<<< Назад

История предприятия

Е. Соболева

История Уральского автомобильного завода началась с решения Государственного Комитета Обороны от 30 ноября 1941 г. по организации работы в г. Миассе эвакуированных с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС) автомоторного и литейного производств. Предприятие должно было в кратчайшие сроки начать выпуск автомобильных двигателей, коробок передач, в том числе и танковых. Морозной зимой 1941 г. в город прибывали эшелоны с рабочими завода, оборудованием, и прямо с «колес», под открытым небом проводились разгрузка и монтаж оборудования. Одновременно возводились производственные корпуса, и уже в марте 1942 г. начал работать первый цех нового завода. 16 марта 1942 г. было выпущено первое поршневое кольцо для двигателя ЗиС-5. Ровно через месяц, 16 апреля 1942 г. на конвейере была собрана первая коробка передач, а 30 апреля 1942 г. – первый мотор ЗиС-5.

Однако в тяжелое военное время страна остро нуждалась в автотранспорте, необходимы были новые заводы, и 14 февраля 1943 г. приказом Наркомата машиностроения Уральский автомоторный завод был преобразован в Государственный «Уральский автомобильный завод имени Сталина» (УралЗиС). Провинциальный город ремесленников, золотоискателей и купцов стал «уральским центром грузового автомобилестроения».

В Миассе началась работа по освоению производства грузовиков по документации московского ЗиСа. 27 мая 1944 г. главный конвейер был подготовлен к работе, а 8 июля 1944 г. из ворот завода вышел первый ЗиС-5В, военная модификация ЗиС-5. С тех пор 8 июля ежегодно отмечается на заводе как день выпуска первого автомобиля, как начало своей по-настоящему «автомобильной» биографии.

Военное время заставило внести ряд изменений в конструкцию машины: одни детали стали изготавливать из более доступных материалов, от других вообще пришлось отказаться. На грузовике ЗиС-5В механические тормоза были установлены только на задних колесах, деревянными были подножки, обод рулевого колеса; круглые крылья уступили место плоским, гнутым из стального листа. Кабина водителя имела деревянный каркас, обшитый вагонкой, а у кузова остался один откидной борт – задний. В целях экономии на новом автомобиле устанавливали только одну фару – левую.

20 июля 1944 г. первая партия автомобилей нового завода была отправлена на фронт, а уже 30 сентября 1944 г. с конвейера сошел 1000-й грузовик. За год со дня выпуска первых машин на фронт и в народное хозяйство их было отправлено 6 800. Смонтированные на уральских грузовиках знаменитые «Катюши» воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, приближая победу нашего народа.

В послевоенное время в конструкцию автомобиля стали возвращаться те узлы и детали, которые не устанавливались в военное время: кузов с тремя откидными бортами, тормоза всех колес с гидравлическим приводом.

Всего с 1948 по 1952 годы автозавод провел шесть модернизаций машины. При сохранившейся общей компоновке, грузоподъемности и базе автомобиль получил ряд принципиально новых узлов: деревометаллическую кабину, усиленный редуктор заднего моста, масляный фильтр тонкой очистки масла, новый глушитель, откидывающийся держатель запасного колеса, бензобак с подвижной горловиной и т.д. Его двигатель оснащался впервые разработанным в СССР центробежным маслоочистителем.

В 50-е годы был освоен выпуск новых двигателей «УралЗиС»-353В мощностью 95 л.с., приспособленных для установки на находящемся в производстве «УралЗиС»-355. Автомобиль с этим двигателем получил название «УралЗиС»-355В. С ним связано начало спортивной истории завода. В октябре 1957 г. в Ростове-на-Дону проходили Всесоюзные соревнования по автомобильному спорту. В них участвовали 98 машин марки ЗИЛ-150, ГАЗ-63, ГАЗ-51, среди них – шесть «УралЗИС»-355В. Хорошие характеристики двигателя и самого автомобиля позволили миасским спортсменам завоевать все первые места.

