«Четыреста пятнадцатый», пошел!
Туристский автобус Setra S 415 HD
тек |
Не успели улечься впечатления от выставки «Busworld 2007» в бельгийском Кортрийке, а мои коллеги – получить ноябрьскую зарплату, как в редакцию пришло приглашение на тест-драйв нового туристского лайнера Setra S 415 HD. Причем ехать нужно было, не раздумывая: испытания намечались на первые числа декабря. Итак, фотокамеру, блокнот – в руки и – вперед, nach Deutschland! В нашей группе я оказался единственным транспортным журналистом с автобусными правами, поэтому впечатлениями от управления лайнером пришлось делиться с болгарами, сербами, румынами и другими представителями бывшего соцлагеря. С теми, кто постарше – на русском языке, а с «поколением Pepsi» – на английском. Вот дожили... А могли бы все общаться на русском! Но – отставить лирику, даешь испытательный процесс!Первое впечатление от техники, как и от человека, – самое яркое и самое сильное. Но в отличие от одушевленных предметов от немецких лайнеров оно не такое обманчивое. Именно от немецких, потому что те же китайские автобусы (язык не поворачивается назвать их лайнерами) на вид могут быть очень современными, а на деле оказаться ненадежными, дефектными. Человек тоже может скрыть свое истинное лицо за глянцем одежды и обуви, макияжем и модной прической. Немецкий лайнер вряд ли введет вас в заблуждение: его дизайн, как правило, является подлинным отражением его технического совершенства и транспортных возможностей. И двухосный «турист» Setra S 415 HD в этом плане – не исключение.Перед тест-драйвом специалисты вежливо напомнили, что изменилось в новом TopClass 400, к которому относится наш подопечный. Наверное, сделали это для того, чтобы во время управления лайнером мы отдавали себе отчет, что нужно оценивать в первую очередь. Итак, автобус стал на 200 мм длиннее: из 12-метрового он превратился в 12,2-метровый. Но визуально определить это очень сложно. А вот в салоне – наоборот. Несмотря на небольшие перемены, на практике они довольно ощутимые. Скажем, благодаря дополнительным 60 мм в водительской зоне сидеть за рулем стало свободнее. На месте гида расстояние до ветрового стекла выросло на 140 мм, и это заметно. За передней осью образовалось «лишних» 100 мм, которые тоже пошли на пользу делу. Теперь за креслом водителя есть свободное пространство, в котором легко размещается все, что ему необходимо в дальней дороге.Улучшения коснулись и других частей кузова. Например, в лайнере устанавливается новая пассажирская дверь, расположенная в колесной базе. Основательно переработаны багажные отсеки – они стали вместительнее. За счет сдвижных, а не подъемных люков доступ к багажу не затруднен даже на узкой обочине или в местах плотной парковки. Но гораздо важнее конструктивные изменения в силовой линии. Новая автоматическая трансмиссия позволяет ездить более экономично. И как всегда она стоит на страже плавности хода, ведь комфорт для марки Setra – понятие особенное.У обновленного TopClass 400 передний мост стал легче на 150 кг. Специалисты уверяют, что снижение веса достигнуто не в ущерб безопасности. Что же касается данного критерия, то и здесь продукция Setra на высоте: S 415 HD полностью отвечает жестким требованиям безопасности, прописанным в европейских нормах ECE-R29 и ECE-R93.Впрочем… пора в путь. Садясь за руль, трачу пару минут на адаптацию – подгон рулевого колеса и кресла, осмотр приборов и органов управления. Переработанная приборная панель радует глаз, хотя не скажу, что у меня были претензии к старой версии. «Разница в том, – поясняет инструктор, – что теперь на дисплей выводится больше информации». Решаю проверить это на практике и убеждаюсь: индикация показывает, открыт ли багажный отсек, в каком состоянии находится люк в крыше автобуса. Сведения вроде пустячные, но не лишние. А вот данные о наличии конкретного количества топлива в двух баках совсем не лишние. Благодаря компьютеру можно быстро понять, на сколько хватит запаса ДТ на борту. Кстати, на S 415 HD теперь точно такой же дисплей, как на флагманском «двухпалубнике» S 431 DТ. Фамильная черта, так сказать.