Грузовик выходного дня Mazda BT-50 как антоним фермерства
Пикап Mazda BT-50
– Нельзя! Нельзя! Уезжай! Уезжай!!! – три пожилые тетки в запачканных цветастых платьях и деревенских косынках бежали ко мне со всей возможной в их возрасте скоростью. Мы с "Маздой" стояли возле старого полуразрушенного склада бывшего совхоза "Москворецкий" Звенигородского района, а со стороны фермы к нам семенили горластые, но с виду совсем незлые женщины. Скорее, измученные.
– Что такое? – в моем голосе, надеюсь, не было агрессии.
– Да ничего, паренек. Но ты лучше уезжай отсюда, а? Вот ты машину красивую фотографируешь, а мы тут нищие все! Уезжай.
Возразить было нечего. Но театр абсурда на этом не закончился.
Еду на местную МТС (машинно-тракторную станцию, не подумайте чего...). Прошу сторожа: дай, дескать, сниму "Мазду" на фоне трактора. Пара кадров, дел на пять минут. Тот начинает звонить своему начальству и передает мне трубку; я повторяю просьбу. Меня перебивают:
– Это Вы сейчас на ферме красную машину фотографировали, модель такая-то, номер такой-то?
– Я, – отвечаю.
– Ну вот видите! – На том конце трубки некто не скрывал своего торжествующего превосходства. – Я! все!! знаю!!!
Дурдом.
Кому это нужно?
В передних дверях кроме обычных карманов имеются удобные держатели бутылок |
Когда речь заходит о полноприводных пикапах, то в качестве целевой аудитории этих автомобилей часто называют неких фермеров. М-да... Я для себя понял, что подмосковные фермеры образца 2007-го – это несколько уставших пожилых женщин, бдительный сторож из Туркмении и начальник-параноик, возомнивший себя полковником ФСБ. Хотя, конечно, где-то есть и настоящие фермеры. Но им, как правило, нужны другие машины. И для перевозки грузов они используют специализированную технику. Пикапы, особенно модели с двойной кабиной, – это универсальный транспорт для дачников, рыболовов да и всех прочих, неравнодушных к активному образу жизни. С возможностью время от времени переквалифицировать его в утилитарный. В каком-то смысле эта машина – антоним фермерства как деятельности, подразумевающей ежедневный тяжелый труд. Это машина выходного дня. Впрочем, у фермеров тоже бывают выходные.
Конструкция
Mazda ВТ-50 – рамный пикап с рессорной задней и передней торсионной подвесками. Привод колес устроен типично для этого класса автомобилей: постоянный задний привод плюс жестко подключаемый полный (естественно, с симметричным распределением момента). В приводах передних колес имеются муфты свободного хода, блокируемые электромеханически. Фиксация муфт происходит автоматически при переходе в полноприводный режим, а вот разблокировать их нужно принудительно, нажатием специальной кнопки.
Пространство между педалью газа и тоннелем минимально, нажимать приходится носком. Иначе носок ботинка упирается в тоннель |
Это сделано для того, чтобы можно было быстро в движении вернуться в полноприводный режим работы трансмиссии. В ином случае для фиксации муфт пришлось бы останавливаться. Задний редуктор снабжен дифференциалом повышенного трения, что заметно увеличивает внедорожный потенциал машины. В некоторых текстах можно встретить упоминание о межосевом дифференциале, но его в Mazda ВТ-50 конечно же нет.
Занятно, что в инструкции описанию работы трансмиссии отведено три страницы, а аудиосистемы – тридцать пять! Но, надеюсь, это не говорит о десятикратном превосходстве аудиосистемы над конструкцией шасси.
Учимся трогаться с места
"Включаем первую передачу, отпускаем сцепление, одновременно добавляя газу. Машина трогается? Нет, машина глохнет. Пробуем еще раз, добавляя оборотов, ловя момент включения турбины. Задние колеса срываются в пробуксовку, машина дергается. Не пугайтесь, это нормально. Важно как можно скорее завершить процесс соединения фрикционных накладок с маховиком, иначе амплитуда дерганий станет угрожающей и двигатель заглохнет. Помните, что даже кратковременное движение при не полностью отпущенной педали сцепления приводит к резкому повышению температуры фрикционного механизма, что ведет к его ускоренному износу. В свою очередь, старт с пробуксовкой ведущих колес приводит к опасности заноса задней оси и ускоренному износу шин. Поэтому Mazda Motor Corporation настоятельно рекомендует воздержаться от вышеназванных способов старта".
