Первый троллейбус
В повседневной суматохе сотни важнейших событий стираются из памяти. Так практически канула в Лету и дата изобретения первого в мире троллейбуса немецким инженером Вернером фон Сименсом. Первый троллейбус появился раньше автомобиля с двигателем внутреннего Юбилейная оклейка одного из новеньких троллейбусов модель «АКСМ-201» № 89 В повседневной суматохе сотни важнейших событий стираются из памяти. Так практически канула в Лету и дата изобретения первого в мире троллейбуса немецким инженером Вернером фон Сименсом. Но благодаря стараниям гродненских энтузиастов, 125-летие «рогатых» было отмечено акцией, которую сопровождала юбилейная оклейка одного из новеньких троллейбусов модель «АКСМ-201» № 89, пришедшего в западную столицу Белоруссии в начале августа 2007 года. Теперь на борту этой машины изображен самый первый троллейбус, гравюра которого была любезно предоставлена компанией Siemens. После проведения этой акции в Гродно появился еще один «памятник истории», который теперь ежедневно радует его гостей и жителей, бегая по узеньким улочкам королевского города. Из истории известно, что идея первого троллейбуса была высказана английским изобретателем, доктором Вильямом Сименсом в журнале Society of Arts в 1880 году. Она и была положена в основу дальнейшей работы его брата Вернера фон Сименса (основателя компании Siemens & Halske), который 29 апреля 1882 года продемонстрировал новое транспортное средство на базе конной повозки, оборудованной приводом с электрическими двигателями, получающими энергию от подвешенного над землей провода (тогда автор назвал свое творение Elektromote). Благодаря этому выдающемуся немецкому изобретателю первый троллейбус появился раньше автомобиля с двигателем внутреннего сгорания! По официальной версии местом демонстрации данного ноу-хау стал городок Галензе, бывший в то время пригородом Берлина. Испытания проходили на 540-метровом участке от улицы № 5 (нынешней Joachim-Friedrich-Strabe) и до улицы № 13 (нынешней Johann-Georg-Strabe). Электрический ток в первом троллейбусе снимался с двухполюсной контактной сети катящейся по проводам восьмиколесной контактной тележкой – троллеем. Гибкий кабель, закрепленный на высоком шесте, тянулся от повозки к токоприемнику, направляя последний. Постоянный ток подавался к двум электродвигателям (каждый мощностью по 2,2 кВт·ч при напряжении 550 В), которые посредством цепной передачи вращали задние деревянные колеса на толстых металлических ободьях. В течение шести недель обкатки удалось отрегулировать оборудование первого троллейбуса и тем самым создать неплохую научно-исследовательскую базу для дальнейших разработок не только компании Siemens & Halske, но и для других инженеров, которые в последующем конструировали электротранспорт. Первый троллейбус показал свою жизнеспособность и перспективность, но нуждался в серьезной доработке: движение Elektromote затруднялось плохим состоянием дорог, а малое расстояние между проводами способствовало многочисленным коротким замыканиям даже при малых порывах ветра. Требовалось и упрощение процесса снятия электротока с контактной сети. В дальнейшем для решения данной проблемы был изобретен принцип скользящих токоприемников бугельного типа, окончательно вытеснивший саму троллейную тележку, которая и дала название троллейбусу. |