Небольшие и комфортные
Автобусы, о которых пойдет речь, можно условно охарактеризовать как корпоративные повышенной комфортабельности. Основная сфера их применения на Западе – обслуживание отелей и аэропортов, а также междугородные перевозки с продолжительностью поездки не более полутора часов. По большому счету, эти машины представляют собой маршрутное такси увеличенных размеров, по комфорту приближающееся к большому междугородному лайнеру. Условия работы этих автобусов предъявляют к ним ряд специфических требований.
В первую очередь, это относится к багажному отсеку. Он обязателен, хотя имеет такие размеры, что пара-тройка больших дорожных чемоданов заполняют его. Ничего удивительного в этом нет: автобус рассчитан, в первую очередь, на перевозку людей либо отдыхающих, либо работающих, вся поклажа которых сводится к спортивной сумке с теннисной ракеткой или к кейсу с ноутбуком. Во вторых, обязательное наличие индивидуальной подводки систем кондиционирования и освещения к каждому ряду кресел. Отдыхать люди предпочитают с комфортом, и готовы за него хорошо платить.
Естественно, подавляющее большинство таких автобусов оборудуется аудио- и видеосистемами, кофеварками, кондиционерами и другими атрибутами больших туристических машин, хотя в прайс-листах эти приятные мелочи указываются как «дополнительное оборудование».
В отличие от туристических корпоративные автобусы могут быть, как полукапотными, так и вагонной компоновки. Обусловлено это тем, что в качестве ходовой части зачастую используется шасси микроавтобуса или легкого коммерческого грузовика, естественно, с изменённой подвеской. Но даже если для корпоративного автобуса проектируется специальная рама, большинство агрегатов все равно используется от коммерческих «собратьев». Соответственно, корпоративные автобусы выполнены по классической схеме: двигатель спереди, ведущий мост сзади. Элементы трансмиссии, расположенные между двигателем и мостом, задают высоту пола над дорогой: как правило, она находится в пределах 700–1 000 мм. Естественно, при такой высоте вход в салон по двум, реже трем ступенькам.
Все три автобуса, рассматриваемые в статье, вагонной компоновки, с собственной рамой и агрегатами, используемыми и на других машинах тех же фирм-производителей. Наиболее распространенный из них в России – Hyundai County. Автобус выпускается в двух вариантах колесной базы, с одной или двумя пассажирскими дверями и в шести вариантах планировки салона. Вход в кабину водителя осуществляется через отдельную дверь, расположенную слева.
В качестве силового агрегата на County используются дизели серии D4 мощностью от 100 до 130 л.с. Подвеска обоих мостов автобуса на полуэллиптических рессорах, с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Вариантов внутренней отделки салона у этого автобуса множество: от VIP до почти спартанского.
Машины с салоном на 12 человек оснащаются одиночными креслами с обивкой из кожи, причем часть из них выполнена поворотными. В 14-местном автобусе обивка кресел проще, из специальной ткани с эффектом бархата. Часть сидений сдвоенные. На машинах пассажировместимостью 24, 28 и 29 человек планировка салона классическая, слева сиденья двухрядные, справа однорядные. Сами сиденья с тканевой обивкой, анатомические, авиационного типа, с высокой спинкой и подголовником.
Есть у County интересная особенность, характерная для японских и корейских автобусов: откидной ряд сидений в центральном проходе, как в театре. При кажущейся примитивности конструкции, сидеть на таких «откидушках» не менее комфортно, чем на стационарных сиденьях. Еще одну особенность County хотелось бы отметить отдельно: ремни безопасности на всех пассажирских сиденьях, включая откидные.
Следующий автобус изготовлен в Турции по лицензии IVECO. Это Eurobus. Он оснащается турбодизелем IVECO 8040.45 мощностью 136 л.с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач. Подвеска переднего моста рессорная, заднего – пневматическая. Кузов Eurobus имеет две сдвижные двери, как большой туристический автобус, и такую же планировку салона: по два ряда кресел слева и справа. Проход между креслами при этом получился узковатым, но при проектировании автобусов этого типа главным является принцип «лучше хорошо сидеть, чем удобно ходить». Eurobus выпускается в двух вариантах длины кузова (и соответственно колесной базы) с пассажировместимостью 25 и 29 человек.
Третий автобус также турецкого производства, выпускается компанией Anadolu Isuzu. Модель Turquoise производится только с двухдверным кузовом и в одном варианте колесной базы. Обе двери автобуса сдвижные, планировка кресел в салоне туристическая: по два слева и справа. Автобус может перевозить 27 или 31 пассажира, соответственно расстояние между рядами кресел равняется 825 или 740 мм. В качест-ве силового агрегата использован турбодизель Isuzu мощностью 146 л.с. На автобусе установлена 6-ступенчатая коробка передач, подвеска переднего моста рессорная, заднего – пневматическая.
Вот так вот выглядят корпоративные автобусы, представленные на российском рынке. Возникает естественный вопрос: а почему в статье не упомянут ни один отечественный автобус этого класса? Ответ прост. Нет у российских производителей таких машин. С большой натяжкой можно назвать корпоративным автобусом «Аврору» с салоном от Самотлор-НН (Грузовик Пресс 7/2004), хотя по большому счету это все-таки люксовая версия рейсового автобуса. И всё. Не балуют российские конструкторы своим вниманием корпоративные автобусы, хотя на такие машины есть устойчивый спрос. И продаются в России «турки» да «корейцы», принося прибыль зарубежным компаниям.
Возможно, скоро и «украинцы» поедут по российским дорогам: «Эдельвейс» из Борисполя (Грузовик Пресс 6/2004) является самым настоящим корпоративным автобусом, правда, пока еще в опытном экземпляре. Однако не все так плохо. На Автофоруме в Нижнем Новгороде были показаны две «Газели» со специальными кузовами (производства ЗАМС и Самотлор-НН), которые по комфорту являются полноценными «корпоративниками». Да и на базе «Валдая» опытные автобусы повышенной комфортабельности уже демонстрировались. Может, хоть один, да пойдет в серию?