<<< Назад

Куда дуют балтийские ветры

Л. Круглов, фото автора

Финляндия с ее деловито-размеренным образом жизни практически защищена от потрясений в экономике и промышленности. И если каждый год в конце второй недели июня должна проходить национальная «автобусная сессия», на которой обсуждаются все проблемы отрасли на год вперед, значит, так оно и будет. Но в этом году неожиданно потребовалась дополнительная встреча муниципальных транспортников и автобусостроителей в конце сентября в Хельсинки.

Собраться вновь пришлось из-за наметившихся серьезных изменений на рынке городских автобусов большой вместимости не только в самой Финляндии, но и в Прибалтийском регионе в целом. Известная финская компания Carrus, выпускавшая на заводах в Турку и Тампере несколько сотен машин для внутреннего рынка и других скандинавских стран, стабильно работала в течение многих лет. В прошлом году в связи с ее переходом под контроль Volvo в производственной программе произошли изменения: в модельном ряду стали преобладать дорогие междугородные и городские автобусы. Но изменившаяся ценовая политика привела к падению спроса на такие машины, а другие в планы компании включались в незначительном количестве. В итоге производство автобусов начало резко сокращаться, а затем впервые за всю историю компании Carrus заводы остановились вообще.

На рынке городских автобусов большой вместимости грозил образоваться вакуум. Самостоятельно изменить положение компания Carrus не могла, и ее фактическим уходом с рынка мгновенно воспользовались другие изготовители, представившие в Хельсинки свои новые разработки.

Компания Kiitokori из города Каусала известна своими специальными автобусными кузовами, в которых размещались передвижные библиотеки, поликлиники, магазины, мобильные офисы. Используя богатый опыт производства обычных автобусов семейства Star с кузовами из нержавеющей стали, она подготовила две принципиально новые модели городских автобусов- «близнецов» семейства City-Star. Обе машины собраны на шасси Scania L94 UB 4x2 по каркасно-панельной технологии и относятся к городским автобусам особо большой вместимости. При габаритной длине 13,5 м, ширине 2,55 м и высоте 3,1 м автобусы рассчитаны на перевозку 90 пассажиров, из них 42 – сидя.

О несомненном успехе конструкторов компании говорит то, что после первого показа CityStar на «автобусной неделе» к сентябрю портфель заказов на них составлял полсотни машин. По мнению президента компании Антеро Сиркки, в будущем году реально ожидать изготовления от 200 до 300 автобусов. Низкопольный вариант машины оснащен подогреваемыми подножками, дистанционно управляемыми трапами для инвалидных и детских колясок с их последующей фиксацией на специальной площадке, «приседающей» пневмоподвеской.

Автобус Scania, изготовленный в Тарту, – еще одна новинка финского рынка, представленная на Сенатской площади. Во времена Советского Союза в Тарту на базе авторемонтного завода собирали небольшие машины, и вот теперь в его цехах взялись за сборку городских автобусов на шасси Scania K114. Первые машины эстонской сборки уже поступили к транспортникам Савонн-линна, причем одна из них переоборудована под мобильный учебный класс подготовки водителей. В ней смонтировано не только дублирующее управление водителя-инструктора, вынесенное на правое переднее пассажирское сиденье, но и дистанционный контроль работы автоматической кассы. Финские транспортники весьма положительно оценивают перспективы выхода этих машин на свой внутренний рынок.

На Сенатской площади Scania выступила как ведущий и перспективный изготовитель шасси, которыми пользуются многие автобусостроители. В их числе автобусный завод «Лахти», представивший популярную модель Scala. Этот городской автобус большой вместимости изготавливается по необычной технологии на основе широкого применения алюминия для профилей каркаса и панелей кузова.

В брешь, пробитую на финском рынке неожиданным кризисом компании Carrus, устремились многие иностранные производители, ранее вообще не рассчитывавшие там на успех. Откликаясь на чуть ли не ультимативные требования «зеленых», Mercedes представил автобус Citaro с двухтопливным силовым агрегатом, работающим на дизельном топливе и природном газе. Компактная кассета с баллонами, установленная на его крыше, практически не выступает за габариты. В прошлом году в Хельсинки появились первые машины Ikarus. В соответствии с торговой политикой холдинга Irisbus входящие в него изготовители городских автобусов уделяют финскому рынку самое серьезное внимание.

Но финские проблемы – это проблемы соседей, а что до них российским транспортникам? На самом деле – это богатый и серьезный материал для анализа возможных изменений на рынке автобусов Севера и Северо-Запада России, где основные транспортные центры – Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, Псков, Новгород и конечно же Санкт-Петербург – серьезно ориентированы на скандинавский Second-Hand. Предстоящие изменения структуры автобусного парка Финляндии из-за ухода из него машин на шасси Volvo уже привели к заметному росту числа автобусов на шасси Scania. Нужно учесть и растущее производство на заводах OmniLink и «ТатСкан», а также близость производства в Тарту. Все это должно привести к значительному увеличению доли городских и пригородных автобусов на шасси Scania. Как-никак, а сегодня выпуск таких машин ведется в четырех прибалтийских государствах. Традиционно высокая степень унификации и преемственность автобусов нескольких поколений позволяют говорить о весьма благоприятной ситуации для формирования единого «пространства Scania» на Севере и Северо-Западе России, а также в соседних государствах с развитой системой сервиса и поставки запасных частей.


Комментировать ... >>
Loading...