Выпить кофе – 2: автомобильные кипятильники
Вдоль федеральных и крупных местных трасс полно всяких забегаловок, а кофе или чаю можно выпить даже на заправке. Но стоит отъехать подальше, свернуть с оживленной дороги на забытую богом тропу – и всё, простейшие достижения цивилизации остаются вне досягаемости. Можно взять с собой термос, но его объем ограничен, как ограничено и время сохранности напитков в должном градусе.
На другом полюсе альтернатив – сложные походно-кухонные приборы типа автомобильных СВЧ-печей (см. «ГП» №11, 2007 г.) или компактных газовых горелок. Но это дорого. А самым простым решением проблемы кофе в дороге будет обычный автомобильный кипятильник, сделанный по аналогии с домашним и питающийся от розетки прикуривателя. Несколько таких устройств мы купили и испытали.
Существует несколько видов автокипятильников. Первый – простейший, в виде открытой спирали, опускаемой в чашку. Его достоинства – легкость и компактность, в свернутом состоянии он занимает совсем немного места, его можно перевозить в той же кружке. С другой стороны, это конструкция незащищенная, уязвимая. Спираль нужно поддерживать в чистоте и промывать перед использованием.
И нельзя даже кратковременно вынимать включенный кипятильник из воды – на воздухе он испортится через несколько секунд (спираль покроется несмываемой окалиной). Второе неудобство: чашку с работающим кипятильником нельзя прикрыть крышкой, что увеличивает время вскипания и не защищает от расплескивания воды.
Второй тип устройств – комбинация нагревательной спирали и специальной кружки. Встроенный в днище нагревательный элемент составляет с кружкой единое целое, следовательно, нет необходимости держать кружку открытой – провод питания выводится из-под днища и не мешает использовать крышку. Это позволяет кипятить воду прямо на ходу, поставив кружку-кипятильник в стандартный автомобильный подстаканник. Да и с гигиеной здесь получше: если не варить в кружке кашу, то никакого особого ухода она не потребует.
Carpoint Immersion Heater Заявленная мощность: 120 Вт Достоинства: – высокое качество изготовления; – наличие индикатора включения питания; – кронштейн крепления на срез кружки; – малая длина; – возможность использования в пластиковой и бумажной посуде. Недостатки: – недостаточная мощность (не кипятит воду в открытой емкости). |
Третий вариант – кружка-подогреватель. Это не кипятильник в чистом виде, скорее, это мини-терморс с подогревом. Кружка с крышкой (часто герметичной) делается из специального пластика, хорошо удерживающего тепло. Кроме того, стенки у таких кружек двойные, а между ними, как в настоящем термосе, – воздушная прослойка. Открытого нагревательного элемента нет – он спрятан между двойными стенками. Соответственно теплоотдача его невелика, вскипятить воду он не сможет. Он сможет ее только подогреть, а подогрев, поддержать теплой сколь угодно долго (если, конечно, не отключать питание). Впрочем, при определенных условиях кипение возможно, например, в сильную жару и в горах. Но это случаи нетипичные, их не рассматриваем. Кружка-термос может использоваться и для сохранения прохладных напитков, но эффективность ее в этом качестве невелика.
Испытания кипятильников – процесс несложный. Не нужно длительных измерений, ибо все сводится к одному объективному критерию: кто быстрее. Соответственно требуется поставить исследуемые образцы в равные условия и нажать кнопку секундомера. И уже потом оценивать удобство пользования и качество изготовления.
Итак, согласно электронному термометру, температура в помещении составляла 21°С и сколь-нибудь существенным колебаниям в течение теста не подвергалась. На прецизионных весах мы отмеряли по 205 г (это то минимально количество, которое покрывает спираль в одном из образцов) воды, которую брали из одной и той же бутылки и подключали испытуемых к лабораторному источнику тока мощностью 2,5 кВт. Из БП был выведен короткий шлейф, заканчивающийся стандартным гнездом-прикуривателем от ВАЗ-2108/-09 – таким образом были смоделированы потери в условиях «живого» автомобиля. Для пущей достоверности и приближения эксперимента к реальности мы взяли значение напряжения, равным 12,6 В (напряжение на клеммах хорошо заряженного аккумулятора).
