На дорогах России «тяжеловес»!
Самосвала Yarovit Gloros A3501D
Много ли мы знаем в России самосвалов-тяжеловесов, у которых полная масса 45...50 т при разрешенных габаритах по ширине 2,5 м? Volvo, Scania, Mercedes... Часто на дорогах Москвы можно встретить четырехосный самосвал Hyundai и самосвалы других автопроизводителей. Но эти машины имеют колесную формулу 8х4. У камских автостроителей есть подобная – КамАЗ-6540, в ближнем зарубежье – КрАЗ-7133С4-Д10 (Украина), МЗКТ-65151 (Белоруссия). И у этих автомобилей колесная формула 8х4.
Однако не всё так плохо в нашем Отечестве. С открытием в Санкт-Петербурге автозавода ЗАО «Яровит Моторс» положение дел с полноприводными самосвалами колесной формулы 8х8 должно улучшиться. Первым автомобилем из заявленного модельного ряда питерского автозавода как раз и стал четырехосный полноприводный самосвал Yarovit Gloros A3501D с габаритами по ширине 2,5 м и полной массой 46 т. Составит ли этот автомобиль конкуренцию перечисленным машинам? Сейчас сказать трудно. Как говорится, жизнь покажет.
А пока Yarovit Gloros A3501D в руках редакционных испытателей. Первое, на что мы обратили внимание в экстерьере автомобиля, – это продуманная задняя полка самосвальной платформы. Она расположена так, что не мешает открыванию заднего борта. А зарешеченные передние блок-фары и задние фонари свидетельствуют о том, что конструкторы сделали акцент на работе самосвала на стройке, в карьере или тяжелых дорожных условиях. О назначении машины говорит и защита картера силового агрегата. Снаружи сделано все для работы Yarovit Gloros в экстремальных условиях. Единственное, о чем не позаботились конструкторы, – о защите ветрового стекла от камней. Но, думаем, и это доработают.
На презентации автозавода ЗАО «Яровит Моторс» президент группы компаний «Яровит» Андрей Бирюков сказал, что грузовики этой компании будут собираться из импортных агрегатов и комплектующих, отечественная только пластиковая кабина. По дизайну она смотрится современно, во всяком случае, не хуже импортных.
У нас возник спор с представителями завода по поводу аэродинамических свойств кабины. Нам кажется, что передок создает большое сопротивление встречному потоку воздуха. Наши оппоненты возразили, что для автомобилей, работающих на стройках, в карьерах и на труднопроходимых дорогах аэродинамические свойства автомобиля второстепенны. Учитывая наш опыт общения с эксплуатационниками, можем сказать, что это неправильное мнение. А вернее, ошибочное. Для строительных организаций, работающих в Москве или Питере, вопрос расхода ГСМ стоит на втором плане. Для них важнее, как говорят они – «кубики», т. е. объем перевозимого груза. Но для руководителей АТП, работающих в условиях вечной мерзлоты и за Полярным кругом, расход ГСМ архиважен. В этих предприятиях считается каждый грамм топлива и масла, поскольку в морозы –40…–60 °С двигатели автомобилей «молотят» и день, и ночь. Поэтому любые средства экономии расходных материалов ими приветствуются, в том числе и аэродинамика кабин. Меньше сопротивляемость встречному потоку воздуха – меньше расход ГСМ, даже на зимниках при скорости 40…50 км/ч. Так что вопрос обтекаемости кабины Yarovit Gloros весьма актуален.
Садиться в кабину удобно благодаря большому проему двери, большому углу ее открытия, удачно установленным поручням и хорошо скомпонованным ступеням. Рабочее место водителя, по нашему мнению, не совсем удобно. В первую очередь, при всех регулировках водительского кресла и рулевой колонки педаль газа установлена слишком высоко. Соответственно при таком ее расположении затруднительно держать ногу постоянно в неудобном положении, да и педаль тормоза расположена относительно педали подачи топлива гораздо ниже. И расстояние между ними на 10 мм меньше, чем требует стандарт, т.е. 40 мм вместо 50 мм. Статистика показывает, что для автомобилей категории, подобной Yarovit Gloros, наиболее приемлемой формой площадки педали подачи топлива является напольная педаль с подпятником. Кроме того, есть еще несколько замечаний по эргономике (см. таблицу). А вообще кабина просторная, удобная, с хорошей обзорностью. Панель приборов – из травмобезопасного материала. Хорошо составлена комбинация приборов. Рулевое колесо дает возможность контролировать их, не загораживая. Понравился и сам руль – по диаметру и толщине обода.
