машина в основном использовалась отелями и вокзалами. Но начало вагонной компоновке, как видит читатель, она уже положила.
Вскоре была основана транспортная компания Greyhound (1914 г.), которая и сегодня успешно конкурирует с железнодорожным пассажирским транспортом. С массовым строительством автомобильных дорог на Североамериканском континенте сразу же появилась возможность трансконтинентальных дорожных пассажирских рейсов, причем маршруты прокладывались таким образом, чтобы охватить почти все штаты от Востока до Запада и от Севера до Юга. Появились комфортабельные многоместные автобусы со специальными низкорамными шасси и особыми пневматическими амортизаторами, обеспечивающими плавность хода намного большую, чем мог предложить железнодорожный транспорт. В такой конкурентной борьбе Европе участвовать не приходилось, а Америка начала свое победное шествие на колесах по асфальту. Кроме того, автобусные станции, разбросанные в самых неожиданных местах, также способствовали развитию именно этого вида транспорта.
Интересно, что Greyhound не только эксплуатировала автобусы, но и делала инвестиции в разработку нового подвижного состава, отвечающего ее требованиям. В этих разработках участвовали практически все американские производители автобусов и грузовиков того времени, пока круг не сузился до нескольких компаний, причем эмблема самого изготовителя, как правило, отсутствовала – ее заменяло изображение борзой. Примером может служить 26-местный автобус Modern Motor Coaches 1927 г. выпуска. У автобусов тех лет хорошо заметны пневматические амортизаторы, чисто американские клаксоны, прописанные на бортах маршруты и, конечно, хорошо заметное изображение легендарной борзой.
Примерно в то же время в США появились автобусы со ступенчатой крышей (европейское название «хохдеккер» здесь не подходит). Автобус A.C.F. 1925 г. стал одной из первых таких машин в Новом Свете. Хотя европейская фирма Gebruder Ludewig приписывает себе изобретение такого кузова уже после окончания(!) Второй мировой войны.
В 30-е годы стали популярными небольшие роскошные автобусы на удлиненном шасси легковых автомобилей. Один из них – 12-местный Sedan-Bus фирмы Fitzjohn, построенный на шасси Chevrolet для одной из транспортных фирм. Несмотря на свои небольшие размеры, эти автобусы-автомобили курсировали через Аляску, Соединенные Штаты и Мексику. И даже при такой маленькой пассажиро-вместимости поездки через всю Северную Америку были весьма выгодны и удобны. Обратите внимание, что так любимого хрома и полированного алюминия в отделке большинства автобусов еще нет.
И еще несколько слов о предвоенных автобусах. Вернее, об их дизайне. Речь пойдет не о своеобразной окраске, а о скульптуре объекта. Вот, например, Fitzjohn 1939 г. Легко заметить, что на характер некоторых поверхностей повлиял легковой автомобиль. Да-да, именно легковой. Обратите внимание на передние крылья. Складывается впечатление, что их чисто механически перенесли на кузов автобуса с легковушки, и «появилась» настоящая скульптура. Таким приемом в то время пользовались довольно многие американские автобусные фирмы, но этот период прошел довольно быстро. Скорее всего, это была всего лишь дань моде.
Несколько слов о городском автобусе. В США в 20-е и 30-е годы на улицах крупных городов довольно часто можно было встретить двухэтажные автобусы. Некоторые фирмы выпускали их до начала Второй мировой войны. Но, по большому счету, при наличии огромного парка личных автомобилей и довольно слабом развитии общественного городского транспорта надобность в таких машинах отпала сама собой. Кстати, многие американские города и сегодня не имеют развитой инфраструктуры общественного транспорта. Но, тем не менее, интереснейшие конструкции городского автобуса время от времени появлялись.
Например, сочлененный Twin-Coach 1938 г. Я бы сказал – «условно-сочлененный», так как полуприцеп этого автобуса не смещался вправо или влево в повороте, как мы привыкли, а лишь повторял рельеф местности, покачиваясь в вертикальной плоскости. Жизнь этого «недоразумения» из-за непродуманной концепции оказалась недолгой.
Послевоенный GM, прозванный New Look, появившийся в 1960 г., являл собой чисто городскую машину, хотя зачастую использовался и на транзитных рейсах. Основными отличиями автобуса были: многосекционное лобовое стекло, сдвоенные фары головного света, умеренное количество полированного алюминия и нержавейки и по паре наклонных боковых окон между дверями. Двигатель располагался сзади, но проводились эксперименты с газовой турбиной и даже с паровой машиной. Выпускался автобус несколько десятилетий с незначительными изменениями.
