Mercedes-Benz: обновление семейств Atego и Axor
Транснациональный концерн DaimlerChrysler AG, образованный в 1998 г., с каждым годом укрепляет репутацию крупнейшего производителя грузовых автомобилей в мире. В секторе рынка магистральных тяжелых грузовиков в Европе доля продукции концерна наибольшая среди конкурентов (20%). В секторе тяжелых строительных грузовиков она еще выше – 24%. Одной из причин успешного продвижения продукции концерна является его гибкая маркетинговая политика. В результате ее реализации происходят крупные изменения в структуре семейств, появляются новые модификации и комплектации, учитывающие требования рынков, для которых они предназначены. Как подтверждение – недавнее обновление семейств Atego и Axor и начало продаж в России специальных версий седельных тягачей Axor, отвечающих запросам российских перевозчиков.
Atego: модельный ряд стал короче
Впервые семейство средне- и крупнотоннажных грузовиков Atego появилось в 1998 г. Постепенно оно стало включать автомобили полной массой от 6,5 до 26,0 т, объединяя свыше 25 базовых версий с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х2 и 6х4. Общий выпуск машин за 1998 – 2005 гг. превысил 170 тыс. единиц, успешно реализованных в 120 странах мира. При этом наибольший интерес у покупателей вызывали шасси под установку кузовов типа фургон, самосвальных кузовов, шасси для коммунальной техники различного назначения, седельные тягачи и даже лесовозы. В сегменте грузовиков с полной массой от 6,0 до 16,0 т доля представителей семейства Atego составляет 25,3%. Казалось бы, чем не устраивает достойное положение гаммы моделей Atego, достигнутое за семь лет производства и сумевшее зарекомендовать себя с самой положительной стороны?
Тем не менее в 2005 г. в Европе начались продажи нового поколения грузовиков Atego с существенно сокращенным перечнем предлагаемых моделей. "Тяжелое" исполнение моделей с полной массой от 18,0 до 26,0 т после модернизации было переименовано в семейство Axor, а основными версиями семейства Atego стали городской низкорамный грузовик и магистральный тягач для работы в составе автопоезда на относительно коротких маршрутах. Диапазон полной массы дорожных грузовиков Atego 2005 г., таким образом, составляет 6,0...15,0 т. Произошли изменения и в строительном секторе семейства. Отныне он представлен тремя модификациями: самосвал с трехсторонней разгрузкой с колесной формулой 4х2, двухосный полноприводный самосвал и шасси под установку съемных кузовов или самосвального кузова с краном-манипулятором.
Для кабин грузовиков Atego предусмотрено три типа панелей приборов |
Внешне новые модели семейства Atego легко отличить от старых благодаря кабинам, дизайн которых стал близок дизайну кабин семейства Actros. Изменениям подверглись светотехника, передний бампер, форма облицовки радиатора. Небольшая высота нижней ступеньки и широко открывающиеся двери облегчают работу водителя и экспедитора развозного грузовика в городе. Предусмотрены освещение подножки, ее "нескользящее" покрытие и специальные поручни, облегчающие процедуру посадки.
По желанию покупателя автомобиль может быть укомплектован одним из четырех типов кабин: городской короткой типа S, удлиненной кабиной типа S с дополнительным пространством за сиденьями, кабиной типа L для магистральных грузовиков, дополненной спальным местом, и кабиной типа L с высокой крышей и двумя спальными местами. Кроме того, на выбор предлагают три варианта передней панели, каждый из них удобен при определенных видах поездок. Серийная передняя панель, позволяющая водителю легко перебраться на место пассажира, рекомендована для городских развозных грузовиков. Передняя панель для магистральных грузовиков имеет выступающую центральную часть с дополнительными отсеками для мелких вещей и документов. Наконец, передняя панель в исполнении Comfort обеспечит экипажу максимально комфортные условия в дальнем рейсе.
Мусоровоз на шасси Atego |
Важнейшие данные о техническом состоянии автомобиля отображаются на дисплее новой комбинации приборов с антибликовым покрытием. По заказу на заводе установят комбинацию приборов с тахометром, дополненным средствами индикации экономичных режимов движения. Кроме того, на дисплее могут воспроизводиться сообщения о технических неисправностях в виде текста и информация о состоянии перевозимого груза (к примеру, его температура).