С октября 1958 г. начался выпуск «УралЗиС»-355М, который значительно отличался от своего довоенного предшественника. Он оснащался двигателем мощностью 95 л.с. с улучшенным приводом вспомогательных механизмов и предпусковым подогревом. Базу автомобиля увеличили до 3 825 мм, на полтонны возросла грузоподъемность. Новое рулевое управление было разработано специально для сложных дорожных условий, а механизм его располагался теперь перед передней осью автомобиля. Внешне «УралЗиС»-355М значительно отличался от предшественников. Он имел новые цельнометаллическую штампованную кабину, облицовку радиатора, капот и крылья.

Возможность изготовления новой кабины появилась после того, как на работу в Миасс был переведен бывший главный конструктор Горьковского автозавода – знаменитый А.А. Липгарт, который и договорился об использовании штампов-дублеров кабины грузовика ГАЗ-51. «УралЗиС»-355М успешно эксплуатировались в самых разных дорожных и климатических условиях, особенно успешно – при освоении целинных земель.

В конце 50-х годов решением министерства Уральский автозавод был определен ответственным за разработку и выпуск абсолютно нового поколения мощных полноприводных трехосных автомобилей. Конструкторское бюро завода совместно с НАМИ приступает к разработке такой машины. Ею стал «Урал»-375. Пришлось выполнить очень много работы: провести коренное техническое перевооружение завода, организовать новые производства, прежде чем в 1961 г. начался малосерийный выпуск.

Автомобиль оснащался бензиновым 8-цилиндровым V-образным двигателем мощностью 175 л.с., был оборудован системой регулирования от 3,2 до 0,5 кгс/см2 давления воздуха в шинах, пневмогидравлическим приводом тормозов, цельнометаллической платформой. Кабина имела съемный брезентовый верх.

После полной перестройки главного конвейера с 1965 г. Уральский автомобильный завод полностью перешел на выпуск грузовиков 375-й серии. В сентябре 1969 г. «Урал»-375Д получил Золотую медаль и Диплом Международной Лейпцигской ярмарки.

Для расширения номенклатуры выпускаемой продукции автозавод разработал на базе «Урал»-375 еще одну модель – «Урал»-377 с неведущим передним мостом. Новая машина предназначалась для перевозки грузов по грунтовым дорогам и дорогам с усовершенствованным покрытием. При грузоподъемности 7,5 т он мог транспортировать прицеп массой до 10,5 т. «Урал»-377 развивал скорость до 75 км/ч. Для увеличения комфорта при работе для него была разработана цельнометаллическая кабина с кардинальным изменением ряда ее узлов: системы очистки стекол, отопления, вентиляции и т.д. Впоследствии она стала устанавливаться на все выпускаемые заводом автомобили.

С 1977 г. Уральский автозавод осваивает производство новой модели «Урал»-4320 с дизелем КамАЗ-740, положившей начало дизелизации «Уралов». Автомобиль, предназначенный для перевозки грузов, людей и буксирования прицепов по всем видам дорог и по бездорожью, был способен преодолевать холмы, овраги, а в боевых условиях и окопы. Система регулирования давления воздуха в шинах помогала при преодолении заболоченных участков местности, сыпучих грунтов или снега. На «Урал»-4320 устанавливаются герметизированные агрегаты и системы для обеспечения их надежной работы при преодолении бродов глубиной до 1,5 м.

В дальнейшем разрабатывается ряд модификаций «Урал»-4320»: седельный тягач «Урал»-44202 для буксирования полуприцепов полной массой 18,5 т, различные варианты шасси. В 1983 г. «Урал»-4320 и его модификациям присвоен Государственный Знак качества.

С каждым годом объем выпуска дизельных «Уралов» непрерывно возрастал, автомобили модернизировались, росло количество их модификаций. На дорогах появились «Урал»-4320-01, «Урал»-4320-10, «Урал»-4320-31, «Урал»-4320-40 и т.д.