Зеркала великолепны – площадь достаточна, искажения минимальны |
Я дарю фирме Mazda этот абзац. Но при условии, что его включат в следующий тираж "Руководства по эксплуатации автомобиля ВТ-50". Подозреваю, что не один я испытал проблемы с "чистым" троганием с места, без поджигания диска сцепления или гусарского свиста буксующих колес. Да, это проблема всех турбированных моторов, в которых искусственно понижается степень сжатия – момента в "самом низу" не хватает, а для включения турбины требуется определенное давление выхлопных газов, которое, в свою очередь, достигается на оборотах существенно бо’льших, чем холостые. В данном случае примерно 1600. Но ведь многим удается как-то демпфировать эту неизбежную резкость, вызванную скачком момента при трогании! Допустим, повышая усилие (соответственно и информативность) на педали сцепления и растягивая момент его включения. В Mazda Motor Corporation компромиссов, видимо, не любят. Зачем? ВТ-50 – машина вся из себя брутальная, для настоящих мужчин. Ужели настоящий мужчина не справится с каким-то троганием?
Конечно, справится. Заглохнет на светофоре, стартанет с визгом резины – и научится. Только вот навык этот зыбок, пересаживаясь с машины на машину, его легко утратить. Может, право, поступиться принципами и сделать органы управления более информативными? Неудобно ведь.
Примерно то же относится и к рулевому управлению (червячный редуктор с гидроусилителем) – оно "пустое". И традиционно растянутое: ровно четыре оборота от упора до упора. При скоростном рулении – а такая необходимость на бездорожье возникает очень часто! – вращать руль приходится с выпученными глазами.
Передняя подвеска на двух длинных продольных торсионах, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Что ж, едем. Машина идет ровно, подчеркнуто ровно, не требуя даже минимальной коррекции траектории. Особенно начинаешь ценить эту железобетонную предсказуемость на высокой скорости, когда и "длинный" руль воспринимается благом, не заставляя напрягаться при полуградусных его отклонениях. А маневрирование при перестроениях мало отличается от легкового – машина обеспечивает мгновенный отклик на действия водителя. Длинная база, помноженная на задний привод и высокий центр тяжести – это что? Правильно, избыточная управляемость и большие крены. Управляемости здесь действительно с избытком: ВТ-50 столь послушно ныряет в поворот, что человека, привыкшего к переднеприводным повадкам, это может даже напугать. Но пугаться не надо, а надо сделать коррекцию своих действий, внеся поправку на бо’льшую возможность заноса. При подключении переднего моста управляемость прогнозируемо ухудшается, машина не так охотно идет в повороты, при тех же углах отклонения руля выходит на бо’льший радиус, требуя доруливания.
А вот крены вопреки ожиданиям невелики. Сначала осторожничаешь, с запасом осаживая машину перед поворотом, благо наиболее информативный и точный орган управления здесь – педаль тормоза. Но ощущение опасности все отодвигается и отодвигается, уступая место искреннему удивлению. Ведь не спорткар, право слово, 176 сантиметров в холке, а не кренится. Не то чтобы совсем, но подвеска сопротивляется боковому перераспределению массы до последнего. И при достижении этого последнего наступает... Нет, колеса противоположного борта оторвать от асфальта очень сложно. Наступает прогнозируемый и легко корректируемый срыв заднего моста в скольжение и в этом скольжении есть даже что-то спортивное. Что? Да простота управления в заносе! В связи с этим к скоростным и динамическим качествам автомобиля начинаешь предъявлять повышенные претензии, надо же как-то реализовать эту отточенную управляемость!
Классическая задняя подвеска – неразрезной мост на рессорах. Надежная, но тяжелая конструкция; очень заметен избыток неподрессоренной массы |
Скажу просто: этим претензиям "Мазда" соответствует в полной мере. Нужно только помнить, что в капотном пространстве – турбодизель с соответствующей характеристикой крутящего момента. Так что переключаться придется часто – мотор надо держать в диапазоне между выходом турбины на максимальные обороты (примерно 1800–1900 оборотов коленвала) и началом переполнения цилиндров (около 4000 оборотов). После 4000 кое-какая тяга имеется, но сравнения с бешеным напором мотора в оптимальной зоне она не выдерживает.