В базовой комплектации сиденье водителя с пневмоподвеской, сиденье пассажира оборудуют за дополнительную плату. К числу заказных опций относят велюровую обивку кресел и мягкие подголовники.
Новые кабины оборудованы модернизированной системой вентиляции и отопления, обеспечивающей оптимальный тепловой режим в салоне. Воздушные дефлекторы на обеих дверях предотвращают запотевание боковых стекол, в зимних условиях создают тепловую завесу, а летом улучшают циркуляцию свежего воздуха. Кондиционер устанавливают за дополнительную плату.
Запросы водителей и их пожелания нашли отражение при создании и оборудовании спального отсека кабин типа L: стандартная спальная полка шириной 665 мм с удобным пружинным матрацем. Под спальным местом располагаются три багажных отделения для хранения вещей. Их общий объем составляет 300 л.
Пожарный автомобиль на шасси Atego |
Кабины типа L с высокой крышей можно заказать с более комфортабельным спальным местом шириной 700 мм, с матрацем, подпружиненным с помощью упругих элементов, установленных на поперечных рейках. С помощью блока клавиш со спального места можно управлять внутренним освещением, аудиосистемой и электроприводом люка в крыше, который по желанию может быть изготовлен из стекла.
Создатели силового агрегата новых автомобилей старались добиться повышения эффективности эксплуатации машин. С этой целью были проведены работы по снижению расхода топлива двигателями, сокращению затрат на проведение технического обслуживания, повышению надежности узлов и агрегатов, снижению их собственной массы.
В результате модельный ряд дизельных двигателей пополнился новым мотором OM 924 LA, в производство была внедрена новая, оптимизированная по массе коробка передач и уменьшена масса задних ведущих мостов. Грузовики Mercedes-Benz Atego комплектуют тремя типами дизельных двигателей. Четырехцилиндровые рядные дизели OM 904 LA с рабочим объемом 4,25 л развивают мощность 122, 150 и 177 л.с. при 2200 мин-1. Значения максимального крутящего момента этих моторов равны соответственно 470, 580 и 675 Н·м при 1200...1600 мин-1.
Регулируемая рулевая колонка Axor имеет пневмопривод |
Двигатели OM 904 LA, прекрасно зарекомендовавшие себя на грузовиках серии Vario, оснащены системой турбонаддува с промежуточным охлаждением наддуваемого воздуха. Новый 4,8-литровый дизель OM 924 LA – дальнейшее развитие конструкции мотора OM 904 LA. Больший рабочий объем получен за счет увеличения диаметра цилиндра со 102 до 106 мм и хода поршня со 130 до 136 мм соответственно. Дизель OM 924 LA развивает мощность 218 л.с. при 2200 мин-1 и крутящий момент до 810 Н·м при 1200...1600 мин-1. При этом он легче шестицилиндрового мотора на 100 кг. Самыми мощными из модельного ряда являются 6-цилиндровые дизели OM 906 LA рабочим объемом 6,37 л и размером цилиндра 102х130 мм. Они развивают мощность 231 и 279 л.с. при 2200 мин-1 и максимальный крутящий момент 810 и 1110 Н·м при 1200...1600 мин-1.
Гордость моторостроителей концерна DaimlerChrysler – система управления двигателями Telligent. Она обеспечивает быстрое увеличение мощности мотора и энергичный разгон автомобиля в городском потоке. Система Telligent рассчитывает для каждого цилиндра идеальный момент впрыска, его оптимальную величину и продолжительность, учитывая давление воздуха, давление наддува, температуру топлива и воздуха, а также действия водителя.
Новое поколение моделей Atego комплектуют механическими коробками передач с ускоряющей передачей, оборудованными приводом переключения Telligent. При использовании такой системы привода достаточно легкого касания короткого рычага переключения передач (джойстик) и последующего включения сцепления, чтобы осуществить переход на повышенную или пониженную передачи.
Комбинация приборов с дисплеем на грузовиках Axor |
Кроме этого полуавтоматического способа переключения предлагается полностью автоматизированная система переключения, которая доступна с 6-ступенчатой коробкой, имеющей ускоряющую передачу. Это устройство исключает необходимость воздействия со стороны водителя на педаль сцепления и переключает передачи, осуществляя выбор либо автоматически, либо по желанию водителя (ручной режим). Опыт эксплуатации грузовиков в городских условиях с автоматизированной системой переключения передач выявил, что машины меньше расходуют топлива, а их силовые агрегаты дольше работают в оптимальных режимах работы, что удлиняет срок их службы.
