Автобус Urbino 10III
|
Увеличение маятниковой миграции между мегаполисами и городами-спутниками привело к тому, что маршрутки не справляются с возрастающим пассажиропотоком. В связи с этим актуальными стали автобусы среднего класса, к которым и относится вместительный и удобный новый Urbino 10III польской компании Solaris Bus & Coach Sp. z o.o. из местечка Болехово, что в пригороде Познани. Комплектация всех «Солярисов» индивидуальна. Поэтому речь пойдет о конкретном Urbino 10III, предоставленном нам на тест перевозчиком гминного (районного) значения GZK из небольшого городка Рэндзины (Rędziny), который использует шесть автобусов этой модели для связи с крупным городом Ченстохова. Выбор данной транспортной компании в пользу двигателя IVECO и зависимого переднего портального моста ZF для тестируемого автобуса объясняется умеренной ценой и распространенностью сервиса этих компаний в Польше. Отсутствию панорамного ветрового стекла, включаемого уже в базовую комплектацию Urbino третьей серии, тоже нашлось предельно простое логическое объяснение: половинка такого стекла в пересчете на российские рубли составит порядка 27 500 руб., а за панорамное придется выложить вдвое больше. Такая сумма для мелкого перевозчика, коим является GZK Rędziny, уже ощутима. Это у нас можно годами ездить с трещинами, а в ЕС за целостью стекол строго следят.Эксплуатация низкопольных машин на пригородных маршрутах Польши – забота о пассажирах. В ближайшей перспективе перевозчики ЕС будут дотироваться государством за эксплуацию подвижного состава, доступного для лиц с ограниченными физическими возможностями. Наличие техники с ГМП – прежде всего знак обеспокоенности перевозчика о здоровье собственных водителей, на лечение которых предприятию придется тратить на порядок меньше средств. Кстати, расход топлива у тестируемого Urbino 10III с «автоматом» в пригороде не превышал 24 л, при том что производитель допускает 32 л/ 100 км. Все новые «Солярисы» оснащены двумя бортовыми компьютерами, контролирующими не только электронику автобуса, но и работу водителя. Все эксплуатационные данные от расхода топлива до продолжительности работы машины на маршруте и ее технической исправности перевозчик может снять с карт памяти в любом сервис-центре производителя.Стайлинг, разработанный берлинской дизайн-студией IFS Designatelier, сразу выделяет Solaris в потоке среди аналогов. Немецкую сдержанность в экстерьере автобуса можно охарактеризовать как тонкое чувство стиля, присущее всей серии Urbino III. Кстати, стоит отметить функциональность всех конструктивных решений, применяемых в этих моделях. Ведь даже понижающийся с правой стороны по ходу движения уровень ветрового стекла создает характерный образ передней маски автобуса и обеспечивает лучшую обзорность передней двери и правой стороны в целом.Единственной помехой является рулевое колесо, меньшего в сравнении с отечественными аналогами диаметра, частично перекрывающее показания приборов. Не спасет и изменение угла наклона рулевой колонки: в «Солярисе» она регулируется вместе с панелью приборо нажатием левой ногой металлической напольной кнопки.Несмотря на 10-метровую длину автобуса, на узких польских дорогах маневрировали без проблем, отлично чувствуя габариты машины. Сложилось ощущение, что управлять этим автобусом проще, чем удлиненным Mercedes-Benz Sprinter или Ford Transit. Даже вертикальная перемычка ветрового стекла не влияет на общую обзорность.Urbino 10III получился резвым и достаточно послушным – «лошадок» двигателя ему хватает. Двигатель адекватно отзывается на педаль газа, чего не скажешь о тормозной системе, которая напомнила троллейбусную – чуть сильнее придавил педаль и автобус стоит как вкопанный. Это, конечно, хорошо в экстренных ситуациях, но при поездке в спокойном городском потоке с непривычки ждешь от пассажиров едких замечаний!