<<< Назад

Евро 0 в зоне Евро

Дмитрий Шилович, фото автора





Сравнительная таблица городского подвижного состава стран Евросоюза

Разделение городских автобусов по экологическим нормамEuro, %

Наличие у перевозчиков троллейбусов и городских (пригородных) автобусов со 100-% низкопольностью в зависимости от числа жителей, обслуживаемых данной сетью

Одно из самых влиятельных транспортных объединений, Международный союз общественного транспорта (МСОТ/UITP), представило вниманию специалистов очередной статистический доклад, касающийся автобусного и троллейбусного подвижного состава компаний, занимающихся городскими перевозками в Европейском союзе. Основной целью данного исследования МСОТ стало предоставление своим членам актуальной информации, которая могла бы помочь в принятии важных решений по развитию и совершенствованию сектора пассажирских перевозок. Предлагаем вашему вниманию короткий анализ упомянутого доклада.

МСОТ – одно из самых влиятельных транспортных объединений, в состав которого входят более 2900 членов из 90 стран мира, представляющих интересы организаций перевозчиков разной формы собственности. МСОТ занимается экономическими, техническими и организационными аспектами системы организации пассажирских перевозок, а также статистикой и аналитикой данной сферы. Больше информации о МСОТ можно найти на официальном сайте в сети Интернет www.uitp.org

Сфера исследований
Статистические данные для исследования собирались в городах ЕС с населением свыше 100 тысяч человек по основным направлениям: топливо и привод, доступность для лиц с ограниченными физическими возможностями, обновленность и структура автобусного (троллейбусного) подвижного состава. В систематической таблице присутствует разделение на одиночный и двухсекционный ПС, причем отдельно для автобусов и троллейбусов. Доклад содержит и информацию о процедурах тендеров на закупку новой техники.
Всего в мониторинге приняли участие 173 перевозчика из 171 города, у которых суммарно более 70 тысяч автобусов и троллейбусов, и перевозят на них более 120 миллионов пассажиров. В тех случаях (порядка 20%), когда городские и пригородные перевозки осуществлялись едиными организациями, данные в исследовании были обобщены.

Основное топливо и приводы
По данным перевозчиков-респондентов, принявших участие в опросе МСОТ, на сегодняшний день более 90% автобусов в Европе по-прежнему работают на дизельном топливе. При этом 32% «консерваторов» имеют фильтры, а 68% работают с максимально низкими выбросами серы. Среди остальных горючих лидирующее положение (порядка 4% от общего) занял сжатый природный газ (CNG). Однако и эта цифра не свидетельствует об общеевропейском признании CNG-привода, как хорошей альтернативы дизелю. Ведь если в Хельсинки и Афинах на «голубом топливе» работает порядка 20% подвижного состава, то в других странах ЕС подобная техника присутствует лишь в единичных экземплярах. Еще одной неплохой альтернативой дизтопливу являются биодизель и биогаз, которые используются в 3% автобусов Евросоюза. Биодизельный общественный транспорт очень популярен в Люксембурге, где он составляет порядка 29% от общего числа ПС, в Австрии – 18%, в Испании – порядка 6%. А вот доля использования биогаза в качестве топлива для автобусов – несущественна. Исключением является лишь шведская столица Стокгольм, где на смеси биогаза и этанола работает подавляющее большинство городского пассажирского транспорта. Порядка 2% от общего получил пропан-бутановый привод (LPG), которым оборудовано 100% нерельсового транспорта Вены и около 14% Копенгагена. Электропривод имеет лишь 0,3% европейских автобусов. При этом концентрация подобной техники в Италии в 5 раз выше, чем в остальных странах ЕС вместе взятых. Гибридным приводом (лишь 0,25% от общего), в основном дизельно-электрическим, оборудовано порядка 8% автобусов в Люксембурге и 1% в Италии.
Очевидно, в связи с постоянным ростом цен на энергоносители использование дизтоплива будет сокращаться за счет приводов на альтернативных видах топлива. Тому свидетельством является тот факт, что при приобретении новых автобусов в 2006–2008 годы, свою непосредственную заинтересованность в технике с CNG-приводом выразило 48% перевозчиков, 9% – с биодизельным, 5% – с LPG-приводом. В самом докладе вся информация о топливе классифицируется по странам/ численности жителей, обслуживаемых данным перевозчиком/ по классам автобусов.

Классификация по нормам EURO
Среди участвующих в исследовании чаще всего встречались автобусы с двигателями, отвечающими экологическим требованиям Euro 2 и Euro 3 (суммарно – 2/ 3 от общего). В 11 странах Евросоюза преобладает подвижной состав стандарта Euro 2 (34% от общего), а Euro 3 (33% от общего) – в восьми. В остальных государствах немалую долю составляет техника с выбросами до нормы Euro 1 (7,5% от общего) или Euro 0 (8,7% от общего). На двигатели Euro 4 (1,4% от общего) и Euro 5 (0,4% от общего) суммарно пришлось лишь менее 2% от всей европейской автобусной техники. На EEV – 2,4% от общего ПС.
В докладе МСОТ также говорится, что 68% респондентов-перевозчиков желали бы приобрести автобусы с двигателями Euro 4, 33% – c Euro 5 и лишь 10% перевозчиков выразило заинтересованность в покупке Euro 3. В докладе информация предоставлена в формате: вид топлива/ привод/ нормы Euro c учетом анализа покупки подвижного состава за период 2006–2008 годы.

Обновленность ПС
Средний возраст эксплуатирующегося в Европейском союзе автобусного подвижного состава составляет 7,6 лет, а средний возраст для троллейбусов – 11 лет. Самая молодая автобусная техника используется в Дании, Финляндии, Ирландии и Великобритании*, где средний возраст ПС менее 6 лет. Из числа лучшего обновления троллейбусных хозяйств, стоит отметить Грецию и Францию. В докладе данная информация представлена в виде таблицы: страна/ жители, обслуживаемые перевозчиком/ возраст/ класс автобуса.

Доступность для лиц с ограниченными физическими возможностями
Согласно с общеевропейской автобусной директивой и правилам ЕЭК ООН, низкопольным называется автобус (троллейбус) первого и второго класса, в котором обеспечивается бесступенчатый доступ к 35% площади салона, отведенной для стоящих пассажиров, как минимум, через одну двустворчатую дверь. Однако в докладе МСОТ нет разделения на привычную нам полунизкопольность, поэтому приведена информация лишь о 100% низкопольном транспорте. По данным исследования, в Европе порядка 68% подвижного автобусного и троллейбусного состава является 100% низкопольным. При этом по наличию техники, доступной для лиц с ограниченными физическими возможностями, в Евросоюзе существует большая разница между странами и городами различных размеров. Согласно результатам исследований, более 80% троллейбусов и автобусов Германии, Люксембурга, Испании и Греции * являются 100% низкопольными. В докладе информация о доступности ПС для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, представлена в виде таблицы: страна/ количество жителей, обслуживаемых перевозчиком/ наличие рамп и системы книллинга/ класс транспортного средства.

*Ориентировочные данные. Ряд перевозчиков этих стран отказался участвовать в опросе.

 

Комментировать ... >>
Loading...