Опубликовано: ГП 05-2007

До последней заклепки!

А. Трохачёв, фото автора и фирм-производителей

Прежде чем новое изделие покинет родной завод, его конструктивные особенности являются тайной за семью печатями. И прицепной состав в этом смысле не исключение. Единственный верный способ рассекретить ноу-хау свежей модели – изучить ее во время открытого показа. Поэтому во время выставок и презентаций интерес к новинкам огромный. И сегодня мы расскажем о самых интересных продуктах, попавших в серию за последний год.

Увеличенный объем Fliegl

Первые разработки полуприцепов увеличенного объема немецкая компания начала 20 лет назад, в 1987 году. Но тогда речь шла об одиночных изделиях с максимально возможным полезным пространством для размещения груза. Сегодня на повестке дня – модульная схема построения автопоезда в рамках действующих ограничений по габаритам, массе и нагрузке на ось. Весной прошлого года Fliegl провела презентацию трех новинок прицепного состава: Road Train, Super Train и Combi Train. Всех их объединяет концепция увеличенного объема.

Road Train представляет собой автопоезд в составе трехосного грузовика и удлиненного до 13,86 м трехосного полуприцепа с двухосной подкатной тележкой Dolly. Передняя ось полуприцепа выполнена подъемной, что позволяет при порожнем пробеге экономить топливо и продлевать ресурс шин. Межосевое расстояние полуприцепа увеличено с 1310 до 1360 мм, что делает распределение нагрузки равномерным. Автопоезд выпускают в двух вариантах: габаритной длиной 24 м – для России и 25,25 м – для Швеции и Финляндии.

Super Train создан в виде сцепки трехосного мега-трейлера с двухосным прицепом с центральным расположением осей. Увеличенное межосевое расстояние на полуприцепе и прицепе улучшило устойчивость автопоезда в движении и сделало прохождение поворотов более стабильным. Варианты габаритной длины те же, что и для Road Train, а вот по высоте есть и версия со значением 4200 мм. Интерес российских перевозчиков к новинке оказался настолько высоким, что сразу после запуска Super Train в серийное производство несколько десятков таких сцепок были заказаны для работы на маршруте Санкт-Петербург–Москва.

Combi Train выполнен как комбинированный контейнеровоз для одновременной доставки трех 20-футовых контейнеров. Кроме того, он способен выполнять роль транспортировщика сменных кузовов или представлять комбинацию перевозчика сменного кузова в сцепке с обычным трехосным полуприцепом. Конструкция изделия позволяет менять местоположение контейнера на площадке и тем самым оптимизировать развесовку по осям. Как и две другие новинки фирмы, он вписывается в стандартный поворотный круг с внутренним радиусом 6,5 м и внешним – 14,5 м.

В числе других новинок Fliegl – трехосный самосвальный полуприцеп типа 350/50 семейства Ultra Light с задней разгрузкой. С целью максимально возможного увеличения его внутреннего объема алюминиевые борта снабдили дополнительными секциями. Прирост составил 15 м3, а полезная вместимость прицепа достигла значения 60 м3. Позаботились конструкторы и о снижении эксплуатационных расходов: переднюю ось сделали подъемной, а заднюю – самоуправляемой. Кроме того, за счет применения «крылатого металла» они добились уменьшения снаряженной массы до 7000 кг. Кстати, в производственной гамме фирмы есть трехосный тентованный прицеп Car Trailer с механической подъемной крышей, собственная масса которого равна всего 4700 кг. Это самый низкий весовой показатель среди серийных полуприцепов грузоподъемностью до 30 000 кг.

В сезоне-2006 у компании были еще две интересные новинки: тандемный двухосный прицеп для перевозки колесных погрузчиков и четырехосный прицеп-контейнеровоз для транспортировки трех 20-футовых морских контейнеров. Первый снабжен грузовой платформой с ручным гидроприводом. Благодаря этому оператор легко может наклонить пол прицепа на 30°, уменьшив угол въезда по трапам до 8°. Второй прицеп при допустимой полной массе 50 т предназначен для скандинавского рынка и кроме контейнеров может возить сменные кузова.

Бессмертный трейлер Krone

Krone Profi Liner

Бальзам на душу европейских перевозчиков – необслуживаемый полуприцеп Profi Liner второго поколения от компании Krone. Название исполнения Longlife («Долгая жизнь») свидетельствует об амбициях немецкого производителя. Жаль только, что данная новинка не предназначена для стран за пределами Евросоюза, за исключением Норвегии, Хорватии и Швейцарии. Это значит, что в России продленная гарантия на такой полуприцеп не распространяется. Впрочем, не факт, что отечественные перевозчики охотно раскошелились бы на 1500 евро (цена пакета Longlife), ведь дорожные условия в ЕС и у нас совершенно разные.