Выруливаю с АЗС, где происходила пересменка, на автобан. И, пользуясь свободным движением, продолжаю изучать «четыреста пятнадцатый». В центральном зеркале замечаю новую систему освещения салона. С наступлением темноты она вообще выглядит потрясающе. А для себя отмечаю, что к новым лампам головного света, выполненным по LED-технологии, претензий нет: они хорошо освещают и обочину, и проезжую часть прямо по курсу следования. Начинает накрапывать мелкий дождик, и неожиданно оживают «длиннорукие» дворники. Они делают два взмаха и снова замирают у нижней кромки ветрового стекла. Оказывается, это сработал датчик дождя. Что ж, штука полезная. Оценить улучшение очистительных свойств стеклоочистителей объективно не могу – не с чем сравнивать. Вот если бы сейчас была теплая погода и на стекло прилипали жуки да мошкара – был бы предметный разговор…Вообще в автобусе были изъяны, которые лично для меня несколько смазали восторженное восприятие машины. В частности, речь идет о звукоизоляции моторного отсека. К сожалению, нас не обеспечили измерительной аппаратурой, но и без нее могу констатировать: звук работающего двигателя Mercedes-Benz OM 457 LA Euro 4 в некоторых режимах мне показался шумным. Не то чтобы он прямо-таки давил на уши, нет. Но для лайнера подобного класса он громкий даже на автобане, не говоря уже о гористой местности, где от мотора требовалась едва ли не максимальная отдача мощности 428 штатных «лошадей».Второе замечание относится к рулевому колесу. Нет, габаритный радиус разворота в 21,14 м вызывает уважение, с таким показателем маневрировать очень комфортно. И даже большой передний свес в 2,82 м не является проблемой при прохождении круговых «клумб» и парковке. Но почему-то даже на относительно ровных участках дорог то и дело приходилось подруливать. Сравнивая свои ощущения от езды на Setra S 415 HD с ощущениями от вождения Mercedes-Benz Tourismo недельной давности, я пришел к выводу, что «Мерс» подчинялся мне лучше. Он не заставлял корректировать положение рулевого колеса с такой частотой и на такой большой угол, как на TopClass 400. И, поверьте, это не вымысел ради красного словца. Руль у Setra S 415 HD, действительно, «пустоват». Фамильная это черта нового поколения или особенность данного экземпляра – не мне судить, для этого есть технические специалисты. Моя же задача – обратить на это внимание.К работе автоматизированной трансмиссии Mercedes-Benz GO 210 претензий нет: как вверх, так и вниз передачи переключаются без толчков. Пробую перейти на ручной режим переключения, и по бортовому компьютеру убеждаюсь в пустоте этой затеи: на «ручке» мгновенный расход топлива больше, чем на «автомате». В общем, при отсутствии большого опыта это никакой экономии топлива не дает, даже наоборот. Между прочим, сотрудники Setra пытались убедить нас в том, что на новом TopClass 400 расход горючего на 0,5 л/100 км меньше, чем на первом поколении. Но разница эта настолько ничтожна, что зафиксировать ее без приборов невозможно. Да и вообще это, скорее, из области теории – что такая экономия в принципе может быть...Обзорность с места водителя – на пять балов. Высота сиденья водителя на уровне 1,06 м над уровнем дороги позволяет лучше управлять лайнером и по ощущению обратной связи с дорогой, и по уровню обзора как спереди, так и по бокам. С самого начала я еду с включенным ближним светом, но перед «нырком» в туннель сознательно его отключаю. Через мгновение лампы автоматически загораются – сработал сенсор освещенности. По опыту знаю, что он сослужит добрую службу при снегопаде и дожде: как только начнутся обильные осадки, сенсор автоматом «врубит» наружное освещение. Хорошо бы такую вещь устанавливать и на отечественные автобусы.Инструктор просит уступить место другому журналисту, и я перебираюсь в салон. Внутренняя высота составляет 2,1 м, и с моим ростом «метр восемьдесят» здесь находиться очень комфортно. Вот где не к чему придраться, так это к салону. Все выполнено из материалов высокого качества и не по принципу «чтоб было», а по принципу «как можно лучше». Оттого каждая деталь радует и своим дизайном, и эргономикой. Обтянутые кожей кресла удобны настолько, что некоторые коллеги, едва заняв удобную позу, умудряются «дать храпака». Я же, выдвинув кресло в проход, некоторое время слежу за дорогой. А потом, опустив спинку кресла на максимум, начинаю изучать электронную карту по одному из двух цветных 19-дюймовых мониторов. Что ни говори, в таком лайнере можно отправиться в любое путешествие и не только в деловое, но и романтическое....Перед тем, как сесть в такси, следующее до железнодорожного вокзала, я ловлю себя на мысли, что был бы не прочь приехать в Москву своим ходом, но только за рулем Setra S 415 HD. Настолько понравился мне этот лайнер, что я охотно бы поменял рабочий кабинет в редакции на кресло водителя. Да вот только никто мне такой рокировки, увы, не предложит... |
Технические характеристики Setra S 415 HD
Габаритные размеры, мм | 12 200х2550х3350–3760 |
Колесная база, мм | 6080 |
Передний/ задний свес, мм | 2820/ 3300 |
Число мест в 4-звездном исполнении | 44+1+1 |
Диаметр разворота, м | 21,14 |
Полная масса, кг | 18000 |
Двигатель | OM 457 LA Euro 4, турбодизель I-6 |
Рабочий объем, см3 | 11967 |
Мощность, л.с. | 428 при 2000 мин–1 |
Максимальный крутящий момент, Н.м | 2100 при 1100 мин–1 |
Коробка передач | GO 240-8 PowerShift, механическая |
Рулевое управление | ZF Servocom |
Передний мост и подвеска | ZF, независимая |
Ведущий мост | Mercedes-Benz НО6 |
Баки: топливный/AdBlue, л | 490/ 56 |