Опубликовано: ГП 12-2007

У АМУРА все впереди
Грузовик АМУР-531210

М. Шелепенков, фото автора

Экспансия коммерческих автомобилей с Востока неизбежна, так как у них часто лучшие потребительские качества чем у отечественных аналогов, практически за ту же цену. Но если не можешь победить врага – подружись с ним. По этому замысловатому древнему принципу пошла компания "Автомобили и моторы Урала" – АМУР.

ОДИН ВЗГЛЯД НАЗАД

Если наши автомобили безнадежно отстали от мирового уровня, а на разработку новых уже не хватает ни времени, ни денег, то лучший способ быстро поправить дела – это позаимствовать чужую конструкцию. Разве не так действовали китайцы, японцы, корейцы и иже с ними, поднимая свой автопром? А у нас, индустриализируя страну в 1930-х годах, разве не заимствовали со всего мира удачные конструкции и не запускали их у себя в производство? Но мало собрать чужой автомобиль лучше, как это делают отверточные предприятия, – нужно большую его часть изготовить самостоятельно.

Похоже, именно так размышляли на автомобильном заводе в Новоуральске, приспосабливая под свое шасси АМУР-531310 ("в девичестве" – ЗИЛ-130) китайско-японскую кабину. Ведь такой симбиоз решает сразу множество проблем. Само по себе "зиловское" шасси, оборудованное дизельным двигателем Минского моторного завода, удовлетворяет многих потребителей.

Кабина АМУР-531210 не блещет изяществом, но для бюджетного грузовика оснащена всем необходимым

Во-первых, такое шасси ремонтопригодное, так как под обслуживание "зиловских" компонентов ремонтная база создавалась десятилетиями и многие ее менять в одночасье не собираются, особенно коммунальщики. Во-вторых, само по себе шасси очень дешевое, а на его базе разработано множество надстроек, которые по мере износа шасси просто переставляют с одного на другое.

Но у шасси АМУР до недавнего времени был один существенный недостаток – устаревшая кабина, доставшаяся ему по наследству от ЗИЛ-130. Она уже никого не удовлетворяла ни комфортом, ни своими размерами. Мысль заменить эту кабину на АМУРе зрела давно. В разное время на шасси приспосабливали кабину то от МАЗа, то от КамАЗа. Но договориться с конкурентами на отечественном рынке оказалось нелегко, и возникла мысль найти импортную кабину. А такая, подходящая по габаритам, массе и цене, нашлась только у китайцев, на заводе FAW. И не случайно! В свое время завод FAW в Китае помогали строить советские специалисты завода имени Лихачёва и со временем исторические корни дали о себе знать.

Кабина оборудована спальным местом, по сравнению с кабиной ЗИЛ-130 – это роскошь

Японская кабина Mitsubishi Fuso образца 1983 года в свое время была хорошо приспособлена китайцами к шасси FAW – прямому потомку автомобиля ЗИС-150, и это ой как пригодилось спустя еще несколько лет автомобилестроителям с Урала.

КАК МАЛО НУЖНО ДЛЯ СЧАСТЬЯ

Как ни странно, но собранный из интернациональных составляющих автомобиль получился. Даже внешне он смотрится гармонично, несмотря на угловатые обводы кабины по моде 80-х годов. Собственно от дешевой "рабочей лошадки" и не ждешь новомодных изысков – лишь бы работала. Тем не менее многочисленные плюсы, которые машина получила вместе с новой кабиной, отметить все же стоит.

Начнем с места водителя. Он получил регулируемое не только по высоте и в продольном направлении сиденье, но и по жесткости подрессоривания с газовым амортизатором в конструкции. Вспоминать на этом фоне про стационарный "диванчик" на ЗИЛ-130 уже не хочется.

Комбинация приборов отображает всю необходимую информацию

Рулевая колонка регулируется по высоте и наклону. Приятной неожиданностью стало то, что комбинация приборов меняет наклон одновременно с рулевой колонкой, оставаясь все время в поле зрения водителя (!). Хорошей видимости приборов способствует и двухспицевый руль – хотя по удобству обхвата эта тонкая "баранка" уже давно вчерашний день. В комбинации приборов, по сравнению с ЗИЛ, добавился тахометр.

Рычаг переключения передач перестал выглядеть "кочергой", торчащей из пола, и его ходы наконец укладываются в разумные рамки – все это только добавляет удобства управляемости автомобилем. А вот педали "газа" и тормоза остались, как и прежде, напольными – на фоне современных авто они выглядят по меньшей мере странно.

