Тяжелый гусеничный эвакуационный тягач, мод. ТГ
46 лет назад был создан этот эвакуационный тягач. Разработали и изготовили его на 38-м Опытном заводе Министерства обороны СССР. Тягач был смонтирован на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, имел одну лебедку, обеспечивал транспортировку поврежденных машин на жесткой сцепке буксиром, закреплялся на грунте при работе лебедки с помощью заторможенных гусениц, сошника и якорей. Конструкторская документация тягача была разработана в конструкторском бюро завода под руководством военных инженеров В.А. Михина и А.Л. Шебарова. Он имел особенности устройства, представляющие интерес для читателей-автомобилистов, увлекающихся историей создания отечественной военной автомобильной техники.
Тягач предназначался для вытаскивания застрявшей, опрокинутой или затонувшей гусеничной и колесной автомобильной техники (массой до 25 т) и перевозки на сборный пункт поврежденных машин (СППМ).
Кабина тягача была капотного типа, закрытой 4-местной 2-дверной цельнометаллической, заимствованной у грузового автомобиля ЗИС-150. Она отличалась от кабины-прототипа центральной вставкой для размещения в ней личного состава из четырех человек и командирским люком на крыше для наблюдения и управления колонной машин на марше. Кабина имела системы отопления и вентиляции, стеклоочистители, солнцезащитные козырьки, резиновый коврик и другое имущество.
Грузовая платформа была металлической сварной с ровным полом и лючками в полу для доступа к лебедке, откидным задним бортом и продольно расположенными сиденьями и тентом с дугами. Грузоподъемность платформы составляла 5 т, внутренние размеры 3576x2950x360 мм, а площадь пола 10,5 м2.
В тягаче устанавливался 12-цилиндровый V-образный дизельный жидкостного охлаждения двигатель типа В-401 с максимальной мощностью 305 кВт (415 л.с.) при 1600 мин–1, позволявший двигаться по шоссе с полной нагрузкой с неплохой для того времени максимальной скоростью 35,5 км/ч. Он располагался в передней части машины. Двигатель отличался неплохой надежностью в работе и хорошей топливной экономичностью. В качестве топлива применялось недорогое и недефицитное дизельное топливо.
Запуск двигателя был дублированный – с помощью электрического стартера мощностью 11 кВт (15 л.с.) или сжатым воздухом (резервная система). Необходимо отметить, что двигатель имел известный прототип – модификацию хорошо зарекомендовавшего себя танкового дизеля типа В-2, который устанавливали в предвоенное и военное время в прославленных Т-34 и самоходных артиллерийских установках, созданных на их базе, СУ-85 и СУ-100.
Трансмиссия тягача механическая состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, 5-ступенчатой коробки передач с синхронизаторами на 2, 3 и 4-й передачах, двух 2-ступенчатых планетарных механизмов поворота и двух одноступенчатых бортовых передач. Применение 2-ступенчатых планетарных механизмов поворота значительно облегчало управление машиной при маневрировании и обеспечивало получение минимального радиуса поворота на месте, равного ширине колеи машины 2,64 м.
Гусеничный движитель тягача, применительно к одному борту, состоял из мелкозвенной гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра (830 мм) с наружной амортизацией в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Гусеничная цепь состояла из 78 траков (шириной 500 мм) с направляющим гребнем, с развитыми грунтозацепами, допускавшими крепление к ним дополнительных грунтозацепов (шпор) для движения по глубокому снегу, грязи или песку.
Подвеска независимая торсионная с поперечным расположением торсионных валов над днищем корпуса тягача. Амортизаторы на передних и задних узлах подвески не устанавливались. Она обеспечивала тягачу возможность движения по грунтовым дорогам и шоссе с неплохим средними скоростями 18 и 30 км/ч соответственно.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 В и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей электроэнергии на корпус. В качестве источников и потребителей электроэнергии применены генератор постоянного тока Г-53 мощностью 1,5 кВт (2,03 л.с.) и четыре стартерные 12-вольтовые аккумуляторные батареи 6-СТЭН, соединенные последовательно-паралельно.
Тягач был оснащен лебедкой для проведения эвакуационных работ с гусеничными и колесными машинами, потерявшими ход. У нее был шестеренчатый редуктор для приведения в действие барабана с тросом; тросоукладчик; тяговые ролики, разгружавшие трос, уложенный на барабане; механизм, защищавший ее от перегрузок, и тормоз, удерживавший вытаскиваемую машину на месте при внезапной остановке лебедки. Лебедку разместили под настилом пола грузовой платформы, она приводилась в действие от трансмиссии тягача при работающем двигателе. Чтобы обеспечить работу лебедки с такелажным оборудованием, требующим значительной длины троса, длина троса была увеличена от 100 до 200 м за счет уменьшения его диаметра с 28 до 21,5 мм и уменьшения тягового усилия лебедки с 200 до 180 кН (18 тс).
