Первые автобусы МАЗ
Автобусное производство АМАЗ Минского автомобильного завода в 2007 году отмечает свое пятнадцатилетие. Но первые автобусы МАЗ появились чуть ранее – 16 лет назад.
На международной выставке, проходившей в 1991 году в болгарском Пловдиве, дилер Минского автозавода в Болгарии – фирма "Сомко" вместе с другими экспонатами представила два автобуса, изготовленных в Австрии. Особенность конструкций состояла в том, что основой для моделей послужило удлиненное шасси МАЗ-5337 со 180-сильным V6 ЯМЗ-236.
Основным недостатком автобусов стало размещение дизеля внутри салона, что доставляло неудобства пассажирам из-за повышенного шума и вибрации во время движения.
На выставке модели увидел представитель МАЗа в Болгарии Ю.Н. Маркиянов. По его просьбе автомобили привезли в Минск. После появления машин на автозаводе стали ходить слухи, что такие автобусы будут изготавливать на предприятии. Однако они не оправдались. В автобусном производстве АМАЗ стали производить другую автотехнику по лицензии Neoplan.
Австрийские автобусы долго находились в нерабочем состоянии. Но потом их отремонтировали и покрасили, поставили мазовские эмблемы и стали использовать для заводских нужд.
Два года назад одну из машин передали в подразделение МЧС РБ, расположенное в городе Клецке (на снимке). А второй автобус по-прежнему эксплуатируется на МАЗе.
Годовщина нижегородского троллейбуса
В 2007 году, 27 июня, нижегородскому (горьковскому) троллейбусу исполнилось 60 лет. Горький стал седьмым городом в России, где было открыто регулярное троллейбусное движение (после Москвы, Ленинграда, Ростова, Куйбышева, Свердловска и Челябинска).
Первый маршрут троллейбуса в нагорной части Горького, расположенной на правом берегу Оки и Волги ("Городское кольцо"), прошел по центральным улицам Свердлова, Полевой и Фигнер через площади Минина и Пожарского, 1 мая и Свободы, причем по улицам Свердлова и Полевой ранее проходили трамвайные пути, которые в довоенные либо первые послевоенные годы были перенесены на соседние магистрали.
Параллельно велось строительство автономной троллейбусной сети в заречной части города, на левом берегу Оки – в 1948 году здесь также было открыто кольцевое движение по маршруту "Сормовский поворот – поселок им. Калинина". А в 1967 году в Горьком построили третью автономную сеть – в Автозаводском районе, где расположен ГАЗ. Кстати, в настоящее время ситуация с троллейбусным сообщением в Нижнем Новгороде такова, что здесь по-прежнему имеются три абсолютно независимые сети, обслуживаемые каждая собственным депо!
Машины, открывавшие троллейбусное движение в Горьком, были перестроены из бывших в употреблении ЯТБ-4. Одну из них в инициативном порядке построил местный авиационный завод. Впоследствии подвижной состав, как и в подавляющем большинстве российских городов, пополнялся троллейбусами моделей МТБ-82, ЗиУ-5 и ЗиУ-9. В 1999 году не существующий ныне Горьковский вагоноремонтный завод изготовил единственный экземпляр так называемого ЗиУ-9Н.
В эти же годы капитально-восстановительный ремонт троллейбусов, в том числе с заменой основания, освоил авиазавод "Сокол". А в 2006 году впервые после более чем 10-летнего перерыва для Нижнего Новгорода была закуплена партия из 40 новых ЗиУ-682Г016.
Мероприятий общегородского масштаба, приуроченных к 60-летию нижегородского троллейбуса, было решено не проводить, можно отметить лишь выход в свет 32-страничной брошюры "С днем рождения, троллейбус!". А в сентябре 2005 года в Нижнем Новгороде состоялось открытие музея городского электротранспорта, находящегося на территории трамвайного депо № 1. Среди его экспонатов – троллейбусы моделей МТБ-82 (на снимках) и ЗиУ-5Д, ранее работавшие в нагорной части города. К сожалению, качество их восстановления, особенно второго, вызывает достаточно много нареканий в плане соответствия историческому облику.