Параметр | Обозна-чение | Уровень репрезента-тивности, % | Значение размеров по ОСТ 37.001.413-86 | Действительные значения размеров |
---|---|---|---|---|
Угол отклонения туловища от вертикали, град | А1 | 10 95 |
10…25 | 15 15 |
Угол между туловищем и бедром, град | А2 | 10 95 |
90…120 | 109 109 |
Угол между бедром и голенью, град | А3 | 10 95 |
90…135 | 106 106 |
Угол между голенью и стопой правой ноги в рабочем (среднем) положении, град | А4 | 10 95 |
Не менее 90 | 71 71 |
Угол наклона бедра к горизонтали, град | А8 | 10 95 |
Не менее 4 | –3 |
Что касается разгонных характеристик и расхода топлива, то (по индивидуальным ощущениям) дизельного двигателя DEUTZ BF GM 1015C CODE 300G/2 1104L01 мощностью 408 л.с. для полной массы 46 т явно не хватало. Ощущения подтвердили и соответствующие испытания. Для сравнения можно привести такие примеры. Самосвал МЗКТ-65151 8х4 в городском цикле «съедает» топлива 63,0 л/100 км, самосвал Scania P114CB 8х4 HZ380 – 53,4 л/100 км, а Yarovit Gloros – 81,5 л. Необходимо учитывать и тот факт, что самосвалы МЗКТ и Scania имеют колесную формулу 8х4, а самосвал Yarovit Gloros – 8х8. Необходимо помнить о погрешности расхода топлива и невысокой динамики на усилия передних ведущих мостов. Тем не менее и наши испытатели, и представители питерского автозавода согласились с тем, что на полноприводный самосвал необходимо устанавливать более мощные моторы, приблизительно мощностью 450…480 л.с. А двигатели мощностью 408 л.с. надо ставить на автомобили с колесной формулой 6х6 или 6х4 и со значительно меньшей полной массой. Тем более что в проекте ЗАО «Яровит Моторс» такой сегмент существует.
Параметр | Обозначе-ние | Размеры по ОСТ 37.001.413-86 | Действительные размеры |
---|---|---|---|
Ширина подушки сиденья, мм | А | Не менее 450 | 520 |
Глубина подушки сиденья, мм | В | Не менее 400 | 510 |
Высота спинки сиденья, мм | Не менее 495 | 585 | |
Диапазон регулировки угла наклона подушки сиденья, град. | Не менее 6 | –11…+9 | |
Минимальный диапазон регулировки угла наклона спинки сиденья, град. | 14 | 17 | |
Диапазон горизонтальной (продольной) регулировки сиденья, мм | X | Не менее 100 | 230 |
Диапазон вертикальной регулировки сиденья, мм | Y | Не менее 60* | 57 |
*Величина размера «Y» для полноприводных автомобилей может быть уменьшена до 30 мм, если это обосновывается конструкцией автомобиля.
Параметр | Обозна-чение | Размеры по ОСТ 37.001.413-86 | Действительные размеры |
---|---|---|---|
Расстояние между краями педалей тормоза и сцепления, мм | F* | Не менее 100 | 185 |
Расстояние между краями педалей тормоза и акселератора, мм | Е* | Не менее 50 | 40 |
Расстояние от левого края педали сцепления до левой боковой стенки кабины, мм | G* | Не менее 50 | 102 (до поручня) |
Расстояние от правого края педали тормоза до правой боковой стенки кабины, мм | К* | Не менее 150 | 157 |
Расстояние от правого края педали акселератора до правой боковой стенки кабины, мм | S* | Не менее 25 | 52 |
Осевое смещение левого края педали тормоза от продольной плоскости симметрии сиденья водителя, мм | i* | Не более 75 | 60 |
Расстояние между валом руля или его защитным кожухом и краем педали тормоза, мм | Не менее 30 | 40 | |
Расстояние от вала руля или его защитного кожуха до края педали сцепления, мм | Не менее 50 | 30 |
*Размеры должны измеряться на расстоянии 2/3 длины стопы манекена от точки пятки.