Такелажное оборудование тягача позволяло составить пять схем полиспастов и получить усилия вытаскивания от 350 до 1000 кН (от 35 до 100 тс) при надежном закреплении его на грунте. В состав такелажного оборудования входил комплект, включавший анкеры, штыри, блоки, соединительные детали и инструмент.
По эффективности закрепления тягача на грунте при работе лебедки сошник занимал промежуточное положение между заторможенными гусеницами и якорями. Он располагался в кормовой части корпуса тягача и приводился в действие тросом лебедки. Тягач был укомплектован оборудованием, с помощью которого можно было производить работы по приведению поврежденных машин в транспортабельное состояние перед их буксировкой. К нему относился комплект инструмента слесаря-монтажника, набор специальных ключей и оборудование для резки металла. Кроме того, тягач был укомплектован элементами крепления оружия экипажа, медицинской аптечкой, огнетушителями и шанцевым инструментом, включавшим лом, лопаты, топор и поперечную пилу.
Параметр | Характеристика, величина |
---|---|
Назначение | Вытаскивание застрявших, опрокинутых и затонувших машин, транспортировка поврежденных машин к месту их ремонта |
Тип | Гусеничный эвакуационный тягач тяжелый ГЭТТ |
Год выпуска | 1959 |
Экипаж, человек | 2 |
Базовое шасси | АТТ |
Удельная мощность, кВт/ (л.с./т) | 13,1 (17,8) |
Максимальная скорость, км/ч | 35,5 |
Среднее удельное давление на грунт, МПа (кгс/см ) | 0,065 (0,65) |
Дорожный просвет, мм | 425 |
Глубина преодолеваемого брода, м | 1,5 |
Максимальная масса буксируемой машины, т | 25 |
Основное оборудование и имущество: для вытаскивания застрявших, опрокинутых и затонувших машин, для закрепления на грунте при работе лебедки для буксировки поврежденных машин | Лебедка, развивающая максимальное тяговое усилие 180 кН (18 тс), заторможенные гусеницы, сошник и якоря, жесткий буксир |
Такелажное | Комплект, состоящий из анкеров, штырей, блоков, соединительных деталей и инструмента |
Грузоподъемность | Отсутствует |
Слесарный инструмент | Комплект инструмента слесаря-монтажника, набор специальных ключей |
Для резки металла | Керосинорез, три кислородных баллона емкостью 27 л, редуктор, бидоны для керосина |
Время, необходимое для приве дения тягача из походного в ра бочее положение, мин | 8…10 |
Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм | 7175x3165x2985 |
Вписываемость в габариты подвижного состава железных дорог | Вписывается |
Масса в снаряженном состоянии, т | 23 |
Полная масса, т | 23,2 |
Время, необходимое для приведения тягача в рабочее состояние усилиями экипажа, состоявшего из двух человек, составляло 8…10 минут. Проходимость тягача на местности была хорошей для его типа. Он мог преодолевать с полной нагрузкой на сухом твердом грунте подъем крутизной 30° (с прицепом – 25°), ров (канаву) шириной 1,9 м, эскарп с высотой стенки 0,85 м, брод с твердым грунтом глубиной 1,5 м и двигаться по косогору с креном 25°. Среднее удельное давление на грунт невелико и составляло не более 0,065 МПа (0,05 кгс/см2). Дорожный просвет был 425 мм, что позволяло тягачу двигаться по грунтовым дорогам с глубокими колеями и не садиться днищем корпуса на грунт. По этому показателю он превосходил средний танк Т-34, отличавшийся хорошей профильной проходимостью, у которого клиренс был 400 мм. Запас хода по топливу у тягача большой – 725 км. Полная масса тягача составляла 23,2 т , габаритные размеры сравнительно небольшие – 7175х3165х2985 мм (по кабине). Они позволяли двигаться по деревянным мостам в сельской местности, маскироваться и вписываться в габариты подвижного состава железных дорог, что не создавало трудностей при организации воинских перевозок по железным дорогам.
Тягач использовался в составе эвакуационных подразделений в войсках, хорошо показал себя на многочисленных учениях войск, отличался простотой устройства, надежностью в работе, неприхотливостью в эксплуатации.