Помимо описанных коробок передач дополнительно предлагаются две 6-ступенчатые коробки, дополненные гидравлической системой переключения, благодаря которой работа рычага становится более точной, и новая, оптимизированная по массе 9-ступенчатая коробка, облегчающая маневрирование грузовика на малой скорости в стесненных условиях.
Рассматривая конструкцию новых грузовиков, нельзя не остановиться на особенностях концепции их рамы, тем более что она весьма оригинальна. Конструктивное решение, предложенное инженерами концерна, идеальным образом подходит для городских развозных грузовиков, позволяя установить кабину значительно ниже, чем при наличии рамы традиционной конфигурации. Рама грузовиков Atego состоит из двух соединяемых частей, причем передняя часть образована лонжеронами с Z-образным профилем, обеспечивающим больше места для установки агрегатов. Современные способы расчета и высокопрочные материалы позволили сделать раму прочной и легкой. А защиту ее от коррозии обеспечивает катодное грунтование.
По желанию покупателя грузовики Axor на заводе оснащают телефоном |
Новые грузовики получили модернизированные задние мосты двух типов с гипоидными главными передачами. Стремление к снижению собственного веса привело к тому, что корпус самого тяжелого моста теперь изготовляют методами штамповки и сварки вместо литья. Экономия массы составила 70 кг. В качестве упругих элементов подвески обоих мостов применены параболические рессоры с не требующими технического обслуживания опорами из высокомолекулярной резины или пневмоэлементы. Все грузовики с полной массой свыше 12 т могут быть оборудованы пневмоподвеской обоих мостов. Благодаря системе регулирования давления воздуха, рама грузовика для облегчения погрузки-разгрузки может быть приподнята над дорогой на 120 мм или опущена на 80 мм.
Axor развивает успех
Продолжаем наше знакомство с модернизированными семействами грузовиков концерна DaimlerChrysler. Теперь мы расскажем об обновлении модельного ряда Axor.
Впервые грузовики Mercedes-Benz Axor появились на европейском рынке в 2001 г. Автомобили предназначались для перевозки грузов на короткие и средние расстояния и представляли собой машины, унифицированные по шасси с моделями Actros, а по кабине – с моделями Atego. Особенностями новинок считали их относительно небольшую собственную массу и отличную топливную экономичность. Постепенно семейство Axor получило признание среди автоперевозчиков. В 2001 г. было выпущено 200 автомобилей, в 2002-м – 3900, в 2003-м – 4500, а в 2004-м – свыше 8500 машин. В конце 2004 г. на автомобильной выставке в Ганновере концерн представил второе поколение моделей Axor, ставшее доступным для покупателей в 2005 г.
Усиленное шасси Axor идеально подходит для тяжелых самосвалов |
Модернизация автомобилей затронула внешний вид, интерьер кабины, целый ряд агрегатов и была направлена на повышение эффективности эксплуатации при повышении производительности. Модельный ряд нового семейства стал значительно шире и начинается с версий полной массой 18,0 т. Кроме двухосных седельных тягачей в него входят тяжелые двух- и трехосные бортовые грузовики и шасси, предназначенные для работы как на трассах, так и на строительстве. Максимальная допустимая величина полной массы грузовиков ограничена 26,0 т. Стали разнообразнее и колесные формулы выпускаемых версий, которые включают модели как с задним приводом (4х2, 6х2 и 6х4), так и со всеми ведущими колесами (4х4).
Обновленные кабины грузовиков Axor, благодаря изменениям в их дизайне, стали похожи на кабины грузовиков Actros, подчеркивая стремление к сохранению фирменного стиля при безусловной узнаваемости представителей нового модельного ряда. Обращают на себя внимание аэродинамические щитки, предотвращающие загрязнение боковин кабины, новые передние спойлер и пластмассовый бампер, фары с прозрачным покровным стеклом, более эффективно освещающие дорогу (по заказу возможна установка ксеноновых фар), солидные подножки, стекла увеличенного размера и обогреваемые боковые зеркала заднего вида. Грузовики Axor предлагают покупателям с четырьмя типами кабин: стандартная типа L со спальным местом для седельных тягачей, типа L с высокой крышей и внутренней высотой 1,91 м (за дополнительную плату – со вторым верхним спальным местом), типа S для развозных городских грузовиков и удлиненной кабиной типа S с дополнительным пространством за сиденьями.
