<<< Назад

Испытания автобуса МАЗ-152 на прочность верхней части кузова

К. Пичета, начальник лаборатории испытаний автобусов ИЦ МАЗ

Учитывая всё возрастающие требования к безопасности пассажиров, как городских, так и междугородных автобусов, в Испытательном центре МАЗ в конце мая этого года совместно со специалистами филиала МАЗа АМАЗ и ИЦ НИЦИАМТ были проведены испытания прочности верхней части конструкции кузова междугородного автобуса МАЗ-152 на её соответствие требованиям Правил № 66 ЕЭК ООН. Согласно этим Правилам каждый тип транспортного средства должен быть подвергнут проверке в соответствии с одним из следующих методов по усмотрению завода-изготовителя или в соответствии с методом, одобренным компетентным органом:

  • испытанию на опрокидывание комплектного транспортного средства;
  • испытанию на опрокидывание секции или секций кузова, типичных для всего транспортного средства;
  • испытанию секции или секций кузова на маятниковом копре;
  • проверке верхней части конструкции кузова посредством расчетов.

Наиболее достоверные результаты в данный момент могут быть получены при испытании комплектного транспортного средства на опрокидывание.

Учитывая, что после них автобус дальнейшему восстановлению не подлежит, проведение таких испытаний предполагает финансовые затраты, значительные даже для такого предприятия, как МАЗ, однако это необходимо при проведении сертификации выпускаемой филиалом АМАЗ продукции.

Правила № 66 ЕЭК ООН распространяются на одноэтажные пассажирские транспортные средства вместимостью более 16 сидящих или стоящих человек, не считая водителя и членов экипажа, т.е. распространяются на всю гамму производимых филиалом АМАЗ автобусов.

Испытаниям подвергался полнокомплектный автобус МАЗ-152022. Согласно требованиям Правил верхняя часть конструкции автобуса должна иметь достаточную прочность для того, чтобы во время и после испытания на опрокидывание в соответствии с процедурой, предписанной ими, ни одна из сместившихся частей транспортного средства не выступала в «остаточное пространство» и чтобы ни одна из частей «остаточного пространства» не выступала за пределы деформированной конструкции. Данные требования касаются автобуса, включая все части его конструкции, элементы, панели и все жесткие выступающие части, такие как полки для багажа, вентиляционное оборудование и т.д. Однако не учитывается такое оборудование, как бары, кухни или туалеты.

При этом под «остаточным пространством» подразумевается пространство, которое должно сохраниться в пассажирском салоне во время и после проведения испытаний. Величина допустимой динамической деформации для автобусов типа МАЗ-152 в зависимости от контролируемых сечений составляет 366 и 373 мм.

Испытания автобуса МАЗ-152022 проводились путём опрокидывания со специальной эстакады на территории филиала АМАЗ в соответствии с процедурой Правил № 66 ЕЭК ООН.

Испытаниям подвергался автобус снаряженной массой. Узлы и агрегаты автобуса были заправлены эксплуатационными жидкостями, аккумуляторные батареи и топливный бак – водой, что допускается.

Перед началом испытаний на полу автобуса в проходе были жестко закреплены четыре специальных телескопических устройства, позволяющих проконтролировать величину максимальной динамической деформации стоек кузова автобуса в верхней точке остаточного пространства автобуса при его опрокидывании.

Схема салона автобуса
Схема салона автобуса с указанием сечений, в которых измерялась динамическая деформация каркаса кузова при испытаниях

Высота опорной поверхности эстакады над поверхностью испытательной площадки с асфальтобетонным покрытием – 820 мм.

Транспортное средство опрокидывалось на правый бок.

Ось вращения транспортного средства при опрокидывании была параллельна продольной оси транспортного средства и находилась на расстоянии 0 мм от боковины шины задней оси и 50 мм от боковины шины передней оси. Ось вращения находилась на горизонтальной исходной плоскости, на которую опирались шины.

Опорные площадки эстакады поднимались синхронно двумя автомобильными кранами.

Угловая скорость опрокидывания составила 3,7° в секунду (при максимально допустимой Правилами 5,0° в секунду).

Схема полной динамической деформации каркаса кузова (десятая стойка, сечение №4)
Схема полной динамической де­фор­ма­ции каркаса кузова (третья стойка, сечение №1; пятая стойка, сечение №2; восьмая стойка, сечение №3)
Результаты испытаний*
Номер сечения и стоек кузова в контролируемых сечениях Допустимая деформация, мм Фактическая динамическая деформация, мм Заключение о соответствии
№1, 3-я стойка кузова 373 349 Соответствует
№2, 5-я стойка кузова 373 342 Соответствует
№3, 8-я стойка кузова 373 353 Соответствует
№4, 10-я стойка кузова 366 364 Соответствует

* – подтверждены официальными протоколами.

Определение величины «остаточного пространства» для автобуса МАЗ-152022 в соответствии с Правилами № 66 ЕЭК ООН. Остаточное пространство – объём пассажирского салона, образуемый путём перемещения по прямой или прямым линиям поперечной вертикальной плоскости таким образом, чтобы точка «R» переместилась от точки «R» внешнего заднего сиденья через точку «R» каждого внешнего промежуточного сиденья до точки «R» внешнего переднего пассажирского сиденья. Считается, что точка «R» расположена на расстоянии 500 мм выше уровня пола под ногами пассажиров, на расстоянии 300 мм от внутренней стороны транспортного средства и на расстоянии 100 мм вперед от спинки сиденья на центральной линии внешних сидений.

После испытаний инструментально были определены величины фактических динамических деформаций боковых стоек автобуса в контролируемых сечениях на высоте 750 мм от точек «R» сидений.

Из результатов испытаний следует, что величины фактических динамических деформаций боковых стоек автобуса в контролируемых сечениях меньше предельно допустимых. Также было констатировано, что в процессе испытаний ни одна из сместившихся (деформировавшихся) частей автобуса и элементов интерьера салона не вошли в зону остаточного пространства.

Таким образом, проанализировав результаты проведенных испытаний, сделан вывод о соответствии автобусов типа МАЗ-152 требованиям Правил № 66 ЕЭК ООН в отношении прочности верхней части конструкции кузова.

Экспертиза представленной филиалом АМАЗ технической документации также показала, что результаты проведенных испытаний могут быть распространены на все автобусы «сто пятидесятых» и «двести пятидесятых» серий.

Краткая техническая характеристика автобуса МАЗ-152022
Фабричная или торговая марка МАЗ
Тип (модель) транспортного средства МАЗ-152022, автобус
Категория М3
Идентификационный номер Y3М15202240000199
Двигатель (модель, номер) ЯМЗ 7601, № 40000138
Снаряженная масса, кг 13 937
В том числе:
  • – на переднюю ось
  • – на заднюю ось

4 729
9 208
Высота центра масс до опорной поверхности в снаряженном состоянии, мм 1 450
Расстояние по горизонтали от центра масс до передней оси, мм 5 465
Расположение центра масс в поперечном сечении 40 мм от оси транспортного средства влево по ходу
Расстояние от передней до задней оси, мм 6 000
Давление в шинах перед них/задних колёс, кПа 785/765
Комментировать ... >>
Loading...