Опубликовано: ГП 04-2007

Старший брат
Бор­то­вой грузовик FAW CA 1051 K26L3

М. Шелепенков, фото автора

Совсем недавно у нас на испытаниях был двухтонный грузовичок FAW CA 1041 K26L-II с промтоварным кузовом фургоном, и не успели остыть впечатления, как в наши руки попал его "старший брат" – бортовой FAW CA 1051 грузоподъемностью 3 тонны. На первый взгляд автомобили различаются только габаритами, но выяснилось, что несходства между ними намного больше.

В Россию автомобили FAW поставляются из Китая около двух лет, а дилерская сеть этой марки охватывает 36 городов. На Украине к сборке FAW моделей CA 1041 (грузоподъемностью 2 т), CA 1051 (грузоподъемностью 3 т) и CA 1061 (грузоподъемностью 4,5 т) приступил Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), входящий в состав Корпорации "АИС". Ежедневно на этом заводе собирается до десяти малотонажников FAW. Техническое обслуживание автомобилей FAW и продажа оригинальных запасных частей к ним на Украине осуществляется через торгово-сервисную сеть Корпорации "АИС" в 28 городах Украины.

На осмотр становись!

При удивительной внешней схожести "сорок первого" и "пятьдесят первого" у последнего значительно больше грузовая платформа и заметно длиннее колесная база. Кабина шире и посажена несколько выше, в результате чего просто шагнуть в нее, как на FAW CA 1041, уже не получится. Необходимо, пользуясь подножкой и держась за ручку на передней стойке, немного подтягиваться для посадки на сиденье. Зато кабина стала заметно просторнее, ее ширина увеличилась почти на 30 см, и теперь ее можно считать трехместной. У "сорок первого" три человека в кабине помещались с большим трудом.

Приборная панель, обод руля и рычаг КП с отделкой "под дерево"

Внешне FAW CA 1051 можно назвать симпатичным. Особую привлекательность грузовику придают огромные фары головного света с прозрачными стеклами без рассеивателей. Немного "оживляет" автомобиль и окрашенный в серый "металлик" передний пластмассовый бампер с решеткой радиатора. Причем в бампер встроены неопределенной формы имитаторы противотуманных фар. Все это сделано для того, чтобы недорогой в целом грузовик выглядел внешне более респектабельно.

Но если не обращать внимания на всю эту мишуру, то у FAW CA 1051 K26L3 можно обнаружить и более полезные детали. Например, система зеркал заднего вида у него скомпонована таким образом, что через них можно не только наблюдать, что делается сзади и по бокам машины, но и контролировать пространство непосредственно перед ее передним бампером. Бросаются в глаза яркие красные полосы на боковой и задней противоподкатной защите. Это незамысловатое решение тем не менее прекрасно работает на пассивную безопасность машины.

Даешь посадку

В кабине принципиальных отличий от меньшего FAW CA 1041 почти нет. Та же поражающая круговая обзорность с эффектом "аквариума" из-за выпуклого ветрового стекла и огромной площади остекления дверей кабины. Первое впечатление – что сидишь в стеклянной банке. Психологически это сначала давит, но со временем начинаешь ценить это при маневрах в стесненных условиях, на парковке и в сутолоке городской езды.

На приборной панели главное место занял спидометр, рядом манометр тормозной системы и указатели температуры жидкости в системе охлаждения и уровня топлива. А для тахометра места не нашлось?

Панель приборов выполнена в традиционном для китайцев стиле с отделкой "под дерево". Кстати, мы обратили внимание, что почти все китайские автомобили, запущенные в производство в 2006 году, лишены этого "богатого" декора.

Преобладающие в интерьере светло-серые и бежевые оттенки пока непривычно видеть на грузовых машинах, поскольку в России практикуются менее маркие цвета. Но сильно раздражает качество иных отделочных материалов. Напольное покрытие из тонкого линолеума, который на морозе, скорее всего, станет жестким, ломким и скользким. К тому же лежит оно такими волнами, будто в кабине пытались изобразить "Девятый вал". А в центре оттиснуты большие буквы GM.

Еще одна тенденция, выявленная нами на испытаниях грузовых автомобилей китайского производства, – чем больше автомобиль по размеру, тем небрежнее отделка кабины. Чем, кроме как небрежностью, можно назвать абсолютно несопрягающиеся элементы отделки, между которыми щели достигают одного сантиметра? А как вам понравятся зимой большие сквозные отверстия без уплотнителей в передней панели кабины, через которые проходят тяги от педалей в моторный отсек? На отечественных автомобилях даже в самые худшие времена мы такого не встречали.

Let’s go!

Удобно устроиться за рулем FAW CA 1051 оказалось вполне возможно

Устроившись удобно за рулем, а здесь есть регулируемое водительское сиденье и регулируемая рулевая колонка, пытаюсь вникнуть в схему переключения передач. Если предположить, что на порожнем грузовике надо начинать движение со второй передачи, то, чтобы перейти на третью, мне нужно будет толкать рычаг от себя, а для включения четвертой – вниз и вправо. Пятая соответственно от четвертой строго вверх. Для того чтобы запомнить этот порядок переключений, пришлось несколько раз его мысленно повторить, и только после этого решился завести автомобиль. Двигатель ожил с громким урчанием и повышенными вибрациями на органах управления. Правда, турбодизель мощностью 120 л.с. оказался шумноватым только на холостых оборотах, в движении он ведет себя значительно тише, да и вибрации от него передаются меньше.

