Глобальное снижение затрат на ГСМ
Обзор рынка систем контроля расхода топлива
Топливные ресурсы – причина конфликтов, больших и не очень. Крупные и мелкие компании заботятся о своей топливной безопасности. В первую очередь, это транспортные организации и управления, где топливо является основной статьей расходов. Для тех, кто хочет положительно решить эту проблему и больше никогда не задаваться вопросом: «Куда уходит топливо?!», сегодня предлагаются вполне цивилизованные способы. В разных странах уже с десяток лет разрабатывают и производят системы контроля расхода топлива для автомобилей и спецтехники, которые вызывают естественный интерес у руководителей и инженеров эксплуатирующих организаций.
УМИАТ Мосстроймеханизация-5. На строительно-дорожной технике за время использования систем FMS производства ООО «Омникомм Технологии» расход топлива снизился на 30...40% |
Одними из первых эту тематику освоила немецкая фирма Kienzle Automotive GmbH, которая выпустила прибор EDM 1403. В его основе – расходомер кольцевого типа с двумя рабочими камерами и электронный блок. EDM позволяет учитывать динамику мгновенного расхода и суммарно израсходованное топливо. Однако, учитывая немецкий менталитет, конструкцию EDM 1403 и погрешность измерения – около 5%, этот прибор на 99% используется как индикатор текущего расхода, или экономайзер, ведь за счет правильно выбранного режима движения можно сэкономить 5...10% дизельного топлива.
Девять лет назад в Москве создано предприятие ООО «Омникомм Технологии», разработавшее оригинальное устройство, ориентированное как на российский, так и на мировой рынок. Небольшой электронный блок подключается к высокоточному датчику уровня топлива (точность показаний которого составляет 0,1%!), разработанному ООО «Омникомм Технологии», и после тарировки топливного бака записывает в память такие насущные для руководства данные, как сливы, заправки, расход топлива на 100 км, моточасы работы двигателя, пробег, скоростные режимы и многое другое. Эти данные математически рассчитываются, и с помощью программного обеспечения вся информация распечатывается и отображается в виде отчетов и графиков. Приборы вызвали заслуженный интерес у транспортников, которые прозвали его «черным ящиком».
Установка системы FMS на золотодобывающем руднике ОАО «Сусуманзолото», Магаданская область |
Не так давно компания совместно с центром ИТС МАДИ (ГТУ) разработала на базе системы расхода топлива FMS (Fuel Monitor System) так называемую интеллектуальную транспортную систему, которая позволяет серьезно корректировать нормы расхода топлива с учетом многочисленных сопутствующих факторов. ООО «Омникомм Технологии» является партнером НИИАТ, а также Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина. С помощью системы контроля расхода топлива FMS совместно с РГУ им. Губкина проводятся испытания и корректируются нормы расхода топлива как на государственных, так и на частных предприятиях.
В 2002 году о себе заявило минское СП «Технотон». Это предприятие сделало ставку на разработку высокотехнологичных систем автомобильной бортовой электроники, принцип работы которых в большинстве своем повторяет существующие на рынке системы. Их основные отличия от аналогичных систем – магистральный расходомер ДРТ (погрешность измерения расхода топлива – более 1%). Однако расходомеры проходного типа при установке врезаются в топливные магистрали, при этом они могут забиваться грязью, а в условиях низких температур при загеливании топлива могут повлечь поломку топливного насоса высокого давления. Погрешность таких датчиков велика.
Компания «Соймерстил». После установки приборов FMS норма расхода топлива снижена на 25% |
Два-три года назад на рынке данной продукции появились екатеринбургская система «Экспограф» и санкт-петербургская «Трасса». «Экспограф» – это электронный прибор, устанавливаемый непосредственно на автомобиль. В функциях приборов ничего нового: измерение количества топлива в баке автомобиля (со штатного поплавкового датчика), измерение пройденного автомобилем пути, накопление результатов измерений за время поездки.
Ничего нового эти разработки не принесли: все тот же контроль расхода топлива по уровню в баке, с той разницей, что питерцы используют свой датчик уровня топлива, а прибор «Экспограф» подключается к штатному «поплавку».
Из всего описанного можно заключить, что сегодня на мировом рынке на ведущих ролях популяризации оборудования контролирующего расход топлива – московская компания ООО «Омникомм Технологии». Высокоточные датчики уровня топлива, производимые этой компанией, закупаются всеми перечисленными фирмами для подсоединения к своим собственным контроллерам и получения точной информации по топливу. Высокоточные датчики ООО «Омникомм Технологии» закупают десятки фирм, устанавливающих системы навигации. Компания имеет развитую дилерскую сеть и большое число клиентов.
ФГУП ПОЧТА РОССИИ. Норма расхода топлива на автомобилях IVECO Stralis, совершающих междугородные рейсы, снижена на 30% после одного месяца эксплуатации системы FMS |
Приборы FMS одобрены крупнейшими заводами-производителями (например, система FMS устанавливается на автомобили TATRA серийно на конвейере в Чехии); многие дилеры Scania, MAN, VOLVO и других мировых производителей устанавливают приборы FMS на транспортные средства. ООО «Омникомм Технологии» работает с дилерами компании БелАЗ (Кривбасс-БелАЗ- Сервис, Карпат-БелАЗ-Сервис, Кавказ-БелАЗ-Сервис) по установке системы FMS на карьерную технику. Москвичи были первыми, кто заявил о таких системах, и единственными, кто разработал высокоточный емкостной датчик уровня топлива, позволяющий устанавливать оборудование на любой транспорт и спецтехнику.
Минское СП «Технотон» тоже заслуживает внимания благодаря своему оборудованию, однако в основе их системы лежит проходной датчик топлива (турбинка), который имеет свойство засоряться и продуваться воздухом и не выдает информацию о заправках и сливах топлива. И тот факт, что многие дилеры «Технотона» закупают датчики напрямую у ООО «Омникомм Технологии», говорит о многом.