60 лет дизельным грузовикам из Штайра (Часть 1)
История австрийской компании Steyr Trucks
Грузовые автомобили австрийской компании Steyr Trucks в середине 1990-х годов занимали достойное место на российском рынке. Несколько сот тяжелых самосвалов, поступивших в автохозяйства Западной Сибири, отлично зарекомендовали себя, работая в экстремальных дорожно-климатических условиях. Магистральные тягачи были не редкостью и на международных трассах. Добрым словом вспоминают отличную работу их дизельных двигателей российские водители. В наши дни марка Steyr уже принадлежит истории, а ее заводы – немецкому концерну MAN, однако 60-летний юбилей с начала выпуска собственных дизельных двигателей – хороший повод для того, чтобы познакомиться с интересными страницами ее истории, касающейся эволюции развития грузовиков и их моторов.
Рождение компании
История компании началась в 1864 г., когда австрийский предприниматель Йозеф Верндль основал в Штирии фабрику по производству вооружения. С тех пор в течение многих десятилетий эмблемой компании служил прицел с надписью Steyr, что расценивалось как дань уважения городу (Штайр), расположенному в провинции Верхняя Австрия (столица – г. Линц) между Веной и Линцем. Именно в Штайре на фабрике Верндля в 1884 г. был построен первый велосипед, а в 1915 г. – первый трактор. Расширение сферы производства привело к появлению и первого автомобиля, тем более что после 1918 г. поток заказов на вооружение уменьшился.
Главным конструктором первых автомобилей был Ганс Ледвинка – впоследствии легендарный инженер, долгое время возглавлявший работы по созданию конструкций легковых и грузовых автомобилей на чешской фирме Tatra. В 1917 г. появился первый опытный образец, в начале 1920-х заработал конвейер, и из ворот завода начали выходить легковые и построенные на их базе легкие грузовые машины. Напомним, что в то время производством автомобилей занимались еще две фирмы – Austro-Daimler (ее возглавлял Фердинанд Порше, в дальнейшем основатель знаменитого конструкторского бюро, создавшего множество образцов техники, в том числе танков и знаменитого «Жука») и Puch, которые в 1926 г. слились в единую компанию Austro-Daimler-Puch Werke AG. А в 1934 г. эта компания объединилась с фирмой Steyr, что привело к созданию Austro-Daimler-Puch AG, инженеры которой внесли заметный вклад в мировое автомобилестроение. В 1989 г. эта компания была интегрирована в структуру немецкого концерна MAN и потеряла самостоятельность.
От кастрюль к дизелям
До Второй мировой войны фирма Steyr производила автомобили только с бензиновыми моторами. В годы войны завод активно пополнял войска вермахта военной продукцией и неоднократно подвергался массированным бомбардировкам. К концу военных действий цехов практически не существовало, и возрождение производства большинство горожан считало утопией. Ситуация начала меняться к концу 1945 г., когда пришли американские кредиты и руководство компании поставило задачу восстановления завода. Первой продукцией были кастрюли, однако инженеры начали работы по созданию новых автомобилей, причем ставка делалась на применение на них дизельных двигателей. Но жизнь скорректировала планы. В конце 1946 г. был собран первый послевоенный грузовик с довоенным бензиновым мотором, а главной задачей завода стало освоение выпуска небольших простых и надежных тракторов для крестьянских хозяйств. К работам по созданию тракторного дизеля был подключен Технический университет Граца. И вскоре на одноцилиндровом экспериментальном моторе были получены обнадеживающие результаты испытаний.
Четырехтактный предкамерный дизель жидкостного охлаждения, обозначенный WD-113, вышел на редкость удачным. Коллективу разработчиков во главе с Антоном Пишингером в 1946 г. удалось не только сконструировать отличный тракторный силовой агрегат (выдержал 13 модификаций, снят с производства в 1975 г. после выпуска 150-тысячного мотора), но и заложить основу семейства 2, 4 и 6-цилиндровых дизелей (серии WD-213, WD-413 и WD-613), сыгравших решающую роль в конструкциях послевоенных грузовиков в течение нескольких десятилетий.
Дизель WD-113 имел рабочий объем 1,3 л, верхнеклапанное газораспределение, поршни из легкого сплава, головку блока с прикрепленным к ней с помощью болтов корпусом предкамеры, причем на этом же корпусе была закреплена и форсунка. При диаметре цилиндра 110 мм и ходе поршня 140 мм мощность одноцилиндрового мотора равнялась 15 л.с., что и требовалось по техзаданию. Поразительно, что некоторые трактора Steyr 80 из первой промышленной партии, выпущенные с этими дизелями в 1949 г., до сих пор находятся в хорошем состоянии и могут выполнять свои функции.