Естественно, что кипятить воду в машине рекомендуется при заведенном двигателе, когда напряжение подскакивает до 13,6–14,4 В. Но часть его падает на предохранителе прикуривателя, различных коммутационных элементах и проводах. Учтем, что у нас было новенькое гнездо, а в автомобиле через несколько месяцев эксплуатации контакты в прикуривателе покрываются слоем диэлектрических окислов, на которых тоже теряется часть энергии. Получить более 12,6 В на холостом ходу даже в прикуривателе новенькой иномарки – маловероятно. Поэтому мы остановились на этом напряжении питания. Попутно измерялся потребляемый ток – для точной оценки мощности нагревателей.
ALCA Auto-Tauchsieder Заявленная мощность: 200 Вт Достоинства: – наличие модификации на 24 В; – достаточная мощность (малое время кипячения); – кронштейн крепления на срез кружки. Недостатки: – не лучшее качество изготовления; – отсутствие индикатора питания. |
Carpoint – довольно известная фирма, поставляющая на европейский рынок различные автомобильные аксессуары и элементы тюнинга от присадок в масло до рулей и аммортизаторов. Ассортимент составляет, согласно фирменному сайту (www.carpoint.nl), несколько тысяч наименований! Разумеется, почти вся продукция имеет азиатское происхождение, в частности кипятильник Immersion Heater делается на Тайване. Судя по всему, тайваньский производитель не сковывает себя рамками эксклюзивных договоров и точно такой же кипятильник можно встретить и под другими брендами. Стоят они примерно столько же и различаются только надписями на блистерной упаковке.
Сделан Carpoint Immersion Heater очень аккуратно, придраться не к чему. Штекер питания солидный, с зеленым светодиодным индикатором. Нагревательный элемент короток, что хорошо, так как позволяет использовать имеющуюся в основании спирали скобочку для крепления на край чашки. Скобка эта сделана из тонкого алюминия, и ее легко подогнуть под нужную толщину чашки. На саму спираль надета пластмассовая термостойкая стяжка, предохраняющая стенки ёмкости от контакта с металлом. Вероятно, это может быть полезным при использовании «на ходу», чтобы кипятильник не звенел о стакан. Но главное назначение стяжки – не дать прикоснуться спирали к стенке пластиковой чашки. То есть кипятить воду можно практически в любой посуде, даже в бумажном стаканчике.
Carpoint Immersion Heater показал относительно низкое энергопотребление – 8,7 А, что соответствует мощности в 102 Вт. Это очень небольшой показатель, много энергии будет теряться на противодействие естественному охлаждению. Так оно и вышло: первые пузырьки на спирали появились только через 33 минуты! Мы, вообще-то, приступая к измерениям, рассчитывали на 13–15 мин, а тут... Но и пузырьки – это еще не финал теста, нужно дождаться закипания. Увы. Кипения мы не дождались даже через час. Процесс как бы затормозился за шаг до финала, уже и пузырьки образовывались целыми гроздьями, и шум от спирали пошел характерный... Но вода не вскипала – незначительная мощность не позволяла кипятильнику переломить баланс нагревания и охлаждения в свою пользу. Час – это очень много, в реальных условиях никто столько ждать не будет, это похоже не на предвкушения чаепития, а на издевательство.
Thermo Mug Заявленная мощность: нет данных Достоинства: – высокое качество изготовления; – интересный дизайн; – хорошая крышка; – поддержание температуры при минимальных энергозатратах. Недостатки: – недостаточная мощность; – отсутствие индикатора питания. |
Поэтому формально мы считаем тест законченным и ставим в дневник Carpoint Immersion Heater жирный «неуд». Но для очистки совести накрываем стакан картонкой и... Совсем другое дело! Не прошло и пяти минут (4,5, если быть точным), как вода весело закипела! Однако именно в эти минуты на полтора ампера «скакнуло» энергопотребление! Вот уж действительно: наука умеет много гитик. Заметим, что на протяжении часа провод и штекер почти не нагревались, а в последние пять минут штекер разогрелся очень сильно, его даже в руках сложно было удержать.