В конце 70-х перед Уральским автозаводом была поставлена задача – изготовить и внедрить в производство машины высокой проходимости для работы в сельском хозяйстве, и уже в ноябре 1983 г. автомобиль-самосвал «Урал»-5557 (6х6), оснащенный платформой с двухсторонней боковой разгрузкой и автоматическим открыванием бортов, сошел с заводского конвейера.

В настоящее время «Урал»-4320 является базовой моделью для многочисленного семейства спецтехники на шасси «Урал» с широкой номенклатурой специального оборудования, используемого в разных областях народного хозяйства. В последние годы большой популярностью среди потребителей пользуются: вахтовые автобусы, выпускаемые на шасси «Урал», подъемные краны, автоцистерны, топливозаправщики, пожарные автомобили, ремонтные мастерские, разнообразная спецтехника для лесопромышленного и нефтегазового комплекса. Для дорожников и коммунального хозяйства выпускаются шнекороторные снего-очистители, комплексные коммунальные машины, выполняющие более десяти операций по благоустройству дорог и прилегающих территорий. Специальное оборудование и вооружение, установленные на шасси «Уралов» для различных родов войск МО РФ, МВД, МЧС, составляют около 400 наименований. В настоящее время автомобили этого семейства оснащаются двигателями ЯМЗ-236НЕ2, отвечающими требованиям Euro-2.

Начиная с первых годов нового века, стало активно выпускаться новое семейство «Урал»-5323 с колесной формулой 8х8. Первые опытные образцы автомобиля были изготовлены в конце 80-х годов прошедшего столетия. На «Урал»-5323 применены два тандема ведущих (в переднем – еще и управляемых) мостов на балансирной подвеске, что является крайне редким для мирового автомобилестроения решением, благодаря которому параметры проходимости «короля бездорожья», как окрестила «Урал» народная молва, стали просто фантастическими. Уральцы подтвердили свою марку производителей лучших в мире внедорожников, став в 2002 г. чемпионами Европы по трак-триалу.

В 1994 г. ОАО «УралАЗ» и итальянская фирма IVECO вместе с российским концерном «Газпром» создали совместное предприятие «IVECO-УралАЗ». СП производит большегрузные машины грузоподъемностью до 23 т, адаптированные к климатическим условиям всех регионов России.

В июне 2000 г. в рамках реструктуризации предприятия было создано акционерное общество «ОАО «Автомобильный завод «Урал», являющееся преемником Уральского автомобильного завода (ОАО «УралАЗ»). В 2001 г. ОАО «Автомобильный завод «Урал» вошло в состав крупнейшего российского автохолдинга «РусПромАвто».

Юбилейную дату – 60 лет со дня выпуска первого грузовика – миассцы отмечают с гордостью. Ей посвящен ряд праздничных мероприятий, в том числе и соревнования на Кубок России-2004 по триалу на грузовых автомобилях, которые состоятся 9 и 10 июля.

Комментировать ... >>
миллер
(06.02.12)
а почему здесь нет уралзис-355м
Егор
(24.10.11)
Прочитал в Авторевю ( по интернету , см. АР N 7 2003) про перегон автокранов из Москвы в Сургут. Федору Лапшину не очень понравился автокран Урал-5557041. Он не понимал, почему когда водитель разгоняет его до 70 км /ч. , приходится разговаривать крича в полный голос ? А если поддать газок и автокран просто . . . встаёт КОЛОМ ! ! ! А если это зима , и трасса ледяная ? Это еще хорошо , что не было заморозков. Передачи : эту "кочергу" приходится переключать так :
1) Первую включаешь вниз
2) Вторую-вверх
3) Третью-вниз, 4-ю-вновь вверх , а 5-ю-опять вверх
После работы на таком грузовике можно только СПАТЬ !
Loading...