Параметр | Обозна-чение | Размеры по ОСТ 37.001.413-86 | Действительные размеры |
---|---|---|---|
Расстояние от нижнего края нерегулируемого рулевого колеса до ненагруженной поверхности подушки сиденья при верхнем положении сиденья на всем диапазоне продольной регулировки, мм | е | Не менее 1801 | Рулевое колесо регулируемое |
Расстояние от точки L до внутренней обивки крыши, мм (Измерения проводились из крайнего заднего / нижнего положения сиденья) | h | Не менее 11002 | 1130 – с подрессориванием сид., 1175 – без подрессоривания сид. |
Ширина рабочего места водителя, мм | b | Не менее 750 | Не ограничено |
Расстояние от левой внутренней стенки кабины до оси симметрии сиденья, мм | b1 | Не менее 350 | 330 |
Осевое смещение центра рулевого колеса от продольной плоскости симметрии сиденья водителя, мм | t | Не более ±30 | 38 (влево) |
Расстояние от любой точки рулевого колеса до других деталей, панелей и стекол автомобиля, за исключением переключателей, включаемых без снятия рук с рулевого колеса, не мешающих управлению автомобилем, мм | Не менее 80 | 120 min (до панели приборов, при нижнем переднем положении руля) | |
Угол наклона плоскости рулевого колеса от горизонтали в вертикальной плоскости, параллельной вертикальной плоскости симметрии автомобиля, для нерегулируемого колеса, град. | φ | Не менее 15 | 23,5…35 |
Вертикальное расстояние от точки R до рукоятки рычага КП, мм | Не более 175 | 172 | |
Расстояние от точки R до рукоятки рычага КП в плановой проекции, мм
Примечание. При полной массе автомобиля более 13 т допускается увеличение радиуса, мм |
Не более 600 До 750 |
– 620 |
|
Расстояние от рукоятки рычага КП в любом ее рабочем положении до остальных жестких деталей кабины и сиденья, мм | Не менее 70 | 90 (до панели приборов) | |
Внутренняя ширина двухместной кабины грузового автомобиля в зоне расположения плеч водителя на высоте 490 мм от точки R(H), мм: | Не менее 1250 | 2080 | |
Длина спального места, мм | Не менее 1900 | – | |
Ширина спального места, мм | Не менее 500 | – | |
Расстояние от поверхности основания спального места до внутренней обивки (покрытия) крыши (по оси автомобиля), мм | Не менее 600 | – | |
Ширина прохода двери на уровне плеч водителя, мм | Не менее 650 | 895 | |
Ширина прохода двери на уровне пола, мм | Не менее 2503 | 425 (от колесной ниши) |
Примечания: 1. Величина размера «е» может быть уменьшена до 140 мм, если конструкция руля и сиденья обеспечивают удобство посадки на сиденье водителя.
2. Величина размера «h» для полноприводных автомобилей молжет быть уменьшена до 1000 м, если это обосновывается конструкцией автомобиля.
3. Размер должен измеряться от колесной ниши, а при ее отсутствии – от подставки сиденья.
В автомобиле Yarovit Gloros используется оригинальная двухконтурная система рулевого управления, обеспечивающая управляемость машины при выходе из строя отдельных элементов рулевого управления (насосов, клапанов и др.), разгерметизации одного из гидравлических контуров системы, остановки двигателя во время движения, а также при буксировке автомобиля с неработающим двигателем.
