Первая примерка
Автобус Neman Cacciamali
Автобусы малого класса пользуются устойчивым спросом. Но попасть "в точку" и создать конкурентоспособный пассажирский транспорт не так-то просто. Поэтому на белорусском РУП "Дасведчаны завод "НЁМАН" решили организовать наступление по нескольким фронтам.
Во-первых, был создан автобус собственной разработки на базе китайского шасси "Дунфына" (см. "ГП", № 9, 2007 г.), во-вторых, подписано соглашение с итальянской фирмой Cacciamali Spa/Kapena о сборке автобусов из машинокомплектов IVECO-65C. Называться совместный продукт будет Neman Cacciamali, и нам удалось первыми примерить новый (на отечественном рынке) автобус.
Вообще-то протестированный автобус имеет малое отношение к опытному заводу "Неман". Свое имя в историю завод уже вписал, гордо наклеив на борта автобуса логотип с "родным" названием, но вот до создания истинного шедевра дело пока не дошло. Почему? Да потому, что публике обещали показать уже собранный в Белоруссии автобус. Но по неведомым причинам (скорее всего из-за нехватки времени) нам представили автобус, полностью собранный за пределами республики. Машину, сшитую итальянским кузовным ателье Cacciamali привезли в синеокую только как образец. Более того, нам стало известно, что будущие автобусы Neman Cacciamali будут слегка отличаться от продемонстрированного образца.
Что же в таком случае нас заинтересовало? А то, что для сборки автобусов Neman Cacciamali в Белоруссию будут поставлять такие компоненты, как шасси автобуса с силовым агрегатом, передняя консоль и пластиковые передняя и задняя маски. Неужто варить кузов будут самостоятельно? Судя по всему – да. Завод "Неман" вообще всерьез взялся за кузовные работы. В специальном цехе варят кузова для больших автобусов, планируют также самостоятельно производить кузова малых автобусов "Неман-3231", Neman Cacciamali, и даже сваривают кузова троллейбусов "Белкоммунмаш", если последний не успевает справиться с каким-либо крупным заказом.
А если кузов будет другой, значит, говорить о качестве сборки и удобстве пассажиров пока рано, но уже сейчас отчасти можно оценить внешний вид будущего автобуса (кузов будет максимально приближен к оригиналу), его динамические характеристики, эргономику водительского места и некоторые другие эксплуатационные качества. Что мы и сделали.
Первое, на что обращаешь внимание, попав в салон автобуса, – огромное количество посадочных мест – двадцать восемь пассажирских и одно водительское кресло. И это при том, что Neman Cacciamali не назовешь гигантом. По габаритным размерам его вполне уместно сравнивать с пассажирскими "Валдаями".
Конечно, для уменьшения стоимости автобуса импортные кресла заменят российскими или белорусскими, но думается, что количество посадочных мест останется прежним. В таком виде автобус подойдет для междугородных рейсов. Но если конструкторам "Немана" удастся "пришить" к этому же шасси более высокий кузов и поручни, в салоне можно будет перевозить и стоящих пассажиров, что дополнительно увеличит рентабельность при городских перевозках.
Но это пока из разряда фантастики. Можно утверждать наверняка, что на автобусы будут устанавливать дизель IVECO FIC EO481H мощностью 177 л.с., агрегатированный с 6-ступенчатой механической КП 6S-400.
Динамика разгона продемонстрированного автобуса показалась мне не просто отличной, а даже чересчур резвой. Зная, что вытворяют наши водители маршрутных такси на машинах с куда более слабыми моторами, можно себе представить, во что превратятся городские улицы с появлением на рынке Neman Cacciamali. Единственное, что кажется странным – вывод на рынок автобуса с мотором, соответствующим нормам Euro 4. Не спугнет ли пассажиров столь прыткий мотор и не окажется ли он слишком дорогим? А может быть, несмотря на обещания, его заменят мотором попроще? На эти вопросы пока ответа нет.
В том виде, в котором нам представили автобус, он вряд ли появится на белорусских и российских дорогах. Цена такого автобуса была бы слишком высока, особенно для белорусских перевозчиков. А чтобы снизить себестоимость продукта, большинство комплектующих заменят на отечественные. Что, скорее всего, приведет и к снижению качества автобуса.
А значит, и выводы делать еще очень рано. Единственный вывод – белорусский завод "Неман" всерьез взялся за освоение рынка автобусов малого класса. На подходе еще один опытный образец из китайских комплектующих. Подписано соглашение с чаньчуньской компанией о начале производства городских автобусов СCJ6660D, которых до конца года должно быть выпущено 10 штук.