<<< Назад

Предвестник «трехтонки»

В. Васильев

Прошло 75 лет с того момента, когда поздней осенью 1931 г. на заводе Автомобильного московского общества (АМО) построили первый грузовик АМО-3. Он пришел на смену модели АМО-2, собиравшейся в СССР из деталей, поставляемых американской фирмой Autоcar. Новая машина, спроектированная под руководством главного конструктора завода Е.И. Важинского, отличалась от своей предшественницы рядом элементов.

Так, все размеры из дюймовой системы перевели в метрическую, а детали, из которых собиралась новая модель, были отечественными. Громоздкий картер дифференциала заднего моста заменили более компактным, что привело к увеличению дорожного просвета до 260 мм. Изменились форма передних крыльев и размеры боковых бортов грузовой платформы, более простым по конструкции и технологии изготовления стало крепление фар, монтируемых на одной поперечине, батарейное зажигание заменило магнето. Изменили материалы, термообработку, конфигурацию некоторых деталей. АМО-3 первым среди отечественных грузовиков снабжался тормозами с гидравлическим приводом на всех четырех колесах. В движение автомобиль грузоподъемностью 2,5 т приводил бензиновый шестицилиндровый рядный двигатель рабочим объемом 4,882 л мощностью 60 л.с., который изготовлялся по технической документации американской компании Hercules. Машина оборудовалась двухдисковым сцеплением, механической 4-ступенчатой коробкой передач, приводимым от нее диафрагменным бензонасосом, компрессором для накачки шин и кабиной с брезентовыми боковинами и целлулоидными окошками. Автомобиль полной массой 5,5 т разгонялся до 60 км/ч, минимальный радиус поворота при величине колесной базы 3810 мм составлял 8,5 м. Четыре АМО-3 летом–осенью 1933 г. участвовали в знаменитом Каракумском автопробеге протяженностью 9375 км. Производство машины продолжалось до 1933 г. За это время выпустили 34 969 единиц.

Предтеча отечественных внедорожников

Осенью 1931 г. на Ярославском государственном автомобильном заводе (ЯГАЗ) построили первый советский трехосный автомобиль повышенной проходимости ЯГ-10 с колесной формулой 6х4. Машина создавалась при участии специалистов Научного автотракторного института (НАТИ), которые спроектировали демультипликатор (дополнительную понижающую коробку передач), главную передачу и подвеску задних колес. За основу взяли серийную «пятитонку» Я-5, от которой достались двигатель, радиатор, капот, передняя ось, руль, кабина, бензобак, крылья и подножки.

Одной из главных изюминок ЯГ-10 стало применение подвески задних колес типа WD (War department), разработанной инженерами британского военного министерства. Здесь оба ведущих моста с каждой стороны связаны двумя перевернутыми полуэллиптическими рессорами, средние части которых шарнирно закреплены на лонжеронах рамы. Реактивные моменты от передачи тягового усилия воспринимают две продольные тяги, а дополнительную степень свободы задним мостам дают надетые на их чулки бронзовые сферические сухари, которые также позволяют избежать скручивания рессор. Благодаря тому, что правая и левая пары рессор могут качаться независимо одна относительно другой, каждая из двух задних осей автомобиля имеет возможность не только подниматься и опускаться, сохраняя горизонтальное положение рамы, но и наклоняться в любую сторону.

Каждый из ведущих мостов имел двойную главную передачу (с цилиндрическими и коническими шестернями), которая не потеряла актуальности до сих пор. Грузоподъемность машины достигала 8 т (на бездорожье – 5 т). Чтобы у автомобиля полной массой около 15 т была удовлетворительная динамика, его оснастили двигателем Hercules-YХС мощностью 93,5 л.с. и коробкой передач Brown Lipe-554 с восемью передними и двумя задними передачами. Наибольшая скорость машины составила 45 км/ч, максимально преодолеваемый подъем с полной нагрузкой – 20°. С 1931 по 1934 гг. всего изготовили 263 ЯГ-10.

Комментировать ... >>
Loading...