В системе рулевого управления питерского самосвала устанавливаются двухконтурные рулевые механизмы немецкой фирмы ZF Lenksysteme, что позволяет управлять тяжелым грузовиком, как легковым автомобилем. Это подтверждают и данные проведенных испытаний. Например, усилие при повороте руля вправо-влево на неподвижном автомобиле составляет 6,8 и 6,5 единиц соответственно, хотя по нормативным требованиям оно не должно превышать 25,0 единиц. Естественно, остальные показатели при движении в повороте радиусом 12 м со скоростью 10 км/ч с исправным рулевым управлением и при «неисправном» усилителе во время входа в поворот радиусом 20 м с той же скоростью, усилие на руль гораздо меньше нормативных.
Условия измерений | Нормативные требования ОСТ 37.001.487-89, не более | Результаты измерений | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Поворот влево | Поворот вправо | |||||
Усилие, Н | Время поворота, с | Усилие, Н | Время поворота, с | Усилие, Н | Время поворота, с | |
Неподвижный автомобиль | 250 | – | 65 | – | 68 | – |
Исправное рулевое управление: вход в поворот радиусом 12 м со скоростью 10 км/ч | 200 | 4,0 | 36 | 3,8 | 38 | 3,7 |
Неисправный усилитель: вход в поворот радиусом 20 м со скоростью 10 км/ч | 450 | 6,0 | 120 | 5,9 | 130 | 5,8 |
Вывод. Усилие на рулевом колесе соответствует нормативным требованиям ОСТ 37.001.487-89.
Очень хорошую управляемость и устойчивость показал Yarovit Gloros в условиях ограничения максимальной скорости, обеспечивающей требуемый уровень безопасности, т.е. на скорости до 60 км/ч. К сожалению, экстремальное вождение питерскому самосвалу противопоказано, поскольку скорость на испытаниях «поворот» и «переставка» на 3,5% и 3,0% ниже нормативных требований. Но при испытаниях «переставка» у самосвала курсовых колебаний не возникало благодаря двум стабилизаторам поперечной устойчивости на переднем и заднем мостах.
Что касается других экспертиз, то полноприводный Yarovit Gloros прошел их без нареканий. Отлично работает тормозная система ABS с модулятором. Нет претензий по шуму, а «брод» в полметра самосвал проходит без напряжения.
Параметр | Результаты измерений |
---|---|
Масса автомобиля, кг | 46 000 |
Расход топлива при заданных скоростях движения, л/100 км: | |
40 | 36,0 |
50 | 37,9 |
60 | 41,0 |
70 | 45,8 |
80 | 51,1 |
90 | 56,4 |
Vmax | 60,3 |
Расход топлива в режиме ИГД*, л/100 км, при средней скорости (км/ч) | 81,5 (36,2) |
Максимальная скорость, км/ч | 97,9 |
Время разгона с места на пути, с
|
400 м 1000 м |
Выбег со скорости 50 км/ч, м | 1095 |
*ИГД – режим имитации городского движения.
Температура, °С | 11…14 |
Скорость ветра, м/с | 1…3 |
Давление, ГПа | 992…997 |
Относительная влажность, % | 75…80 |
Испытания проводились на динамометрической дороге ФГУП НИЦИАМТ в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 20306–90 и ГОСТ 22576–90.
Очень хорошо ведет себя грузовик на грунтовых дорогах – как на твердом грунте, так и на тяжелом. На тяжелом грунте благодаря целой системе блокировок автомобиль с полной массой 46 т шел как настоящий колесный вездеход, хотя колеса были «обуты» в обыкновенную дорожную резину.
При всех недостатках и отклонениях от нормативных показателей, причем не очень больших, такой автомобиль, как полноприводный самосвал Yarovit Gloros, будет весьма востребован у потребителей. Недостатки можно исправить, и специалисты ЗАО «Яровит Моторс» работают над их устранением. Редакционная тест-группа находится в постоянном контакте с ними и помогает своими предложениями и экспертными оценками. От эксплуатации импортной техники отказаться невозможно. Но появление на рынке нашего отечественного грузовика категории Yarovit Gloros – это большое событие для российского автопрома.
