Городские автобусы малого класса
Предназначены они, прежде всего, для работы на городских маршрутах с небольшим пассажиропотоком, где использование машин небольшой вместимости позволяет избежать проблемы «перевозки воздуха», а также в городах с узкими улицами и большим количеством поворотов, где большому городскому автобусу не развернуться. Малые городские автобусы строят по трем схемам: капотной с использованием шасси грузовых автомобилей, бескапотной с нормальной высотой пола в салоне и бескапотной низкопольной. Капотные и низкопольные автобусы будут темой отдельного разговора, а сегодня вашему вниманию мы предлагаем сравнительный тест салонов трех бескапотных машин с нормальной высотой пола: «Богдан» А092 производства ОАО «Черкасский автобус» (Украина), ПАЗ 3204 ОАО «Павловский автобус» (Россия) и БАЗ А212 «Славутич» совместного производства АМО ЗИЛ (Россия) и ЗАО «Бориспольский автозавод» (Украина).
Трансмиссия у всех трех автобусов одинаковая: задний ведущий мост и 5-ступенчатая механическая коробка передач. Двигатель у ПАЗа и «Богдана» расположен спереди, у «Славутича» – сзади. Соответственно, уровень пола над дорогой и высота ступенек в дверных проемах у первых двух машин больше – плата за размещение карданной передачи. Еще одно следствие такой трансмиссии – уменьшение высоты потолка в салоне. При практически равной габаритной высоте «Богдана» и «Славутича» салон у последнего почти на 100 мм выше. А вот высота салона у ПАЗа неодинакова за счет наклонного пола: в задней части она почти как у «Богдана», в передней как у «Славутича». Правда, при этом увеличилась и габаритная высота автобуса.
Однако под кузовом автобусов расположены не только карданная передача, но и другие узлы: ресиверы, аккумуляторы, элементы подвески. Для размещения этих узлов сиденья в салоне установлены на подиумах. Пониженный уровень пола в салоне «Славутича» привел к тому, что высота подиумов под сиденьями у него наибольшая из всех трех машин. Поэтому, присаживаясь на сиденья, в «Славутиче» шагать (читай: задирать ногу) придется выше, чем в «Богдане» или ПАЗе.
Сиденья во всех трех машинах отвечают требованиям для городских машин: сидеть удобно, но засиживаться не хочется. В ПАЗе и «Богдане» они обшиты кожзаменителем и оснащены горизонтальным поручнем на спинке. Он обеспечивает максимально удобный захват для пассажира, встающего с сиденья, но не очень удобен для стоящего пассажира. Сиденья в «Славутиче» оборудованы угловыми ручками-петлями, обеспечивающими одинаково комфортный захват, как для стоящих, так и для сидящих пассажиров. Сами сиденья представляют собой пластиковый каркас с тканевой обивкой. Длина подушки, равно как и шаг самих сидений, меньше, чем в ПАЗе и «Богдане», так что длительная поездка на «Славутиче» будет менее удобной, чем на двух других машинах.
Расположенный под полом двигатель привел к появлению дополнительных ступенек в салоне: в ПАЗе и «Богдане» эти ступеньки находятся в переднем свесе, и по ним придется шагать при проходе к сиденьям, установленным с правой стороны от места водителя. Несмотря на то, что в «Славутиче» двигатель расположен сзади, ступеньки в передней части есть и у него: под ними расположен передний мост. А под ступеньками в заднем свесе находятся двигатель в блоке с КПП и трансмиссией, так что задний ряд сидений имеет персональный подиум.
Всякий городской автобус должен иметь накопительную площадку. Однако «должен» не означает «имеет»: в «Богдане» её нет. Зато есть она в ПАЗе перед передней дверью и в «Славутиче» справа по ходу между дверей. Впрочем, размеры этих площадок таковы, что слово «накопительная» звучит по отношению к ним издевательски: стройная девушка с парнем нормальной комплекции там еще поместятся, а вот «качок» придавит к поручням и ее, и себя. Скорее, эти площадки более подходят для размещения крупной сумки или детской коляски. И уж раз зашла речь о площадках, в заднем свесе ПАЗа расположен небольшой «карманчик», по площади вполне сопоставимый с передней накопительной площадкой. Стоя в этом «карманчике», очень удобно строить глазки или показывать язык водителям едущих сзади машин. На «Богдане» в этом «карманчике» установлены два дополнительных сиденья, а на «Славутиче», по причине заднего расположения двигателя, его и быть не может.
Заканчивая разговор о трех городских «бескапотниках», хочется упомянуть об интересной модификации «Богдана»: модели А092.1. Сами заводчане характеризуют ее как «социально ориентированную», и предназначена она для перевозки инвалидов на колясках. Весь салон в заднем свесе этого автобуса выполнен низкопольным, в нем установлена двухстворчатая дверь и выдвижной трап для колясок. На стенках огромной, учитывая габариты автобуса, площадки установлены откидные сиденья для сопровождающих лиц, и специальные держатели с ремнями безопасности для инвалидных колясок. Появление площадки для инвалидов повлекло и некоторые изменения в планировке салона: для прохода в него придется подняться на две ступеньки. Изменилось и расположение запасного колеса. Если на обычном «Богдане» оно расположено горизонтально под полом в заднем свесе, то на инвалидном запаска установлена вертикально на задней стенке, в специальном кожухе.
В заключение хотелось бы добавить, что малые городские автобусы могут использоваться не только на обычных городских маршрутах, но и как служебные автобусы, и как маршрутные такси. Размер этих машин позволяет, при изменении планировки салона, превращать их в корпоративные автобусы, мобильные офисы, передвижные лаборатории. Так что область применения этих «малышей» ограничена только фантазией заказчика.
P.S. Тема малых городских автобусов не закрыта. Впереди – рассказ о капотных и низкопольных «малышах».