Речной автобус
Автобус «Неман-520122-40»
Не многие знают, что Неман – река, истоки которой в Белоруссии (там ее называют Нёман), протекает и по территории Литвы (здесь ее уже именуют как Нямунас) и впадает в Балтийское море. Эта река – гордость Белоруссии. Но есть там и другой Неман – завод, специализирующийся на выпуске городских и пригородных автобусов, о котором тоже известно очень мало. Поэтому, когда нам предложили посетить белорусское предприятие и ознакомиться с его новой разработкой, ориентированной на российский рынок, – автобусом повышенной комфортности "Неман-520122-40", мы с радостью согласились и отправились в город Лиду Гродненской области.
Если верить официальной информации, история завода, названного "Досведчаны завод "НЁМАН", началась в 1984 году. Предприятие существовало и ранее, но было в подчинении Министерства оборонной промышленности СССР и занималось разработками, гриф секретности с которых не снят до сих пор. В 1984-м завод вошел в состав Научно-производственного объединения "Агат", подчиняющегося Министерству радиопромышленности СССР, а в середине 1980-х выпускал продукцию под загадочным названием "подвижные системы связи и управления различного назначения".
В 1988 году завод получил современное название "Опытный завод "Неман" и был реорганизован для изготовления опытных образцов техники. После развала Советского Союза в 1992 году, учитывая сложную обстановку с городскими пассажирскими перевозками и пополнением подвижного состава, Министерство промышленности Республики Беларусь приняло решение о перепрофилировании завода на выпуск автобусов марки ЛиАЗ-5256, хорошо известных российским и белорусским потребителям. Интересно, что инициатива сборки ЛиАЗов в Белоруссии исходила от российской стороны, и до начала крупноузловой сборки автобусов специалисты "Неман" проходили обучение в г. Ликино-Дулёво Московской области.
Эргономика водительского места |
Несмотря на внешнее сходство ЛиАЗ-5256 и "Неман-5201" уже в 1996 году белорусские автобусы почти на 40% отличались от оригинала. На белорусских предприятиях освоили выпуск около 250 узлов и агрегатов для "Неман-5201", в число которых входили мосты, кузов, стекла, автошины, глушители и др.
Чтобы не зависеть от колебаний спроса на городские автобусы, в середине 1990-х завод экспериментировал и с выпуском другой техники. Например, "ОЗ Неман" изготавливал опытные образцы пожарных автоцистерн АЦ-40, собирал автобусы ПАЗ-3205 и даже микроавтобусы "ГАЗель", но несмотря на это в 1998 году финансовые трудности вынудили полностью остановить работу завода.
Но к 2001 году, заручившись поддержкой государства, завод приступил к полному циклу производства автобусов собственной конструкции. Хотя новый автобус не совсем "оригинал". Например, такие параметры, как длина кузова и колесной базы, ширина колеи и т. д. были заимствованы у автобуса ЛиАЗ-5256.
На сегодняшний день на заводе "Неман" собирают шесть модификаций городских и пригородных автобусов большого класса. За 2006 год собрано более 150 автобусов, в 2007 году планируется выпустить 210 автобусов.
Но в планах руководства завода развивать отверточную сборку малых автобусов. В день посещения завода из Китая должны были выйти в Белоруссию 6 машинокомплектов малых автобусов CCJ 6660D. Об этом был подписан соответствующий договор с ООО "Чуньчуньская торгово-промышленная компания "Ифа". О сборке малых автобусов IVECO 65-C на территории завода "Неман" подписано соглашение с итальянской компанией "Cacciamali Spa/Kapena".
Панель приборов не отличается оригинальностью, но собрана качественно. Кнопки сгруппированы удобно и понятно |
Примерка
Внешне автобус улучшенной комфортабельности мало отличается от "горожанина", но выглядит куда симпатичнее. Основное изменение – цвет лакокрасочного покрытия. Светло-кофейный цвет кузова с синими вставками преобразил автобус. Что называется – он "зазвучал".
Но, изменяя только цвет автобуса, вряд ли угонишься за современными тенденциями дизайна автотранспорта. Поэтому уже готовится к презентации автобус с измененным дизайном. В частности, разрабатываются пластиковые передние и задние панели нового автобуса с рабочим названием "Неман-520122-41". Каркас и панели этого автобуса мне показали, но фотографировать не разрешили. Могу лишь рассказать, что спереди и сзади будет применена точечная оптика, похожая на оптику автобуса МАЗ-251, но расположенная вертикально. Кроме этого конструкция каркаса предусматривает возможность установки автоматической коробки передач. Но это в будущем. А пока мы вернемся к "виновнику" нашей поездки – "Неман-520122-40".
Кузов машины вагонного типа представляет собой сварную конструкцию из прямоугольных стальных труб, облицованную оцинкованными листами. Каркас изготовляется по постовой схеме: сначала отдельно варятся боковины и крыша, и только потом их собирают в цельный каркас на стапеле. Покраска и антикоррозийная обработка кузова тоже проходят на заводе.
Доступ к коробке передач открывается через съемную панель в салоне |
Поскольку автобус предназначен для пригородных пассажирских перевозок, кузов оборудован только двумя двухстворчатыми дверьми, что дало возможность увеличить количество посадочных мест.
