Грозные жала «Осы»
Летом 1971 г. завершилось создание самоходного зенитно-ракетного комплекса ближнего действия «Оса» (9К33). Все системы ЗРК размещались на унифицированном семействе внедорожников, разработанных на Брянском автозаводе. Сюда входили шасси боевой машины БАЗ?5937, машина транспортного обслуживания (МТО) – БАЗ-5938 и транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) – БАЗ-5939. Основой несущей системы трехосных полноприводных амфибий стал стальной водонепроницаемый корпус полузакрытого типа, сваренный из стальных листов, дополнительную прочность которому придавала встроенная рама.
ЗРК разместили в центральной части автомобиля, носовое отделение отвели кабине управления, а корму – моторному отсеку. Почти равномерное расположение осей по базе автомобиля (2500+2600 мм) заставило сделать управляемыми колеса крайних осей, которые за счет особенности рулевого привода синхронно поворачивались во взаимно противоположных направлениях. Амфибию оснастили V-образным шестицилиндровым дизелем 5Д20-300 Барнаульского завода транспортного машиностроения. 300-сильный двигатель рабочим объемом 15,9 л имел эжекционную систему охлаждения. Трансмиссия с бортовой схемой раздачи мощности включала двухдисковое сцепление, механическую 5-ступенчатую коробку передач и двухскоростную раздаточную коробку с двумя понижающими передачами, а также одноступенчатые бортовые передачи и колесные редукторы. Между собой указанные агрегаты соединялись карданными валами. Высокую плавность хода обеспечивала независимая рычажно-торсионная подвеска. Амфибии этой серии оснащались герметичными колодочными тормозами с пневмогидравлическим приводом, системой регулирования давления воздуха в шинах и двумя водометами для движения на плаву, которые разместили в кормовой части. «Оса» различных модификаций помимо Советской и Российской Армий состоит на вооружении 25 государств.
Земной спутник космонавтов
Четыре десятилетия назад в июле 1966?г. на ЗИЛе построили первый опытный образец поисково-эвакуационной установки ПЭУ-1. Ее создали для поиска и эвакуации приземлившихся спускаемых аппаратов и космонавтов. Летом того же года машину продемонстрировали делегации, в которую входили космонавты Ю. Гагарин и А. Леонов. Они дали высокую оценку новому изделию.
Равномерное расположение осей по базе (2500 + 2500 мм) и полутораметровые колеса позволили трехосному внедорожнику преодолевать канавы и кюветы шириной более 2 м. Размещение V-образного 8 цилиндрового 180-сильного мотора ЗИЛ?375Я рабочим объемом 7 л за кабиной позволило смонтировать радиотехническое оборудование в передней части и обеспечило место для экипажа (четыре человека) и съемных носилок. Для передачи усилия на колеса использовалась бортовая схема раздачи мощности. Трансмиссия включала гидромеханическую коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку, бортовые передачи, колесные редукторы и карданные валы. Прочность водоизмещающего стеклопластикового корпуса с сильно закругленной передней частью придавала несущая сварная рама, впервые в отечественном автостроении изготовленная из алюминиевых сплавов. Для улучшения маневренности передние и задние колеса выполнены управляемыми. Они же имели независимую торсионную подвеску, тогда как средняя ось не имела подрессоривания. В грузовом отсеке располагались стреловой кран и опорные устройства, к которым крепились разные типы спускаемых космических аппаратов. На плаву амфибия передвигалась за счет водометного движителя.
Машина была оснащена мощным связным и навигационным оборудованием, позволявшим определять местонахождение приземлившихся объектов. Принятая на снабжение ВВС в августе 1969?г. ПЭУ-1 стала неотъемлемым звеном космической службы. Ее производство продолжалось до 1980 г.