Первая передача коротковата, на ней двигатель быстро начинает тухнуть, подходя к красной зоне тахометра. Вторая, третья – то же самое, краток миг их использования. А вот на четвертой передаче (она тут "прямая") можно зависнуть надолго. На ней даже можно двигаться с максимальной скоростью (175 км/ч – по спидометру), и все равно немного тяги под правой ногой еще останется. А вот пятая – откровенно поддерживающая, она для экономичной езды, на трассе есть смысл включать ее только после 120 км/ч. Нет, включать, конечно, можно и раньше, для неспешного перемещения "пятая" пригодна к использованию уже при 70 км/ч. Но даже минимальное ускорение становится почти невозможным, любое перестроение будет сопровождаться переключением вниз. Тут нужно обратить внимание на некоторый эргономический просчет: переключаться с пятой на четвертую не-у-доб-но! Направляешь рычаг движением вниз, а он упирается в ограничитель между четвертой и задней. Ну не попал, бывает... Чуть отпускаешь рычаг, направляя его ближе к себе, и благополучно втыкаешь вторую! Диапазон перемещения рычага между второй и задней столь мал, что ошибаться продолжаешь даже зная об этой особенности привода КП. Возможно, дело не в диапазоне, а в траектории, по которой движется рычаг от пятой к четвертой. Ведь при переключении вверх (с третьей передачи) таких проблем не возникает.
Приводы передних колес: короткие симметричные валы с двумя ШРУСами |
Немного комфорта... Или много?
А это как посмотреть. В сравнении с вальяжными американскими дредноутами подвеска, конечно, жестковата. Но она собрана и не заставляет сомневаться в ее способности гасить колебания и сопротивляться траекторным отклонениям. А ведь надежная управляемость – это тоже фактор комфорта! Да, стыки и заплатки в асфальте возбуждают на сиденьях определенную лихорадку, но пологие неровности машина почти не замечает. А если "лежачего полицейского" – с ходу? Нет, лучше не надо. "Мазде" что, она не поперхнется. А водитель с пассажирами повиснут на ремнях определенно.
К факторам комфорта обоснованно причислим и акустику, с которой у ВТ-50 не только полный порядок, но и полный восторг. Рокот дизеля умеренный, почти ласковый – слышится только при оборотах холостого хода. В движении звук мотора вовсе не обращает на себя внимания. Не сказать, что здесь применили какие-то неординарные меры по звукоизоляции, нет. Просто двигатель так сбалансирован, что не шумит естественным образом. Мало различимы и звуки трансмиссии: у японских машин традиционно высокая точность изготовления шестерён, дифференциалов, шарниров и подшипников. А аэродинамика проявляет себя примерно после 120 км/ч. При этом основной шум обеспечивают даже не большие зеркала, а... антенна радиоприемника – ее свист сложно спутать с чем-то еще. Эта же антенна позабавила при прохождении дорожных неровностей. Дело в том, что она очень гибкая и при достижении определенной амплитуды колебаний может встретиться с крышей. Я сначала напрягся: что там сверху лупит по металлу? И развеселился, разобравшись: ничего серьезного.
Двигатель вписан в отсек очень плотно; на крышке капота – эффективный звукопоглотитель |
И не могу не похвалить отличные "маздовские" сиденья, кочующие, кажется, из модели в модель. Но они того стоят: в меру жесткие (как сказано в пресс-релизе – "из пенополиуретана повышенной упругости"), сиденья так четко и надежно фиксируют тело, так удобно поддерживают его в поворотах, что лучшего и желать не надо.
Съезжаем с асфальта
Выше скорость – меньше ям. Обычно это так, но не в случае с "Маздой". Оборотной стороной отточенной управляемости и отсутствия склонности к опрокидыванию является некомфортность, жесткость подвески на проселке. Неровности любых размеров и конфигураций передаются с пугающей достоверностью. Что характерно: машине от этой "зубодробиловки" ни жарко ни холодно – даже на серьезных препятствиях пробоев подвески не происходит, ее энергоемкость вызывает уважение на грани восхищения. Но вот пассажирам не позавидуешь – держаться им можно только за ремни, воспринимая попутно пятой точкой азбуку Морзе колдобин и мелких камушков. Водителю проще – ему можно держаться за руль, который, к удивлению, весьма неплохо развязан с дорогой и вибрациями не утомляет.
Предупреждаю сразу: если есть подозрение, что дальше дорога будет хуже, то надо заранее включить не только полный привод, но и режим L. Трогаться тогда можно со второй или третей ступеней, а ехать на четвертой-пятой. Связано это с откровенным нежеланием мотора работать "внатяг", даже на первой передаче момента может реально не хватить. Например, затяжной подъем крутизной 55% "Мазда" штурмовать отказалась примерно посередине, выдав выхлопной трубой недовольное "апчхи" и заглохнув.
На нижнем же ряду – всё в порядке. Машина держится очень уверенно и пасует лишь при достижении шинами пределов по сцепным свойствам. Но жесткая бездифференциальная связь между мостами и конструкция приводов, способных переварить тракторную тягу – это, знаете ли, дорогого стоит.
