Scania STAX
Шведский концерн Scania до 2005 года был единственным европейским производителем серийных капотных автомобилей (естественно, не считая продукции российского автопрома), однако в настоящее время отказался от производства эффектной капотной модели T-Series нового поколения из-за снизившегося спроса в скандинавских странах, где тягачи подобной компоновки пользовались определенной популярностью.
Впрочем, в не столь отдаленном будущем Scania может представить серийный вариант принципиально новой полукапотной компоновки для рынка стран EC, тем более что в Еврокомиссии по вопросам транспорта ведется работа по подготовке новых правил эксплуатации автопоездов с разрешенной длиной автопоезда 25,5 м, как в Швеции и Финляндии, против сегодняшних 16,5 м. В чем главные преимущества такой схемы? Любой водитель-дальнобойщик знает, что капотный грузовик безопаснее, чем современные европейские бескапотные тягачи, а сам капот на жаргоне называют «полтора метра жизни», и с этим не поспоришь, проблема лишь в ограничении общей длины автопоезда. Дизайнеры и конструкторы Scania предложили очевидный ход для будущих тягачей, создав полукапотную компоновку с капотом уменьшенной длины (около 600 мм против 1800 мм у базовой модели Scania T-Series), и первой моделью этой схемы стал уже описанный концептуальный тягач Scania 2010, созданный в конце 1990-х годов.
Для грузового салона IAA'2002 в Ганновере концерн Scania приготовил концептуальный тягач под названием Scania STAX (Scania Truck – Advanced Xterior или в вольном переводе на русский – «Грузовик Scania с передовым экстерьером»), также выполненный по новой полукапотной схеме. Шеф-дизайнер Scania Кристофер Хансен, представляя макет в масштабе 1:4 в Ганновере, сказал: «Цель этого проекта – выяснить реакцию публики для принятия стратегических решений на будущее. Возможно, что примерно так будет выглядеть капотный грузовик Scania нового поколения лет через 10...15. Это очень важный момент в работе над перспективными моделями Scania».
Среди характерных черт STAX – очень динамичный профиль с обратным наклоном радиаторной решетки в стиле пикапов 1960-х годов, выполненной в американском стиле с обилием хрома, скошенные с боков капот и остекление кабины, а также полностью закрытый щитками боковой периметр для снижения аэродинамического сопротивления воздуха, «раскосые» крупные фары с ксеноновыми прожекторами, дополнительная верхняя светотехника с противотуманными прожекторами, оригинальные верхние воздухозаборники и массивная крышка капота (видимо, под ней на реальном автомобиле должен находиться дополнительный интеркулер). Кроме того, у STAX нет наружных зеркал, весьма существенно влияющих на аэродинамику – их заменяют видеокамеры заднего вида. Правда, сами создатели STAX не ставили аэродинамику во главу угла – по мнению руководителя проекта Оле Пилгрена, главной целью было проследить исторические параллели между «капотниками» Scania и попытаться найти некоторые общие доминирующие элементы у разных поколений, чтобы создать новый дизайн. В итоге получился, пожалуй, самый стильный концептуальный тягач последних десятилетий.
Очень эффектная внешность! Ряд элементов стайлинга и конструкции STAX может сохраниться и на будущей серийной модели – в первую очередь это широкие односкатные шины на задних осях, устанавливаемые на современные тягачи Scania уже сейчас по заказу, да и видеокамеры заднего вида, думается, уже не за горами.