Зато в кабине АМУРа теперь появилась вполне цивилизованная обивка – на ЗИЛ-130 голый металл и кое-где картонные вставки. В штатное оборудование входит магнитола, спальное место и шторки вокруг "спальника".

В управлении печкой имеется полезная функция – конвертация воздушных потоков внутри кабины

Пассажирские сиденья стали наконец раздельными, а к спинке среднего кресла приторочен огромный бокс для документов. Забавно, что в описании к машине он называется ящиком для инструментов (!). Если, пассажиры в кабине не частое явление, то пользоваться этим боксом удобно, в противном случае положить сопроводительные бумаги на груз просто некуда – других "бардачков" в кабине не предусмотрено.

В целом кабина производит впечатление супербюджетной как по конструкции, так и по отделке, но на фоне многих отечественных аналогов отличается большим удобством для водителю. Все, что нужно ему для нормальной работы, пусть в дешевом исполнении, найдется в новой кабине АМУРа. А разве не это является пределом мечтаний большинства водителей ЗИЛов?

ЭХ, ПУТЬ-ДОРОЖКА

Под кабиной двигатель Минского моторного завода, пока Euro 2, но с нового года будет и Euro 3. Привод от рычага к коробке передач выполнен единой телескопической штангой

Оживший двигатель ММЗ сразу наполнил кабину ожидаемым шумом и вибрациями – это уже претензии не столько к новой кабине, сколько к минскому силовому агрегату. Шумность и вибронагруженность этого двигателя настолько велики, что справиться с ними не могут ни шумоизоляция, ни амортизация ни одной кабины. Не стал исключением и АМУР-531210, хотя дорабатывать штатную шумо- и термоизоляцию тут просто необходимо. Кабина FAW рассчитана совсем на другие климатические условия, и это хорошо видно. Ее развитая вентиляционная система явно дисгармонирует с системой отопления. Нам бы в России как раз наоборот! Справиться с этой проблемой на заводе обещают кардинально – устанавливать на все машины автономный обогреватель Webasto. А пока там настилают на пол толстый мат изоляционного материала, который не добавляет кабине законченности и изящества.

На ходу автомобиль достаточно мягко преодолевает мелкие неровности дороги – сказывается возросшая в связи с переездом кабины вперед нагрузка на переднюю подвеску. В то же время передняя подвеска АМУР осталась совершенно без изменений, даже рессоры не были усилены. Не знаю, как отразится возросшая нагрузка на долговечности всего переднего моста, но с точки зрения водителя плавность хода у машины сейчас хорошая.

Снизу радиатор и поддон двигателя не имеют никакой защиты

Хочется сказать несколько слов и об изменившейся обзорности с места водителя. Из поля зрения наконец исчез огромный капот! А в зеркала стало видно, что творится за машиной. Если раньше нормальной обзорности назад мешала малая, по сравнению с кузовом-надстройкой, ширина кабины, то теперь кабина FAW практически совпадает по ширине с кузовом, а новые зеркала, вынесенные вперед на кронштейне, и без того увеличивают сектор обзора. Заодно появилось зеркало, направленное на передний бампер – бесплатный бонус коммунальщикам. Осталось только машине приспособить передний снежный отвал.

УРОКИ БУДУЩЕГО

Но так ли безоблачно будущее проекта АМУР-531210? Пока нет массового производства этой модели, а первые изготовленные экземпляры только-только поступили к потребителям, трудно сказать, как покажет себя машина в эксплуатации.

Тормозная пневмосистема дополнена осушителем воздуха, работающего в автоматическом режиме

Я не нашел способов, чтобы хоть как-то сгладить своенравный характер бескапотной машины на "зиловском" шасси. Как мы уже знаем, подвеску переднего моста не меняли вовсе. Такой подход не может не отложить отпечаток на сфере применения этого автомобиля – скорее всего наиболее рационально он себя покажет именно в коммунальном городском хозяйстве, где проходимость и управляемость на скользкой дороге не имеют решающего значения. Для междугородных перевозок есть шанс создать длиннобазную модификацию, где нагрузка на передок автомобиля не столь велика.

Тем более, что это позволит устанавливать фургоны и кузова еще большего размера и заодно пригодится спальное место, уже штатно присутствующее в кабине. А вот сельскохозяйственных модификаций типа самосвала с трехсторонней разгрузкой или раздатчика кормов создавать не надо. Сельское хозяйство – не стезя нового АМУРа.

Комментировать ... >>