Грузовая платформа убрана в пластик, который мало царапается, но легко моется. Только вот никаких креплений для груза не предусмотрено – все зацепы остались снаружи |
Вне дороги, когда скорость невелика, а маневрировать приходится часто, вылезает существенный компоновочный недостаток – очень большой радиус разворота. Что делать – длинная база еще ни одну машину не сделала юркой. Но все тестовые препятствия были более-менее успешно преодолены. Конечно, не без "царапания" днищем, но ведь на то он и внедорожник, чтобы чем-то царапать! В данном случае это совсем не страшно, все потенциально уязвимые места защищены металлическими экранами надежно.
В целом ВТ-50 ни разу не заставила усомниться в своей надежности, не было ни одного повода испугаться за прочность конструкции. Но после интенсивного офф-роуда из-под днища машины валил такой жар, что становилось не по себе: уж не загорелось чего? Это так греется "раздатка" в нижнем положении. Но, к счастью, быстро остывает.
Грузовик или...?
Думаю, что без надстройки "Мазда" была бы куда бо’льшим грузовиком. Во-первых, машина лишилась петель для грузодержателей (они проходят по внешним сторонам бортов), во-вторых, появилось жесткое ограничение на габариты груза. Причем тяжелые предметы выше кромки борта все равно не положишь – остекление надстройки слишком уязвимо. Кстати, никто не знает, зачем боковые окна сделаны в виде сдвигающихся форточек, а? Окно, прилегающее к задней стенке пикапа, действительно, лучше иметь открывающимся – через него удобно протирать снаружи стекло кабины. Но боковые-то!
Надстройка – это еще и дополнительная масса, как минимум 60–70 кг. Но вот с чем не поспоришь, так это с защищенностью груза как от криминала, так и от осадков. Да и не нужно бояться, что на ближайшем ухабе что-то вылетит.
Заднему стеклу надстройки "дворник" не помешал бы |
Однако надстройка – это серьезное ограничение обзорности, это необходимость вручную размораживать и протирать ее заднее стекло (термоэлемента и "дворника" там нет), это проблемы при мойке заднего стекла кабины. На другом полюсе – улучшение аэродинамики и более солидная джипоподобная внешность машины.
Внутри "кунга" – обычная грузовая платформа, обшитая легкомоющимся пластиком. Длинномеры можно перевозить с откинутым задним бортом, он хорошо фиксируется в горизонтальном положении, образуя с полом ровную площадку. К сожалению, при креплении груза придется проявлять инженерную фантазию.
Полагаю, что абсолютное меньшинство таких машин хозяева будут использовать как полноценный грузовоз. Вероятнее, что грузовая платформа пикапа останется просто большим багажником. А в этом качестве обычные автомобильные багажники с ней соперничать не могут – тут и объем больше, и с ногами не стыдно влезть. Поэтому наиболее рациональным вариантом модернизации пикапа видится не установка надстройки с остеклением, а простая пластиковая крышка, на петлях и с замком. Объем багажа она, конечно, сократит, но защищенность его даже повысится – шаловливые глазенки не смогут увидеть содержимое.
Когда Mazda ВТ-50 только появилась на российском рынке, нижний предел объявленной цены составлял $23 500, что в пересчете на разрешенные единицы (по текущему курсу) составляет 611 000 руб. Это действительная цена базовой комплектации, без ABS, кондиционера, аудиосистемы и прочих необходимых вещей. А машина в хорошей комплектации Touring Plus (такая машина была у нас на тесте) стоит 720 000 руб.
Крышка топливного бака не снабжена отдельным замком, и место для ее фиксации во время заправки тоже не предусмотрено. На кузове есть маленький концевик, но почему-то нет индикации незакрытой крышки отсека |
С доплатой за "металлик" (13 000 руб.) и пластиковую надстройку (с установкой) цена машины возросла до 835 258 руб. Что, увы, вполне сопоставимо со многими внедорожниками, и не только корейскими. Но в активе "Мазды" – высочайшие надежность и качество сборки (хотя машину и собирают в Таиланде), легковая управляемость и... В общем, см. выше.
Что ещё понравилось:
– большая дальность радиоприема на FM/УКВ;
– подсветка нижней части центральной консоли;
– дополнительная розетка на 12 В;
– полноценные места для пассажиров сзади.
Что ещё не понравилось:
– посредственная обзорность через салонное зеркало, ограниченная надстройкой;
– нет площадки для левой ноги;
– плохое звучание аудиосистемы;
– резко работает аудиокруиз-контроль
– нет плафона освещения над водителем и пассажиром;
– недостаточная зона очистки стекла перед пассажиром впереди.