Родоначальник послевоенных самосвалов ЯАЗ
60 лет назад на Ярославском автомобильном заводе собрали опытный автомобиль-самосвал ЯАЗ-205. Грузоподъемность машины, созданной под руководством главного инженера предприятия В.В. Осепчугова, составляла 6 т на шоссе и 5 т на грунтовых дорогах. Для опрокидывания назад платформы полезным объемом 3,6 м3, оснащенной поворотным задним бортом с верхней навеской, служил рычажный механизм с гидравлическим приводом.
Время подъема кузова на угол 50° 30 с. Первый образец оборудовали рядным четырехцилиндровым двухтактным дизелем американской компании GMC модели 4-71. При рабочем объеме 4,65 л силовая установка развивала мощность 110 л.c. использовалась электрофакельная система подогрева. Чуть позже самосвал комплектовали 112-сильным дизелем ЯАЗ-204. Грузовик оснащали тахометром, однодисковым сухим сцеплением, 5-ступенчатой КП с синхронизаторами на четырех высших ступенях, барабанными тормозами с пневматическим приводом, рессорной зависимой подвеской всех колес с гидравлическими рычажными амортизаторами на передней оси и дополнительными рессорами на задней. Важно, что концы передних рессор соединялись с рамой не с помощью пальцев с втулками, а посредством резиновых подушек. Редуктор заднего моста автомобиля с увеличенным по сравнению с бортовой машиной МАЗ-200 передаточным числом снабжался конической главной передачей со спиральными зубьями. Трехместная кабина выполнялась деревянной с металлической обшивкой. Вместимость топливного бака составляла 105 л, полная масса грузовика – 12 825 кг. Наибольшая скорость автомобиля достигала 60 км/ч, а радиус поворота при колесной базе 3800 мм не превышал 9 м. В 1947 г. производство самосвала с индексом МАЗ-205 развернули на Минском автозаводе. С 1946 по 1948 год выпустили 103 машины ЯАЗ-205.
Первый четырехтактник из Ярославля
Осенью 1961г. на Ярославском моторном заводе приступили к серийному производству нового поколения дизелей семейства ЯМЗ-236, в разработке которого активное участие принимали специалисты Научного автомобильного и моторного института (НАМИ). Двигатель предназначался для установки на грузовики МАЗ, строительные краны, компрессорные установки, электроагрегаты, экскаваторы и др. Силовая установка обладала рядом прогрессивных для своего времени технических особенностей. Мотор имел четырехтактный рабочий процесс, V-образное расположение шести цилиндров с углом развала 90°, рабочий объем 11,15 л (диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня – 140 мм). Относительно умеренная форсировка обеспечивала надежную и долговечную работу агрегата в тяжелых условиях эксплуатации.
Отношение хода поршня к диаметру цилиндра выбрали близким к единице для того, чтобы иметь в составе унифицированного семейства дизелей модели не только с двухрядным, но и с однорядным расположением цилиндров, для которого большая короткоходность конструктивно нецелесообразна. Максимальная мощность достигала 180 л.с. при 2100 мин-1, максимальный крутящий момент – 667 Н·м при 1500 мин-1, степень сжатия – 16,5. Блок-картер, гильзы мокрого типа, головки цилиндров (одна для трех цилиндров) выполнены из чугуна, а поршни с камерой сгорания в днище – из алюминиевого сплава.
Двигатель оснастили роликовыми толкателями клапанов, крышкой коренных подшипников с креплением на четырех болтах, шестиплунжерным насосом высокого давления с корпусом из алюминиевого сплава, раздельными форсунками закрытого типа, у которых внутренняя поверхность между впрысками топлива разобщена от камеры сгорания специальной иглой. Конструкция ЯМЗ-236 позволила создать на его базе тракторный дизель и модификации с турбонаддувом с различной степенью форсировки.