Двухцилиндровый 2,7-литровый дизель WD-213 тоже предназначался для трактора. У него были индивидуальные на каждый цилиндр головки блока, два топливных насоса (по одному на цилиндр) и вместо двухлопастного четырехлопастный вентилятор. Он развивал мощность 26 л.с. при 1500 об/мин, однако в дальнейшем его удалось форсировать до 30 л.с. Трехцилиндровый вариант был на 3 силы мощнее.
Дизель для грузовика
Производство четырехцилиндрового дизеля WD-413 удалось организовать только в 1948 г. Им оснащали трактора, грузовики модели Steyr 380, автобусы и различные стационарные силовые установки. При рабочем объеме 5,3 л и прежней размерности цилиндра 110х140 мм предлагалось несколько вариантов мотора мощностью 63, 85, 90 и 95 л.с., развивавших максимальный крутящий момент от 294 до 324 Н·м. С 1948 по 1964 г. было выпущено 360 тыс. грузовиков и автобусов с этим дизелем, а в 1956 г. для скоростного междугородного автобуса его попробовали форсировать до 95 л.с., применив собственную систему турбонаддува. Первый блин вышел комом. От выпуска турбонаддувного мотора надолго отказались, так как надежность и простота обслуживания дизелей Steyr уже принесла им хорошую славу, а новый, очень сложный для тех лет, двигатель при мощности всего на 5 л.с. бо’льшей, мог испортить репутацию.
Дизельные грузовики Steyr 380 были рассчитаны на перевозку 4 т груза и имели компоновку с кабиной, сильно придвинутой к переднему мосту. Топливный бак располагался поперечно в моторном отсеке на переднем щите. Элементы рамы сваривались, создавая легкую и прочную конструкцию. Главная передача с передаточным отношением 5,14 дополнялась блокируемым межколесным дифференциалом. Переднюю ось оснащали масляными амортизаторами конструкции Steyr, тормозная система была с гидроприводом и усилителем. Крутящий момент от дизеля через однодисковое сцепление передавался 5-ступенчатой коробке передач с синхронизацией на трех верхних передачах. Штамповой оснастки и прессового производства еще не было, и каркас кабины представлял собой деревянную конструкцию, на которой крепились стальные листы. Легкий доступ к расположенному впереди передней оси двигателю обеспечивал открывающийся вверх огромный выпуклый капот и съемные боковины. Фары крепились к раме на специальных кронштейнах. Если в 1948 г. было собрано только 200 машин, то к 1953 г. ежегодный объем производства достиг 4 тыс. грузовиков и автобусов.
Шли годы, конструкция машин постепенно модернизировалась. Мощность двигателя выросла с 85 до 90 л.с., грузоподъемность с 3,5 до 4,2 т. С ветрового стекла улучшенных кабин исчезла вертикальная перемычка, изменился дизайн облицовки радиатора, боковин и капота, значительно выросло число модификаций. Общий объем изготовленных автомобилей семейства Steyr 380 составил 26 тыс. единиц. В 1956 г. на смену ему была подготовлена к производству новая гамма моделей.
Расширение модельной гаммы
Новая базовая модель Steyr 480 имела грузоподъемность 5,0 т, а ее усиленный вариант 480z – 6,0 т. Дизельный двигатель WD-413 не претерпел существенных изменений, его мощность составила 95 л.с. при 2250 об/мин, зато коробка передач стала полностью синхронизированной, что в первую очередь с воодушевлением восприняли водители автобусов на шасси модели «480». Впервые задний мост стали оснащать гипоидной главной передачей, при этом каркасы кабин грузовиков и кузовов автобусов оставались деревянными. Вместо трубчатых кронштейнов для крепления фар применили особые панели, интегрированные в оперение и существенно облагородившие внешний вид автомобилей. Производство автобусных кузовов постепенно выделилось в отдельное подразделение, которое вскоре представило новинку – 48-местный автобус вагонной компоновки для пригородного сообщения и перевозки туристов. В салоне размещалось 38 удобных сидений, но «изюминка» конструкции была в том, что кузов машины был несущим. Вскоре число версий автобуса возросло до десятка, и они играли большую роль в системе общественного транспорта Австрии.