Производитель утверждает, что Profi Liner 2 не требует сервисного обслуживания в течение 48 месяцев независимо от величины пробега. Если учесть, что в среднем европейский трейлер за год накручивает около 150 тыс. км, то получается, что за 4 года он должен проезжать не менее 600 тыс. км, а это ни много ни мало – 15 экваторов Земли! За счет чего полуприцепу гарантируется «бессмертие»? По уверению завода-изготовителя, за счет новейших материалов и смазок, улучшенной защиты тормозных механизмов от пыли и грязи, применения малообслуживаемых осей.

Из интересных особенностей конструкции следует отметить наличие светодиодных задних фонарей, чей срок службы в 20 раз превышает «жизнь» обычных лампочек. Светодиоды мгновенно вспыхивают в полный накал и лучше видны в условиях ненастья, что способствует повышению безопасности движения. И вроде всем хорош полуприцеп-долгожитель, да только в руководстве по эксплуатации сказано, что Profi Liner 2 рассчитан на работу в сцепе с новыми тягачами, оборудованными системой EBS. На использование полуприцепа в составе автопоезда с подержанным тягачом гарантия не распространяется.

Schmitz S.KI 9,4

А вот судьба прицепного автопоезда Giga Liner с полезной вместимостью 150 м3 более определенна: из концептуального он превратился в серийный. Страны использования – Швеция, Финляндия, Голландия. Но в ближайшие годы ожидается отмена ограничений по использованию таких сцепок и в других странах. И одна из первых кандидатов – Германия.

KОgel и металл в рулонах

Хит сезона-2006 от немецкой компании Kоgel – тентованный мегатрейлер Mega-MAXX coil для перевозки металла в рулонах. При внушительной длине 7200 мм, прочной раме с усиленными лонжеронами и надежной продольной нишей для груза его снаряженная масса составляет всего лишь 7050 кг. Укрепленный пол рассчитан на прием погрузчиков с осевой нагрузкой до 5,46 т. Максимальная грузоподъемность новинки составляет 25 000 кг, но главная особенность кроется в новаторской системе крепления металлорулонов Coil Care.

В отличие от других моделей Mega-MAXX coil лишен риска опрокидывания коротких стальных рулонов большого диаметра. Крепежная система состоит из передвижных стоек с простым механизмом фиксации в полу. На заказ можно установить раму Vario Fix с множеством отверстий по всей длине для затяжки крепежных ремней. Она имеет 13 пар креплений: 11 – для рулонов массой до 2 т и 2 – для рулонов массой до 4 т. Таким образом, ширина перевозимого рулона не имеет принципиального значения.

Для ускорения и облегчения погрузки и выгрузки металла в рулонах крыша выполнена подъемной. Механизм управления ею прост и надежен, что очень важно для работы на коротком плече при частых погрузочно-разгрузочных операциях. Даже гладкий тент Easy Move выполнен из специального материала, позволяющего легко раздвигать и сдвигать боковые стенки усилиями одного человека.

Schmitz S.CS Coil

Из новостей Kоgel можно отметить допуск к несопровождаемым комбинированным перевозкам трехосного тентованного Cargo-MAXX rail, впервые показанного в 2005 году на фирменной выставке «Транспорт и логистика» в Германии. Этот полуприцеп предназначен для перемещения со скоростью до 140 км/ч. Новым является облегченный X Light-MAXX для перевозки бумаги и железа в рулонах. При годовом пробеге 150 тыс. км за счет дополнительно перевозимых 1500 кг груза он окупается всего за 12–18 месяцев. Долгим сроком службы новинка обязана антикоррозийной обработке методом KTL.

К новинкам немецкого производителя относятся также полуприцепы Cool-MAXX и Foxх-Trailer. Последний рассчитан на допустимую полную массу до 35 т при нагрузке на седло 12 т. Диаметр его дисковых тормозов составляет 430 мм, а система имеет электронное управление. Внутренняя высота загрузки равна 2,68 м. Пол толщиной 28 мм выдерживает нагрузку до 5,46 т. Прицеп сконструирован так, что расчетный вес боковых стенок составляет 900 г/м2, а вес крыши – 680 г/м2. Вместимость изделия – 30 европаллет.

Schmitz: по праву лидера

Крупнейший производитель прицепной техники в Европе традиционно балует заказчиков новыми моделями. Не стал исключением и минувший сезон, в котором новинок было – на любой запрос. Ориентируясь на потребности европейских перевозчиков, Schmitz Cargobull в начале прошлого года выпустил S.CS Coil – полуприцеп с раздвижными тентовыми боковинами, предназначенный для транспортировки рулонного металла. На такие прицепы высокий спрос в Западной Европе и Скандинавии, а потому к ним повышенные требования. В частности, оцинкованное шасси имеет не сварные, а болтовые крепления. Деревянный пол полуприцепа усилен и снабжен цилиндрическим углублением. Для облегчения погрузочно-разгрузочных операций тентовая крыша сделана сдвижной, причем тент можно сдвинуть и вперед, и назад. Достоинство S.CS Coil еще и в том, что его можно перевозить по железной дороге на платформах Mega 2 и Т5.