Кабина Axor: багажные отсеки, спальное место |
Благодаря трем исполнениям панели приборов покупатель может выбрать для себя вариант, отвечающий его вкусам и требованиям. Полностью обновленный интерьер кабин является одной из особенностей новых моделей Actros. Все изменения в интерьере продиктованы обеспечением лучшей эргономики посадки водителя и предоставления ему максимального удобства в пути. Рулевое колесо имеет бесступенчатую регулировку с помощью пневмопривода, зеленоватый свет в кабинах типа L создает дополнительный комфорт во время ночных рейсов, новейшая система отопления и вентиляции обеспечивает оптимальный температурный режим в кабине и эффективную смену воздуха. Кондиционер входит в перечень заказного оборудования. По желанию покупателя грузовики Axor на заводе оснащают телефоном, факсом, навигационной системой или индивидуальным информационным устройством с радиотелефонной коммуникацией. Аудиосистема с кассетным проигрывателем и RDS входит в стандартное оснащение. В качестве альтернативы можно заказать аудиосистему с проигрывателем компакт-дисков и дистанционным управлением.
В отличие от грузовиков Actros, модели Axor оснащают не V-образными 8-цилиндровыми дизельными двигателями, а рядными 6-цилиндровыми рабочим объемом 6,37; 7,2 и 11,97 л, с системами турбонаддува и промежуточным охлаждением воздуха.
Самый скромный по рабочему объему дизель OM 906LA развивает мощность 231 л.с. при 2200 мин-1 или в другом исполнении 279 л.с. при 2200 мин-1. Значения максимального крутящего момента этих версий равны соответственно 810 Н·м при 1200...1600 мин-1 и 1100 Н·м при 1200...1600 мин-1.
Дизель с рабочим объемом 7,2 л имеет обозначение OM 926LA. Его параметры мощности: 326 л.с. при 2200 мин–1 и 401 л.с. при 1900 мин-1. Значения максимального крутящего момента равны соответственно 1300 Н·м при 1200...1600 мин-1 и 2000 Н·м при 1100 мин-1. Этот двигатель представляет собой форсированный дизель модели OM 906LA, увеличение рабочего объема которого было достигнуто изменением размера цилиндров со 102х130 мм на 106х136 мм.
Самый мощный из семейства двигателей OM 457LA с диаметром цилиндра 128 мм и ходом поршня 155 мм при рабочем объеме 11,97 л развивает мощность 354 л.с. при 1900 мин-1 или 428 л.с. при 1900 мин-1 и максимальный крутящий момент 1850 и 2100 Н·м при 1100 мин-1. Он применяется впервые на обновленных моделях Axor, существенно расширяя сферы их применения.
Кроме уже известных 6-, 9- и 16-ступенчатых механических коробок передач обновленные версии семейства Axor оснащают новым 9-ступенчатым агрегатом G 131-9, который пришел на смену старой 12-ступенчатой коробке. Новинка укомплектована гидравлическим приводом с усилителем, имеет массу, меньшую на 30 кг, и рассчитана на передачу большего крутящего момента. Коробка передач с 16 ступенями переднего хода и ускоряющей передачей доступна для потребителей с системой переключением Telligent (в ней привычный рычаг заменен коротким джойстиком). Возможна установка и полностью автоматической системы переключения, при работе которой педаль сцепления оказывается ненужной.
Сконструированные изначально для эксплуатации в более тяжелых дорожных условиях, чем среднеевропейские, грузовики семейства Axor отличаются оригинальной конструкцией рамы, выдерживающей без последствий большие перегрузки. Особое внимание уделялось облегчению монтажа на раме различных навесных конструкций и кузовов. Внедрение метода катодного грунтования обеспечило хорошую защиту рамы от коррозии и повысило долговечность автомобиля.
Новая конструкция пневматической подвески седельных тягачей включает два пневмоэлемента и оригинальную систему рычагов, внедрение которой позволило снизить массу моста на 90 кг. Благодаря применению системы регулирования уровня кузова рама грузовика с пневмоподвеской может быть приподнята на 170 мм или опущена на 90 мм.