ALCA – фирма вроде бы немецкая, да и название Auto-Tauchsieder произносится с характерным прононсом. Она тоже многопрофильная, в ассортименте продукции можно найти алкотестеры, автокомпрессоры, стеклоочистители... На сайте www.alcamobil.de имеется даже русскоязычная версия (неполная). Но конечно же, вся продукция делается в Азии.
Кипятильник Auto-Tauchsieder значительно длиннее Carpoint Immersion Heater. Особых проблем это не создает, разве что кронштейн крепления на срез стакана можно использовать далеко не всегда. Качество изготовления нагревательного элемента весьма высокое, но штекер выглядит довольно хлипким. И сразу, без всякого усилия со стороны испытателей сломалось крепление одной из двух полукрышек, прикрывающих место сопряжения спирали и электрокабеля. Мелочь, а неприятно. Но это мы легко исправили, скрепив половинки клейкой лентой.
Провод и штекер греются, но в меру, примерно до 40 °С. Потребление тока более-менее стабильно и составляет 11,5 А. Это соответствует 145 Вт потребляемой мощности, а если пересчитать на напряжение 14,4 В, то мощность будет равна 189 Вт. Это не очень расходится с заявкой производителя.
Auto-Tauchsieder 205 г воды бодренько вскипятил за 9 минут. И, заметим, без крышки! При этом ничто критически не нагрелось, не расплавилось. На фоне томительного часового ожидания пользы от предыдущего образца Auto-Tauchsieder нас очень порадовал. Эх, если бы не проблемы с качеством...
«Кофе-машина» CP-101 – это уже класс интегрированных кипятильников. Спираль здесь расположена внутри, в центре днища. Эта модель под разными названиями продается уже много лет; я использовал такую штуку в 2001 году во время одной из поездок по Северному Кавказу. Тогда она здорово выручала, но, к сожалению, быстро сломалась...
Auto Coffee Maker CP-101 Заявленная мощность: нет данных Достоинства: – режим автоматического подогрева; – наличие крышки-стакана. Недостатки: – очень плохое качество изготовления; – днище шире автомобильного подстаканника. – плохой штекер; – негерметичность крышки. |
Auto Coffee Maker – это не название производителя, а всего лишь указание на возможное применение. А вот производитель не указан. Но в том, что аппарат сделан в Китае, сомнений нет.
Минимальное количество жидкости, которое можно вскипятить, не попортив нагреватель – 205 мл. А максимальная емкость кружки – 500 мл. В комплект входят две кружки из поликарбоната (маленькая и побольше), сеточка для фильтрации (предполагается, что сюда можно засыпать кофе?) и Г-образный кронштейн, который можно закрепить в автомобиле, а Auto Coffee Maker CP-101, на него подвесить. В донышко встроен термоэлемент, который отключает питание при закипании воды и вновь включает подогрев, когда температура упадет до 90°. Согласно описанию, имеется внутренняя подсветка колбы, она же – индикатор подключения питания. Но у нашего экземпляра подсветка отсутствовала.
Сетка может быть использована как фильтр для молотого кофе, а сам Auto Coffee Maker – как эрзац-кофеварка. Если довести воду до кипения, и, не выключая, оставить на несколько минут, то поднимающийся вверх пар пройдет сквозь кофейную гущу и, сконденсировавшись, стечет обратно уже в виде кофе. Вот только напиток будет невкусным: кофе не должен кипеть! Да и непонятно, как быть с автоматикой отключения при кипении.
Auto Coffee Maker CP-101 мы испытывали с закрытой крышкой. Так вот, как только пошло активное испарение горячей воды, из-под «носика» крышки закапало... К концу эксперимента образец стоял в маленькой лужице. Время, потребное для кипячения 205 мл воды, составило 25,5 минут. Потребляемый ток – 7,5 А. Это самый слабый кипятильник, но с крышкой с задачей по кипячению он худо-бедно справился. Но заполнен Auto Coffee Maker CP-101 был менее чем наполовину. Сколько же он будет кипятить заявленные пол-литра – даже представить страшно...