В 1956 г. уже известная нам фирма Mack изготовила экспериментальный городской автобус ADS-1 по эскизам дизайнера Алекса де Шахновски. Автобус был назван «транспортом будущего». Сегодня смотреть на это творение без улыбки довольно трудно, а тогда он произвел на зрителя немалое впечатление. Плавные кривые организовывали непривычные поверхности, смелые рисунки стекол выдавали неординарность мышления дизайнера. Одним словом, ADS-1 стал событием не только в американском, но и в мировом автобусостроении. К сожалению, единственный построенный экземпляр погиб при пожаре.
Двумя годами позже все та же Mack построила трехосный автобус для сверхдальних рейсов. Кстати, и здесь не обошлось без финансовых вливаний Greyhound. Автобус, прежде всего, поражал зрителя своими размерами – это видно по фотографиям. В задней застекленной части находилась так называемая зона отдыха, где за столиками можно было выпить кофе или поиграть в азартные игры…
Внешне – это был до мелочей американский классицизм. Здоровенный передок с относительно узким лобовым стеклом, небольшие боковые стекла и огромное количество хрома по всему периметру автобуса. Автобус длиной 12 м имел 255-сильный турбодизель, расположенный сзади. Кстати, насчет выступающей задней части кузова: автобус имел даже небольшие крылышки. Это, видимо, дань последним годам аэростиля в легковом автостроении.
А теперь об автобусе MCI (Motor Coach Industries) Crusader, выпускавшемся и в Канаде, и в США с 1972 г. MCI – своеобразная фирма, строящая роскошные автобусы практически со дня своего рождения. Создание этого трехосного автобуса было субсидировано опять же Greyhound, которая собиралась использовать серию таких машин на своих маршрутах. Автобус представлял собой чисто американское видение этого вида транспорта, лишь крыша пассажирского салона была приподнята из-за увеличенного объема нижних багажных отделений. Отдельно следует сказать об окраске внешних элементов – особенно это касается оконных стоек, имевших все без исключения черный цвет, что вкупе с тонированными стеклами создавали иллюзию непрерывной темной полосы. Совместно с обилием хрома и фирменными цветами Greyhound такая окраска придавала машине непередаваемый шарм. На борту, в зависимости от типа сидений и планировки салона, можно было расположить от 43 до 53 кресел. Позже на автобусе попытались поставить газовую турбину, но в серию этот вариант не пошел.
Вспомним еще один, не совсем обычный вид транспорта, основанного на автобусе. В качестве примера мы возьмем одну из последних моделей канадской фирмы Prevost с глубоким и богатым прошлым. Наряду с пассажирскими автобусами фирма довольно активно выпускает в последнее время так называемые Bus-Shell (в свободном переводе – автобусы-«ракушки»). Эти экипажи, как правило, не имеют никакого внутреннего оборудования и рассчитаны на богатых клиентов, которые платят многочисленным мастерским, чтобы получить эксклюзивный вариант дома на колесах. Таких мастерских в последнее время становится все больше, но вот двух одинаковых автобусов встретить не удастся, хотя стоимость иного из них приближается к миллиону долларов…
И, конечно же, нельзя обойти молчанием один из символов Америки – школьный автобус. Первый из них появился в 1927 г. в одной из дилерских контор Ford. Сметливый хозяин поставил на фордовское шасси деревянный, обитый железом кузовок с маленькими сиденьями специально для перевозки детей в школу и обратно. Именно так родился знаменитый School Bus. С тех пор изготовителей таких автобусов было столько, что не перечесть. А самих машин было еще больше.
Расскажем лишь об одной из них – Envire Bus 2000, выпускаемой фирмой Blue Bird. Судя по названию, автобус очень сильно «дружит» с окружающей средой, поскольку оснащен двигателем John Deere, работающим на природном газе. В зависимости от длины автобуса число посадочных мест для учеников или студентов может достигать сотни. Практически каждая мелочь в салоне и снаружи призваны служить безопасности пассажиров. Этой же цели подчинена навигационная система с присвоенным каждому автобусу кодом. Диспетчер, например, в курсе любой остановки автобуса и ее причины – или это простая поломка или его захват террористами. Видите, как серьезно подходят американцы к своим чадам? А голографическая надпись STOP чего стоит!
В общем, автобус в Северной Америке выполняет свои функции, если можно так выразиться, на 200%. Но не забывайте, что здесь мы только КОСНУЛИСЬ темы.