С целью снижения массы шасси применено новое облегченное седельное устройство, топливные баки и ресиверы для сжатого воздуха из алюминиевых сплавов, а в перечне опций появилось специальное исполнение магистрального тягача Axor light, которое имеет в своей спецификации облегченные варианты оборудования. Что это дает покупателю-автоперевозчику? Ответ прост: дополнительное увеличение полезной нагрузки в пределах заданной допустимой полной массы.
Обновленные семейства и Atego, и Axor оснащены совершенной тормозной системой с дисковыми тормозами на всех колесах. В качестве заказного оборудования оба модельных ряда могут быть снабжены уникальной электронной тормозной системой Telligent, обеспечивающей существенное сокращение тормозного пути.
Система Telligent увеличивает быстродействие исполнительных механизмов, обеспечивает учет нагрузки на каждое из колес и включает усилитель для повышения эффективности экстренного торможения автопоезда, который может быть задействован в опасных ситуациях. Тормозные механизмы отличаются специальной конструкцией, обеспечивающей равномерность износа тормозных накладок, в состав тормозной системы входят интегрированная противооткатная система и противобуксовочная система (устанавливается серийно), предотвращающая буксование ведущих колес при трогании автомобиля. По заказу завод-изготовитель устанавливает на двигатели грузовиков моторный тормоз Turbobrake, жестко присоединяемый к корпусу турбонаддувного агрегата. Тормозной эффект достигается созданием противодавления в выхлопном коллекторе дизеля, которое обеспечивает компрессор. Особенно эффективен Turbobrake при работе мотора на оборотах 2000 и выше.
Дочернее предприятие концерна DaimlerChrysler AG ЗАО "ДаймлерКрайслер Автомобили РУС", осуществляющее продвижение автомобилей Mercedes-Benz в России, в 2005 г. вывело на российский рынок две версии магистральных седельных тягачей Axor, наиболее полно удовлетворяющих отечественных перевозчиков по комплектации. Эта акция явилась результатом многолетнего изучения требований автоперевозчиков и условий эксплуатации грузовых автомобилей Mercedes-Benz в нашей стране. Пакетное предложение компании включает лизинг на специальных условиях и поставку машин с московского склада после проведения таможенных формальностей.
Обе модели тягачей, Axor 1835 LS и Axor 1840 LS, предназначены для работы в составе автопоездов с допустимой полной массой 40,0 т на региональных и международных перевозках. Автомобили выпускают с колесной базой 3600 или 3900 мм, двумя видами кабин (удлиненной и длинной с высокой крышей). В качестве силового агрегата грузовики комплектуют рядным 11,97-литровым дизелем OM 457LA, развивающим в зависимости от исполнения мощность 354 или 428 л.с. и соответствующим требованиям экологического стандарта Euro 3. Дизели работают вместе с 9-ступенчатыми механическими КП. Интервал между техническим обслуживанием автомобилей составляет 80...120 тыс. км пробега. В перечень стандартного оснащения входят дисковые тормоза на всех колесах, осушитель воздуха с подогревом, блокируемый дифференциал, пневматическая подвеска заднего моста.
За дополнительную плату российские покупатели могут заказать две 16-ступенчатые КП, моторный тормоз Turbobrake, дополнительное оснащение кабины. Базовая гарантия на тягачи составляет 12 месяцев без ограничения пробега, расширенная на двигатель и агрегаты – 3 года или 450 тыс. км пробега. Стоимость тягача Axor 1835LS – 68 500 евро, включая НДС.
Условия лизинга: авансовый платеж – 13 700 евро, ежемесячный – 1690 евро, срок лизинга – 42 месяца. Цена Axor 1840LS с высокой кабиной 401-сильным дизелем – 76 500 евро. Авансовый платеж – 15 300 евро, ежемесячный – 1885 евро. Лизинг предоставляется на 42 месяца.
Кроме седельных тягачей с фиксированной комплектацией компания предлагает в России трехосный самосвал Axor 3328К, рассчитанный на интенсивную эксплуатацию в сложных дорожно-климатических условиях. На автомобиле смонтирован самосвальный кузов фирмы Koliman с задней загрузкой. Вариант с колесной формулой 6х4 и 279-сильным дизелем продается за 83 000 евро.
Производство обновленных версий грузовиков Atego и Axor организовано в Германии, Турции и Бразилии. Новые модели уже полностью вытеснили с конвейера прежние версии. Судя по отзывам потребителей, новинки хорошо воспринимаются на рынках различных стран.