Колесная формула | 8х8 |
Полная масса, кг | 44 000 (48 000*) |
Распределение полной массы, кг:
|
18 000 (20 000*) 26 000 (28 000*) |
Снаряженная масса, кг | 12 400 |
Распределение снаряженной массы, кг:
|
7700 4700 |
Грузоподъемность, кг | 31 600 (35 600*) |
Полная масса автопоезда, кг | 72 000 |
Двигатель | Deutz BF6M1015C |
Мощность, кВт (л.с.)/мин–1 | 300(408)/1900 |
Крутящий момент, Н·м/мин–1 | 1960/1200…1300 |
Коробка передач | ZF 16 S 2520TO |
Число передач | 16 |
Раздаточная коробка:
|
Steyr VG2000M Yarovit |
Шины:
|
385/65 R22,5 (160J) 315/80 R22,5 (156K) |
Максимальная скорость, км/ч | 100 |
Объем топливного бака, л | 400 |
Кабина | Полуторная |
Габариты по ширине, мм | 2550 |
*При ограничении скорости до 60 км/ч.
Показатели при опрокидывании АТС на стенде | Нормативные требования РД 37.001.005-86 | Результаты испытаний |
---|---|---|
Высота центра масс h, мм | – | 1960 |
Коэффициент поперечной устойчивости qу | – | 0,549 |
Угол опрокидывания ε, град. | Не менее 2 ГОСТ | 23°25' |
Угол крена подрессоренных масс λ, град. | Не более 8°26' | 7°42' |
Вывод. Поперечная статическая устойчивость соответствует требованиям РД 37.001.005-86.
Параметр | Нормативные требования РД 37.001.005-86, не ниже* | Результаты испытаний |
---|---|---|
Скорость начала снижения траекторной управляемости Vт, км/ч | 43,5 | Нет снижения |
Скорость начала снижения курсовой устойчивости Vк, км/ч | 43,5 | Нет снижения |
Предельная скорость выполнения маневра Vпр, км/ч | 43,5 | 42,0 |
Предельная скорость выполнения маневра «Поворот» ниже уровня нормативных требований РД 37.001.005-86 на 3,5% и ограничена опасностью опрокидывания.
Vт, Vк определяются в диапазоне скоростей до Vпр.
*Нормативные требования РД 37.001.005-86 с учетом 5%-ного снижения нормируемых величин для специализированных АТС.
Параметр | Нормативные требования РД 37.001.005-86, не ниже* | Результаты испытаний |
---|---|---|
Скорость начала снижения курсовой устойчивости Vк, км/ч | 49,5 | 47,0 |
Скорость начала появления курсовых колебаний Vкк, км/ч | 50,5 | Колебания не возникают |
Предельная скорость выполнения маневра Vпр, км/ч | 51,5 | 50,0 |
Предельная скорость выполнения маневра «Переставка» ниже уровня нормативных требований РД 37.001.00586 на 3,0% и ограничена заносом и опасностью опрокидывания автомобиля.
Vк, Vкк определяются в диапазоне скоростей до Vпр.
*Нормативные требования РД 37.001.005-86 с учетом 5%-ного снижения нормируемых величин для специализированных АТС.
Вывод. В критических режимах движения показатели управляемости и устойчивости транспортного средства GLOROS A3501D ниже уровня нормативных требований РД 37.001.005-86. Предельная скорость выполнения маневра «Поворот» на 3,5%, при выполнении маневра «Переставка» на 3,0% ниже нормативных требований.
Параметр | Требования РД 37.001.005-86, не ниже | Оценки показателей в баллах при скоростях движения до 60 км/ч |
---|---|---|
Траекторная управляемость | 3,5 | 3,5 |
Траекторная устойчивость | 3,5 | 3,5 |
Курсовая устойчивость | 4,0 | 4,0 |
Устойчивость против опрокидывания | 4,0 | 4,0 |
Управление скоростью | 3,5 | 4,0 |
Управление замедлением | 3,5 | 3,5 |
Траекторная устойчивость при торможении | 3,5 | 3,5 |
Курсовая устойчивость при торможении | 3,5 | 3,5 |
Вывод. Показатели управляемости и устойчивости в эксплуатационных режимах движения транспортного средства GLOROS A3501D соответствуют рекомендованным РД 37.001.005-86 значениям до скорости движения 60 км/ч.