Газогенераторный ЗИС
70 лет назад на ЗИСе под руководством А.И. Скерджиева и А.И. Пельтцера был сконструирован газогенераторный автомобиль ЗИС-13 на длиннобазном шасси ЗИС-11. Газогенераторные установки, устанавливаемые на этих грузовиках, отличались размерами и конструкцией отдельных агрегатов, их размещением на шасси и количеством секций грубых очистителей-охладителей.
Камера сгорания изготовлялась из дорогой жаропрочной хромоникелевой стали, поэтому ЗИС-13 отличался 12-вольтовой электропроводкой вместо стандартных 6 В. Повышенное напряжение потребовалось в связи с увеличением мощности стартера из-за большей степени сжатия газового двигателя и наличия мощной воздуходувки. Загруженное в газогенератор топливо поджигалось факелом с помощью воздушного клапана. Воздух, необходимый для газификации, засасывался в камеру через фурменные отверстия благодаря разрежению, создаваемому всасывающим действием двигателя. Углерод топлива соединялся с кислородом воздуха, образуя углекислый газ (СО2) и окись углерода (СО). Входящий в состав топлива водород частично соединялся с кислородом, образуя воду, которая присоединяется к влаге топлива, а остальной выделяется в чистом виде. В слое топлива, находящегося непосредственно над зоной горения, происходит процесс сухой перегонки топлива, т. е. нагрев без доступа воздуха. Продуктами сухой перегонки являются древесный уголь или кокс, а также летучие вещества, смолы и влага, выходящие в газо- и парообразном состоянии. Степень сжатия двигателя ЗИС-13 повысили до 7,0. Для зажигания служило магнето. Мощность не превышала 48 л.с., а наибольшая скорость – 45 км/ч. Машина получилась тяжелой (3850 кг), а ее грузоподъемность составляла лишь 2500 кг. Расход древесных чурок достигал 80...85 кг/100 км, а запас хода – 90 км. Розжиг газогенератора занимал 7...9 мин. В общей сложности за два года завод выпустил около 900 грузовиков ЗИС-13.
Первый ярославский троллейбус
С развитием троллейбусного сообщения в СССР производство машин такого типа развернул Ярославский автомобильный завод, где был организован специальный цех и создано специальное кузовное конструкторское бюро, которое возглавил инженер В.В. Осепчугов. В 1936 г. ярославцы построили первую модель троллейбуса, которая получила обозначение ЯТБ-1. Новинку отправили работать в Москву. Машина отличалась окраской голубого, желтого и светло-зеленого цветов, обтекаемой формой кузова, пневматическим управлением тормозами, двустворчатыми дверями, стеклоочистителями, мягкой подвеской колес и бесшумным ходом.
Последняя особенность объяснялась применением червячной главной передачи. Рекуперативно-реостатная система электрического торможения позволяла замедлять ход троллейбуса на всем диапазоне скоростей, что облегчало управление машиной. За счет рационального бокового размещения электродвигателя, при котором ось редуктора главной передачи лежала на 250 мм левее продольной оси машины, удалось опустить пол в салоне, а следовательно, и нижнюю ступеньку у входных дверей. Благодаря этому полуоси заднего моста были неодинаковой длины. В салоне смонтировали 34 мягких места. Для отопления зимой установили шесть электрических печей. Внутренняя отделка отличалась изяществом. В случае прекращения на линии тока электрического освещения в вагоне зажигались два ярких фонаря, получавших ток от аккумуляторов.
Водитель размещался в удобном кресле. Общая вместимость троллейбуса достигала 55 человек. Длина машины составляла 9320 мм, ширина – 2500 мм, высота (по кромке крыши) – 2725 мм; колесная база – 5200 мм. Масса в снаряженном состоянии не превышала 8900 кг. Машина разгонялась до 50 км/ч. С 1936 по 1938 г. завод изготовил 573 троллейбуса ЯТБ-1.