Кресло на пневмоподвеске, с пятью регулировками. Кроме основных – наклона спинки и сиденья – есть две ортопедические подушки на пневмоприводе. Хочешь иметь правильную осанку и здоровый позвоночник, нажимаешь желтую кнопку с правой стороны от сиденья. Индивидуальное отопление и вентиляция, автоматическая трансмиссия, обилие полочек и ниш для личных вещей – водителям Urbino 10III можно по-дружески позавидовать. В «Солярисе» все сделано так, чтобы ничто не мешало им выполнять свою работу.Единственный минус планировки – очень узкий проход от двери в заднем свесе к средней накопительной площадке. Однако это несущественная помеха для пассажира в сравнении с «балконом» и «галеркой» у аналогичных МАЗ-206 и ПАЗ-3237, в которых даже человек среднего роста подпирает головой потолок и поручни.Из 22 пассажирских мест, лишь три расположены в низкопольной части автобуса: откидные страпонтены и полутораместный диванчик для пассажиров с маленькими детьми. Без поролоновой прослойки на пластиковых сиденьях ехать жестковато.Пассажирский салон оборудован тремя отопителями, два из которых закреплены над колесными арками. Металлический кожух последних вплотную прилегает к ногам пассажиров, однако водителям пока на них никто не жаловался. Проверить же на собственных ногах не было возможности, так как тест проходил в 32-градусную жару!Зато летнее пекло помогло опробовать систему вентиляции салона. Пассивным средством проветривания являются пять сдвижных оконных форточек увеличенного размера и два стеклянных потолочных люка на электроприводе, которые и выполняют команды климат-контроля. При включении водителем стеклоочистителей люки закрываются автоматически. Есть принудительная вентиляция, которая тоже на электроприводе и может работать без непосредственной команды водителя.В отделке интерьера приоритет отдан материалам светло-серых оттенков, которые визуально увеличивают пространство и меньше нагреваются на солнце.Я придирчиво искал неаккуратности в нарезке декоративных профилей, вздутия противоскользящего напольного покрытия, потеки ржавчины, коррозию на металлических элементах салона и стальном кузове. Но все мои попытки были тщетны.А выводы можно сделать из лестных отзывов перевозчиков об активности производителя в сборе замечаний и предложений от эксплуатирующей стороны. Все польские перевозчики, использующие «Солярисы», с которыми мне довелось общаться, в один голос твердили об этом. А ведь это и есть цивилизованный подход производителя, дорожащего своей репутацией, к клиентам. Когда же у нас исчезнет присущая ряду представителей отечественного автопрома варварская система «сбыл–забыл»? Наверное, это свершится только после того, как на рынке России и СНГ будет поддерживаться реальная конкуренция.Самым объективным доказательством качества любой машины является география продаж. Доказательством качества Соляриса Urbino 10III является факт, что из более чем 170 автобусов данной модели, треть эксплуатируется в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Норвегии, Франции и Венгрии. Хочется верить, что следующей страной, которая пополнит графу экспорта польских Urbino, станет Россия. По крайней мере, дополнительных «10 метров Солнца» нам точно не помешали бы! |
Технические характеристики Solaris Urbino 10III
Габаритные размеры, мм | 9940х2550х2850 |
Колесная база, мм | 4800 |
Масса снаряженная/ полная, кг | 9300/ 15 500 |
Высота ступени пассажирского салона для каждой двери, мм | 320/ 320/ 340 |
Ширина проемов дверей, мм | 860/ 1350/ 1350 |
Мест для сидения | 23 |
Пассажировместимость | 91 |
Формула дверей | 1+2+2 |
Устройство для инвалидов | Механический пандус на 2-й двери 1000x905 мм |
Двигатель: | IVECO NEFF4AE0681B |
мощность, л.с. | 239,4 |
Коробка передач | Voith D851.3, ГМП, 3-ступенчатая |
Передний мост | ZF RL 85/A, портальный |
Задний мост | ZF А.В. 132, портальный |
Вспомогательные системы отопления | Webasto |
Система централизованной смазки | Fogel KFBS1 с самостоятельной диагностикой |