В гамме грузовиков также произошли заметные перемены. По заказу Steyr 480 начали поставлять с несколькими типами кабин над двигателем. Различные кузовные фирмы приступили к выпуску фургонов вагонной компоновки на удлиненном шасси базовой модели. Последним типом грузовика, на который устанавливали дизель WD-413, стал Steyr 380 грузоподъемностью 6,0 т. На его базе был создан первый полноприводный грузовик с двухступенчатой раздаточной коробкой и передаточным отношением главных передач – 6,17. Он развивал максимальную скорость на шоссе 60 км/ч и широко применялся в австрийской армии.
Цилиндров становится шесть
Дальнейшее совершенствование грузовых автомобилей фирмы Steyr было связано с использованием только 6-цилиндровых дизелей. Конструкция 6-цилиндрового 93-сильного дизеля WD-613 рабочим объемом 7,98 л была разработана в начале 1950-х, было подготовлено производство, но до серийного выпуска дело не дошло. Лицензию на его производство купил венгерский автозавод Csepel, где был организован выпуск грузовика Steyr 380 под маркой Csepel D350. На первый взгляд «аполитичное» решение (Венгрия была социалистической страной) объясняется просто: руководили фирмами Steyr и Csepel близкие родственники. Всего в Венгрии было изготовлено более 100 тыс. 6-цилиндровых дизелей WD-613.
Тем временем конструкторы фирмы Steyr существенно переработали мотор и назвали новую версию WD-609. Для своего времени, а он появился в 1958 г., этот дизель считался очень легким и быстроходным. При диаметре цилиндра 105 мм и ходе поршня 115 мм он отличался более эффективным рабочим процессом (рабочий объем 6,0 л, мощность 120 л.с. при 2800 об/мин, максимальный крутящий момент 350 Н·м при 1350 об/мин). В 1964 г. успешно прошел испытания вариант этого дизеля с турбонаддувом, развивавший 150 л.с. О надежности этих моторов водители слагали легенды: сотни грузовиков, выпущенных в те годы, до сих пор служат своим хозяевам верой и правдой. В 1958 г. дизель WD-609 стал основным для нового грузового автомобиля – тяжеловоза Steyr 586, полная масса которого ограничивалась 12,0 т, а грузоподъемность шасси составляла 8,0 т. Этот грузовик был одним из самых популярных в Австрии и, бесспорно, любимым у водителей. Он отличался надежностью, простотой эксплуатации, эффективно работал на стройплощадках, лесозаготовках, в сельском хозяйстве. В 1977 г. на заводе отпраздновали сборку 100-тысячного автомобиля этой модели, к тому времени уже год выпускаемой в далекой Нигерии. В соответствии с межправительственным соглашением с 1976 по 1986 г. в этой африканской стране работал сборочный завод фирмы Steyr, который выпускал модель «585», приспособленную для работы в жарком климате. В обеих странах производили и полноприводные модификации этого автомобиля – в основном по заказам армии.
Отказ от деревянных кабин
Модель Steyr 585 послужила основой семейству машин Steyr 680, базирующихся на его агрегатах, но имеющих кабину над двигателем, впервые за рассматриваемый период истории фирмы цельнометаллическую. Благодаря низкому моторному тоннелю в салоне кабину удалось сделать трехместной, но главная особенность конструкции этого автомобиля заключалась в возможности выдвинуть весь силовой агрегат вперед по специальным направляющим для его ремонта и техобслуживания. Семейство Steyr 680 насчитывало десятки вариантов: самосвалы, тягачи, пожарные машины, спецфургоны и бортовые грузовики. В 1966 г. к ним добавились армейские вездеходы с колесными формулами 4х4 и 6х6. Большое количество их закупали армии Австрии, Швейцарии и Греции.
Дальнейшим конструктивным развитием грузовика модели 680 стал тип 780, производство которого началось в 1961 г. и велось параллельно с моделью 680. Steyr 780 имел грузоподъемность 8,7 т в двухосной версии и выпускался с колесной базой величиной 4400 мм. Мощность дизеля WD-609 была увеличена до 132 л.с. при 3000 об/мин (со 120 л.с. при 2800 об/мин), а после установки системы турбонаддува в 1964 г. – до 150 л.с. В том же году завод в Штайре отметил 100 лет со дня основания оружейной фабрики. К тому времени с его конвейеров сошло 42 тыс. автомобилей и 165 тыс. тракторов, оснащенных дизельными двигателями собственной конструкции.