Естественно, в сравнении с городской версией в салоне "Неман-520122-40" уменьшен размер накопительных площадок и увеличено количество посадочных мест. На протестированном автобусе их 44. Интересно, что раньше в автобусах "Неман" устанавливались отечественные сиденья, произведенные в Осиповичах. Но в пользу повышенной комфортности от них пришлось отказаться. Теперь на "Неман-520122-40" устанавливают раздельные сиденья с подлокотниками и тканевой обивкой производства ОАО "Павловская сельхозтехника". Кресла установлены таким образом, что от подушки сиденья до спинки впереди стоящего кресла расстояние всегда одинаково, независимо от ряда сидений. Под крышей предусмотрены багажные полки с обеих сторон.
Одна из створок передней двери отдана водителю. Но пассажиры не должны испытывать неудобства при посадке-высадке спереди. Ширина водительской двери всего 47 см, в то время как ширина передней пассажирской створки 66 см. Спереди автобус с пониженным уровнем пола, что обеспечивает комфортную посадку. Вход через заднюю дверь не так удобен. Во-первых, створки дверей уже, шириной 60 см каждая. Во-вторых, чтобы попасть в салон, необходимо преодолеть три ступеньки. А задний ряд сидений вообще расположен на отдельном постаменте. Такая компоновка уже морально устарела, но для пригородного автобуса вполне сгодится.
Передняя и задняя подвески автобуса зависимые, пневматические, с регуляторами положения кузова |
При желании в салоне можно найти и недостатки. Например, отсутствие шторок, индивидуальной подсветки и вентиляции. Какая уж тут повышенная комфортабельность? Но как объяснили на заводе, ставка делается не столько на идеальный комфорт, сколько на приемлемое сочетание удобства пассажиров и цены автобуса.
Не забыли о водителе
Кабина водителя отделена от салона сплошной перегородкой. Водительское кресло на пневматической подвеске производства Минского автомобильного завода отлично амортизирует неровности дороги и имеет большой диапазон регулировок. В сочетании с регулируемой рулевой колонкой (тоже произведена на МАЗе) это позволяет водителю удобно устроиться на рабочем месте. Некоторые неудобства доставляет водителю "кочерга" КП – расположена в узком проходе на пути к креслу.
Показания приборов хорошо читаются, а электронный тахограф и встроенные часы придают передней консоли современный вид. В отличие от большинства отечественных автобусов, клавиши управления дверьми, отоплением и др. находятся под рукой. Кран стояночного тормоза расположен слева от водителя, что тоже весьма удобно. Материалы отделки простенькие, но качество сборки хорошее.
Не изобретая велосипед, конструкторы установили на "Неман-520122-40" стандартные "мазовские" зеркала с обогревом. Может, у них и не шикарный внешний вид, зато они обеспечивают неплохую обзорность. Хотя дополнительные панорамные зеркала не помешали бы.
Импортные комплектующие
Вверху слева – пульт дистанционного запуска силового агрегата. Только с его помощью можно завести мотор, если задняя крышка поднята |
Но все перечисленные изменения – мелочи. Основная "фишка", которой создатели автобуса собираются покорять российский рынок, – силовой агрегат Caterpillar 3126E и коробка передач ZF 6S 1200 BO. Турбодизель мощностью 234 л.с. оснащен системой впрыска с гидравлическими электронными насос-форсунками, что позволяет обеспечить соответствие экологическим нормам Euro 3. Силовой агрегат установлен продольно в корме кузова. Доступ к нему открывается как через заднюю крышку, так и через съемные панели в салоне. Причем задняя панель оборудована специальной клавишей, которая при поднятии крышки отключает замок зажигания в кабине автобуса. Таким образом, исключается возможность запуска двигателя в момент его обслуживания. Но завести мотор можно и со специального дистанционного пульта под задней крышкой.
КП ZF 6S 1200 BO механическая 6-ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода, благодаря гидравлическому приводу сцепления с пневматическим усилителем обеспечивается отличная четкость включения передач.
Чтобы оценить, насколько хорошо управляется "Неман-520122-40", необходимо сначала прокатиться на автобусе ЛиАЗ-5256 с камским мотором или "Неман-5201" с ярославским силовым агрегатом. Уровень шума, динамика, четкость включений – по этим параметрам они отличаются как небо и земля. При управлении автобусом с импортными комплектующими не приходиться прибегать к каким-либо водительским хитростям вроде двойного выжима сцепления, "перегазовки" и т. д. Просто управляешь автобусом с четко работающими механизмами и не отвлекаешься на борьбу с мотором и сцеплением.
Главное
Сиденья с подлокотниками и багажные полки выдают назначение "Немана" |
Но как оказалось, главная "изюминка" автобуса "Неман-520122-40" даже не в импортном силовом агрегате или КП. Маркетологи завода сделали ставку на низкую цену автобуса. Пригородный автобус улучшенной комфортабельности с мотором Caterpillar 3126E и КП ZF 6S 1200 BO стоит всего $89 762. А городской автобус "Неман-5201" с аналогичным мотором Caterpillar и автоматической трансмиссией Voith-DIWA 754,3E только на $3000 дороже – $92 842. Показательно, что при производстве более 150 автобусов в год завод не имеет площадки для хранения собранной техники – в ней просто нет необходимости, автобусы раскупают белорусские перевозчики.
Низкая цена плюс импортные комплектующие и достойное качество сборки говорят о том, что автобусы "Неман" способны занять свою нишу на российском рынке. Правда, для этого необходимо расширять сеть дилерских и сервисных центров. И если эти задачи в ближайшее время будут решены – белорусские автобусы имеют все шансы найти своего потребителя в России.