С качеством тоже не все гладко: ручка хлипкая, металлический кронштейн с острыми кромками, качество пластика так себе... Совсем плох штекер: скоба-пружина «отрицательного» контакта никак не фиксируется внутри корпуса штекера, при этом «положительный» контакт с внутренней стороны имеет боковой лепесток. Так вот, при определенных условиях возможна «встреча» внутри корпуса «+» и «–»! Пайка плохая – припой положен абы как, а остатки флюса не удалены. В общем, «традиционное китайское качество»... Да и греется кабель сильно, примерно до 55 °С.
Кстати, терморегулятор оказался вполне работоспособным. Выключатель сработал в самый момент закипания (прощай, идея о варке кофе!), и вновь питание подключилось примерно через полчаса, когда температура упала до 65°. Не совсем по плану, но все же.
Thermo Mug – представитель третьего сословия – это кружка-термос. Двойные стенки и теплосберегающий пластик позволяют «держать градус» дольше, чем в обычной кружке, а нагревательный элемент, встроенный в днище может и подогреть напиток. Прямого контакта жидкости и нагревателя здесь нет, поэтому моется Thermo Mug как обычная посуда. Крышка подогнана хорошо и закрывает Thermo Mug очень плотно. Но в крышке есть что-то вроде сдвигающегося клапана (для трубочки), и вот он не совсем герметичен. То есть от всплесков жидкости на кочках крышка предохранит, но от проливания при опрокидывании – увы. Основная же задача крышки – держать температуру, а с этим она справляется вполне.
Вместимость Mug – 400 мл. Качество изготовления очень хорошее. Географическое положение изготовителя не указано, но мы все знаем, на какой улице сейчас делают контрабанду. Да и неважно это – к качеству претензий нет никаких. Индикатора включения питания нет, шнур питания съемный. Заявлен предохранитель в штекере, но на самом деле его тут нет. Производитель гарантирует поддержание температура напитка в 70 °С, при этом не сообщается, каковы требования к внешней температуре. Что ж, посмотрим.
Thermo Mug легко ставится в стандартный подстаканник, в этом его преимущество перед Auto Coffee Maker CP-101. Потребляемый ток – 4,5 А. При таком энергопотреблении провода и разъемы не нагреваются. С 20 до 56° Thermo Mug нагрел 205 мл воды за 45 минут. Это для него почти предельная температура. По крайней мере, за оставшиеся 15 минут вода стала теплее всего на 2° (58°). Дальше никаких изменений, Thermo Mug добросовестно поддерживает эту температуру до тех пор, пока есть питание. Терморегулятора нет, поэтому энергопотребление постоянно. Легко предположить, что при иных стартовых условиях скорость прогрева и окончательная температура будут иными; всегда можно рассчитывать примерно на сорокоградусный подогрев.
Автомобильные водонагреватели – продукт компромисса. С одной стороны, хочется сделать полноценный кипятильник, быстрый, эффективный. Но разъем прикуривателя конструктивно не предназначен для передачи больших токов, и изготовители вынуждены снижать мощность своих приборов. Чтоб не горели предохранители, провода, штекеры... В принципе, нет препятствий, чтобы сделать нормальный быстродействующий автокипятильник – ресурсов энергосистемы автомобиля вполне хватит и на большой самовар. Всё упирается в способ передачи электроэнергии: так вышло, что разъём прикуривателя сейчас – единственно возможный вариант. Если автопроизводители задумаются над изменением стандартов и разработают разъем, пригодный для передачи больших токов, то проблема исчезнет, можно будет делать автомобильную технику по мощности сопоставимую с домашней. Пока же можно посоветовать «вручную» обойти эту проблему, соорудив в машине две-три оригинальных сильноточных «розетки» с соответствующей заменой штекеров на кипятильниках. Тогда мы исключим значительные потери напряжения и увеличим быстродействие даже таких примитивных устройств, какие описаны выше.
А выбор... Наш выбор – ALCA Auto-Tauchsieder. Это довольно мощный кипятильник, который не заставит изнывать в ожидании горячего кофе. Остальные приборы малопригодны для оперативного использования. А Carpoint Imersion Heater не пригоден вовсе.