Несмотря на замысловатость переключения, сами передачи включаются достаточно легко, хотя и без привычной четкости. Больше всего понравилось, и это уже стало некоторой "фирменной" чертой всех коммерческих китайских машин, что рычаг КП находится рядом с сиденьем водителя, для работы с ним не надо тянуться, достаточно только опустить руку с руля вниз, и рычаг сам ложится в руку.

Максимальная скорость, которая была достигнута нами на FAW CA 1051, была чуть меньше 108 км/ч. Но ездить на порожней машине с такой скоростью не хочется. Примитивная, но мощная рессорная подвеска автомобиля, рассчитанная на многократный перегруз (что в Китае совсем не редкость), при скорости более 60 км/ч не успевает гасить колебания, и автомобиль начинает так трясти, что поневоле сбрасываешь "газ". На груженом автомобиле, правда, трясет меньше, но появляется другая проблема.

Передняя рессорная подвеска автомобиля

Передаточные числа трансмиссии у китайских грузовиков подобраны таким образом, что они отличаются отличной тягой на низших передачах и практически не разгоняются на высших (см. в таблице испытаний сравнительные данные по времени разгона). Конечно, на обгон на таком автомобиле лишний раз не пойдешь, но зато увезешь в кузове любой груз, при этом мощности двигателя еще и на прицеп останется. Главное, что до 60 км/ч на FAW из общего автомобильного потока не выпадаешь, а двигаться на нем на более высоких скоростях небезопасно.

Дело в том, что в подвеске автомобиля отсутствуют стабилизаторы поперечной устойчивости, а сама подвеска, как мы уже знаем, достаточно жесткая. В результате при маневрировании в экстремальных режимах автомобиль начинает крениться на бок. Но самое плохое, что в этот момент у автомобиля начинает "подламываться" шина переднего колеса с внешней стороны относительно поворота. Чем может однажды закончиться такой маневр, остается только догадываться, поэтому дружеский совет – не пытайтесь ездить на китайских грузовиках быстрее, чем они могут себе позволить.

А вот тормоза, как показали наблюдения, практически у всех китайцев очень хваткие. Стоит лишь чуть-чуть надавить на педаль, как автомобиль останавливается как вкопанный. И практически нет разницы, с гидравлическим приводом тормозная система, как на FAW CA 1041, или с пневматическим, как на FAW CA 1051, – эффективность ее работы примерно одинаковая.

Задняя рессорная подвеска автомобиля. Мы насчитали в ней 15 (!) листов. Задние тормозные камеры "спрятаны" от повреждений за балку моста

Вот остановились, поворачиваем ключ в замке зажигания, а двигатель не глохнет. Так, здесь, оказывается, "глушилка" срабатывает от отдельного рычажка. Только где он? В самом низу под приборной панелью? Дотянуться до него можно только согнувшись. Что помешало поместить этот рычажок повыше, непонятно.

Итоги

У некоторых читателей может сложиться негативное впечатление о бортовом грузовике FAW CA 1051. И это будет не совсем объективной его оценкой. Каждый раз, испытывая новый автомобиль, в первую очередь невольно подмечаешь его недостатки, так как к хорошему привыкаешь быстро и воспринимаешь это как само собой разумеющееся. Поэтому в качестве заключения хочется особо отметить положительные качества китайского автомобиля.

При относительно небольшой заявленной грузоподъемности автомобиль обладает большим запасом прочности почти всех основных узлов, начиная от рамы и подвески и заканчивая трансмиссией и двигателем. При этом сам автомобиль не производит впечатление "крепости" на колесах и достаточно привлекателен снаружи и внутри. Более того, его дизельный двигатель компактен и экономичен (см. таблицу замеров расхода топлива) и достаточно прост по конструкции, что обеспечивает ему хорошую ремонтопригодность даже вдали от столичных сервисных центров.

Проверяем уровень масла в двигателе

Несмотря на шумность и вибронагруженность, эргономика водительского места у "полста первого" очень даже приличная, а про обзорность мы уже говорили. В штатное оборудование автомобиля входит простенькая, но вполне работоспособная магнитола, а приборная панель и кабина просто пестрят различными "бардачками" и "кармашками" для вещей. Здесь есть даже подстаканник!

Более того, у этого автомобиля существует, правда, пока не экспортируемая в Россию, модификация кабины со спальным местом, которая обязательно будет востребована у наших частных перевозчиков. А при таком наборе потребительских свойств, да еще при вполне демократичной цене, на качество исполнения отдельных элементов обращаешь внимание все меньше. Тем более что по мере увеличения экспортных поставок в Россию китайцы стараются изготавливать автомобили с учетом наших требований и пожеланий.

Собственник автомобильной марки FAW – Первая автомобильная корпорация Китая (China First Automobile Group Corp.) – лидирует в Китае по продажам, популярности, уровню капиталовложений, доле занимаемого рынка и объему экспорта. В общей же сложности FAW располагает 46 дочерними предприятиями, из которых 30 – в полной собственности корпорации, а в ассортимент выпускаемой продукции помимо грузовых автомобилей входят автобусы всех типов и легковые автомобили.

В Россию автомобили FAW поставляют около двух лет, а дилерская сеть этой марки охватывает 36 городов, что значительно облегчает обслуживание и поиск запчастей для владельцев этих автомобилей.

Помимо бортовой платформы FAW CA 1051 могут оснащать отечественными промтоварными, изотермическими фургонами или кузовами из сендвич-панелей от различных производителей. При этом наружный размер фургона равен 4300х2200х2200 мм.

Автомобиль для испытаний предоставлен компанией ИРИТО. Тел. (495) 234-0220

Комментировать ... >>