Заметным событием стало появление на рынке полуприцепа Mega с увеличенным до 100 м3 внутренним объемом. Он получил облегченный каркас тента, профиль рамы с треугольным сечением и усиленный деревянный пол. В стандартную комплектацию включены тормоза с электронным управлением EBS и система против опрокидывания RSP – Roll Stability Program. Для расширения транспортных возможностей и улучшения экономики перевозок предусмотрены опции.

Подарком транспортникам строительного сектора стал самосвальный полуприцеп S.KI нового поколения для перевозки металлолома. У него кузов повышенной вместимости, к тому же из особо прочной марки стали. Полуприцеп получил новые двустворчатые задние двери с дополнительными замками-фиксаторами, сдвижную тентованную крышу и автоматическую систему разгрузки. Последняя держит под контролем объем и скорость высыпаемого груза и не допускает его сброса через борта.

Тяжеловозы Goldhofer

Наряду с традиционными «шоссейными» прицепами и полуприцепами на рынке появились и новинки «тяжелого» сектора. В частности, фирма Goldhofer освоила производство полуприцепа-тяжеловоза STZ VL3 37/80 А со съемным гуськом. С помощью гидроцилиндров можно поднять или опустить съемную переднюю часть, предназначенную для сцепки с седельным тягачом. Подобное конструктивное решение позволяет осуществлять погрузку гусеничной и колесной техники с носовой части. Преимущества налицо: отпадает потребность возить длинные и достаточно тяжелые съемные стальные трапы. В результате выигрыш в грузоподъемности составляет как минимум 400 кг. Наконец, габаритная длина полуприцепа по сравнению с классическими аналогами меньше на 500–1000 мм, что совсем не мелочь.

Универсальный Kempf

Немецкая фирма отметила 56-ю годовщину презентацией нового трехосного самосвального полуприцепа. Его полностью алюминиевый кузов длиной 7700 мм, шириной 2400 мм и высотой борта 1400 мм выполнен в виде вытянутого ковша с двустворчатой задней дверью. Полезный объем перевозимого груза составляет 26 м3, а разгрузка предусмотрена комбинированная: как задняя, так и боковая (на левую сторону). Благодаря широкому использованию алюминия собственную массу полуприцепа удалось снизить, а грузоподъемность поднять на соответствующую величину.

Финский дубль Nаrko

Принципиально новых моделей прицепного состава финский производитель в минувшем сезоне не представил, однако модернизировал имеющиеся изделия, которые пользуются широким спросом как в Финляндии, так и в странах Балтии.

Прежде всего речь идет об усовершенствовании трехосного рефрижераторного полуприцепа с боковой разгрузкой. При этом состоящая из одинаковых по размерам панелей боковая стенка последовательно складывается гармошкой и освобождает, по сути, огромный проем для погрузки и выгрузки материалов по всей ширине кузова. Подобное решение очень удобно для работы с длинномерными грузами. Кроме того, универсальность конструкции позволяет перевозчику расширить спектр применения полуприцепа, а заодно и сократить порожний километраж. Обновленный «реф» полностью соответствует требованиям конвенции о транспортировке пищевых продуктов ATP по классам FRC (перевозка замороженных продуктов) и FNA (доставка охлажденных продуктов).

Шасси Schmitz S.KI 9,4

На одной из выставок в Прибалтике был представлен и обновленный щеповоз Nаrko с полом конвейерного типа. В отличие от аналога с обычным подвижным полом скорость его разгрузки втрое выше – 5 минут вместо привычных 15-ти. Важной особенностью является способность новинки исправно работать при отрицательных температурах воздуха. Этому способствуют изотермические стенки кузова, исключающие примерзание к ним влажного материла. Благодаря продуманным мелочам разгрузка происходит быстро и без проблем.

Ограничения и экономика перевозок

Директива ЕС №96/53, принятая в 1996 году, устанавливает максимально допустимую габаритную длину автопоезда 16,5 м, а сцепки – 18,75 м. Стандартная длина европейского полуприцепа составляет 13,62 м. Требования ЕС разрешают допуск на автобаны сцепок с тягачами, чья мощность двигателя не менее 8 л.с. на 1 т полной массы автопоезда. Исходя из этого для 40-тонного автопоезда нужен грузовик как минимум с 320-сильным мотором. Но производители идут дальше и предлагают машины с силовыми агрегатами с отдачей до 660 л.с. Выпускают их не только для скандинавского, но и для европейского рынков, причем с прицелом на будущее.

Специалисты Scania и Krone установили, что использование 60-тонных автопоездов вместо 40-тонных эффективнее с точки зрения логистики, эксплуатационных затрат, расходов на оплату труда водителя, дорожных сборов. Это позволяет за один рейс доставлять товаров и сырья на 50% больше, снизить расход топлива на одну тонну перевезенного груза на 20% и уменьшить объем вредных выбросов в атмосферу на 25%. Позитив видится и в том, что такие автопоезда способны уменьшить количество коммерческого транспорта – две мегасцепки могут заменить три обычные.

 

 

Комментировать ... >>