<<< Назад

Routemaster - the end

Л. Круглов, фото автора
Ярко-красные двухэтажные автобусы – такая же визитная карточка английской столицы, как и знаменитые такси или невозмутимые «бобби» около Биг Бена. Но, похоже, в жизни лондонцев скоро могут наступить перемены, и их любимцы Routemaster исчезнут с Оксфорд-стрит.
Routemaster - визитная карточка английской столицы
Routemaster - визитная карточка английской столицы
Классический лондонский doubledecker
Классический лондонский doubledecker
Routemaster обслуживают и туристов
Routemaster обслуживают и туристов
Routemaster с входом спереди
Routemaster с входом спереди
Автобусы оснащены двумя дверями: передняя для входа и предъявления водителю билетов, средняя – для въезда в салон на колясках и выхода
Автобусы оснащены двумя дверями: передняя для входа и предъявления водителю билетов, средняя – для въезда в салон на колясках и выхода

Мэрия Лондона приняла решение о снятии с городских линий нескольких сотен автобусов RM (Routemaster), выпускавшихся компанией AEC. По иронии судьбы, а может быть и специально, это решение совпало с полувековым юбилеем выхода этих автобусов на улицы города. За время выпуска они несколько раз модернизировались, и сейчас в Лондоне работает около полутора тысяч автобусов Routemaster 2 длиной 10,5 м, оснащенных 180-сильными дизелями Leyland.

Классический лондонский Routemaster рассчитан на перевозку 32 пассажиров на первом этаже и 40 на втором. Входная дверь отсутствует напрочь – посадка и высадка из автобуса осуществляется с открытой задней площадки, за порядком на которой следит кондуктор. Он же проверяет билеты, но сам их не продаёт, билеты приобретаются в автоматах на остановках. Прямо с открытой площадки Routemaster начинается винтовая лестница, ведущая на второй этаж. Собственно, эта открытая площадка и стала причиной расставания с ветеранами Routemaster. По своим ходовым качествам и уровню комфорта они вполне могли бы дожить до середины века, отметив столетний юбилей служения лондонцам, но при возрастающих объёмах перевозок и перенаселённости Лондона на первое место выходит безопасность пассажиров. К тому же сокращение полутора тысяч кондукторов заметно оздоровит городской бюджет.

Routemaster прочно обосновались в Центральном Лондоне, все маршруты, на которых они работали, пролегают по самым важным транспортным артериям города – Парк-лейн, Оксфорд-стрит, Стренд, Флит-стрит, площадям Трафальгар и Пикадилли. В часы «пик» с 7 до 8 утра и с 6 до 7 вечера Routemaster переполнены «белыми воротничками», всё остальное время ими безраздельно властвуют туристы, многие из которых предпочитают именно таким образом знакомиться с Лондоном. Их привлекает необычный внешний вид автобусов Routemaster с широким радиатором, «урезанным» капотом и застеклённой «будкой» водителя, отгороженной от салона глухой стенкой.

Впрочем, попытка отказаться от капотной компоновки была предпринята довольно давно – ещё в начале 60-х годов на лондонских улицах появились машины FRM (Front entrance Routemaster) - со входом спереди. Они были на 150 мм длиннее, вмещали на двух человек больше, обходились без кондуктора (в те времена билеты продавал сам водитель, потом их стали продавать на остановках). Наверх вела прямая одномаршевая лестница, проходившая над головой водителя. Но при всех достоинствах автобусы оказались намного тяжелее и неповоротливее предшественников. Сейчас в городе ходит около тысячи автобусов Routemaster этой марки и они кандидаты на вторую волну замены парка.

Основу парка двухэтажных автобусов Routemaster (около 2,5 тыс.) составляют машины, построенные сравнительно недавно. Среди них – модели Triden компании Dennis на собственных шасси, и Plaxton, построенные одноименной компанией на шасси Volvo. Автобусы оснащены двумя дверями: передняя для входа и предъявления водителю билетов, средняя – для въезда в салон на колясках и выхода. Напротив этой двери имеется площадка со специальной мягкой обивкой для фиксации детских и инвалидных колясок. Routemaster последних поколений имеют пониженный уровень пола и систему «приседания» для облегчения входа и выхода. Лестница – прямая одномаршевая – расположена по правому борту в средней части салона.

Отличительной особенностью всех двухэтажных автобусов Routemaster является отсутствие (привычных нам) продольных поручней, вместо них используется несколько вертикальных опор, так что стоять в салоне машины, развивающей в городе до 60 км/ч, при частых резких торможениях не так-то просто.

Казалось бы, куда деваться Лондону от двухэтажных машин Routemaster. Первая из них вышла на линию в 1903 г., а с 1914 г. началась эра Routemaster, продолжающаяся уже 90 лет! Однако в последние годы в структуре городских автобусных перевозок наметились значительные изменения. В районе Истэнда и на окраинах, там, где ширина улиц позволяет разворачиваться с большими радиусами, всё чаще применяются обычные сочленённые автобусы. В районах Кингс-Кросс, Кенсингтон, Кью используются городские автобусы «соло» длиной 8,5 и 10 м. Для нас непривычно видеть машины Citaro компании Mercedes-Benz с правым рулём, однако именно они составляют значительную часть парка современных одноэтажных машин. Кроме того, на линиях работают одноэтажные автобусы английских компаний Dennis и Plaxton.

Интересно, что лондонцы явно предпочитают Routemaster «одноэтажникам», несмотря на то, что их история с небольшими перерывами насчитывает более 70 лет. Однажды, когда нам пришлось в Лондоне узнавать, где находится остановка нужного нам автобуса (это был маршрут 274), лондонка весьма почтенных лет сказала: «Только учтите – это одноэтажный автобус».

Несколько слов стоит сказать и об организации движения автобусов в Лондоне. Остановки расположены недалеко друг от друга, обязательно имеют крытый пластиком павильон, автомат для продажи билетов и массу различных расписаний, карт и схем движения. Одновременно остановка может обслуживать не более шести маршрутов. Если движение очень оживленное, как на Оксфорд-стрит или Парк-лейн, несколько остановок располагаются в ряд.

Для движения автобусов Routemaster выделена специальная полоса с надписью на асфальте Bus Line, а в зоне остановок наносится обозначение Bus Stop. Двигаться по этой полосе могут только велосипедисты и то при условии, если на тротуаре не выделена велосипедная дорожка. Значок «остановка автобуса» вовсе не означает, что он остановится обязательно – для этого надо нажать кнопку сигнала «Выход» (если вы находитесь в автобусе) или поднять руку (если вы стоите на остановке).

Хаотичная застройка Лондона с множеством узких улиц с крутыми закрытыми поворотами не позволяет использовать автобусы длиной более 10–10,5 м и исторически у транспортников один выход – «расти» вверх. Из габаритов салона бескапотного Routemaster выжато всё – двигатель либо стоит поперёк, либо уложен набок, бедняга-водитель буквально засунут под лестницу, число сидячих мест внизу сведено к минимуму, пространство от передней до средней двери является, по существу, одной накопительной площадкой, кожухи колёсных арок используются как багажные полки.

Похоже, двухэтажные машины Routemaster исчерпали все свои возможности. И в этих условиях снятие с маршрутов полутора тысяч Routemaster выглядит как расплата за концепцию, принятую лондонскими транспортниками почти век назад. Кстати, списанные машины ждёт неплохое будущее – уже сейчас немало желающих прикупить «раритеты». К тому же поговаривают, что они будут обслуживать туристов в пригородах, где с экологией лучше, чем в столице.

Комментировать ... >>
Loading...