Автополигону 40 лет
Научно-исследовательскому центру испытаний авто- и мототехники (НИЦИАМТ), а говоря проще – Дмитровскому автополигону в июле исполняется 40 лет. Возраст зрелости. И еще сравните его с юбилеями большинства отечественных фирм, празднующих пятилетие, и уж совсем немногие гордятся десятью годами работы. А тут – целых 40 лет. За это время выросло не одно поколение автомобильных инженеров, и кажется, что автомобильный полигон в Дмитровском районе Московской области был всегда.
Когда читаешь старые отчеты о постановке на производство советских автомобилей третьего поколения, возникает странное чувство. Межведомственная комиссия для начала определяла перечень дорог общего пользования и пробеги по ним, которые должны были совершить машины, чтобы пройти приемочные испытания. Заводы, разрабатывая новые модели, также катали их на обычных дорогах. При этом сопоставимость результатов замеров была весьма условной, да и организовать работу толком не удавалось, а многие вещи определить в условиях дорожного движения просто невозможно.
Требования к транспортным средствам постепенно ужесточались, и полигон для всесторонних испытаний автомобиля стал насущной необходимостью. А поскольку в ту пору все было государственным, даже то, что таковым не считалось, например, колхозы, то и полигон построили один на все заводы. Зато какой!
По занимаемой площади и сегодня НИЦИАМТ остается крупнейшим в мире. По комплексу имеющихся дорог – один из самых крупных в мире. Нужно ли говорить, что и по оснащению в свое время он находился, как тогда любили выражаться, «на острие технического прогресса». Делясь собственными впечатлениями, скажу, что во второй половине 80-х годов работа на полигоне шла в три смены, работа на испытательных дорогах была строго расписана по времени, а на служебных дорогах было движение, как на Кутузовском проспекте столицы.
«Кому это теперь нужно?» – может спросить «продвинутый» читатель, – «проектирование ведется в компьютере, все режимы также моделируются с его помощью, результаты проектирования сразу отправляются в станки с программным управлением; так что в клавиатуру пальцами потыкал, «мышью» по коврику поелозил, и, пожалуйста – получите идеальный автомобиль». Что тут можно ответить? Разве что вспомнить, как лет семь назад некий мировой лидер автостроения выводил на рынок новую модель, хвастаясь, что благодаря компьютерным технологиям удалось обойтись без испытаний и добиться фантастического сокращения сроков проектирования и подготовки производства. Итог: «уши» (опрокидывание) при выполнении «переставки» (предельно резкая смена полосы движения) прямо на презентации, на что легковой автомобиль класса «А» (именно к нему относилась новинка) по современным представлениям просто не имеет права. Так что без ходовых испытаний пока еще никому обойтись не удалось.
Сегодня Дмитровский автополигон работает далеко не так интенсивно, как раньше. В условиях товарно-денежных отношений заводчане тщательно считают деньги, и все, что могут, стараются делать у себя. Часть автозаводов оказалась за границей, а многие отечественные работают в лучшем случае на 1/5 своей мощности, экономят на новых разработках, а значит – на собственном будущем. На полигоне проводятся, главным образом, сертификационные испытания. Правда, ФГУП НИЦИАМТ оставалось прибыльным предприятием, сохранившим высококвалифицированные кадры.
Проводя инструментальное тестирование грузовиков на дорогах автополигона, мы бы назвали его наиболее хорошо оснащенным испытательным центром России. Уникальный комплекс дорог поддерживается в рабочем состоянии. Измерительная аппаратура и оборудование здесь используются пусть и не всегда новейшие, но современные, чем, кстати, зачастую не могут похвастаться другие исследовательские центры России, в том числе и военные. На полигоне работает программа по привлечению молодежи. Все это вселяет уверенность, что будет НИЦИАМТ праздновать и полувековой юбилей, и 60-летие.
С днем рождения, автополигон!