Наценка за простоту
Автомобильная микроволновая печь Waeco PerfectKitchen MM-20-12 вещь почти уникальная. Это единственная (!) модель автомобильной СВЧ-печи, продающаяся в России. Немецкое название Waeco PerfectKitchen – не более чем торговая марка, сама же печь сделана в Малайзии на одном из заводов южнокорейской компании Samsung и на других рынках продается именно под этим брендом. Существуют две модификации – на 12 и 24 В, но 24-вольтовой на момент теста в России не оказалось. Мы взяли 12-вольтовую, поскольку это универсальный вариант, который может быть интересен не только дальнобойщикам, но и путешественникам, так сказать, широкого профиля.
Если подходить к Waeco PerfectKitchen MM-20-12 с традиционной меркой (как к обычной сетевой СВЧ-печи), то можно охарактеризовать ее как аппарат начального уровня. Никаких дополнительных функций и возможностей здесь нет – только микроволновый разогрев пищи. Режим «Авто» имеет три позиции – для условных гамбургера, хот-дога и супа, функция «+30» позволяет на полминуты увеличить длительность процесса. И, разумеется, ручной режим с программируемым временем приготовления. Максимальная продолжительность одного цикла – 30 минут. Мощность излучения, увы, не регулируется (далее объясняется, почему).
Домашняя микроволновка сходного объема с таким набором функций в пластмассовом корпусе стоит примерно 2500 руб. Какими же достоинствами обладает Waeco, если за нее просят заплатить в десять раз больше? Попробуем разобраться.
Разобраться – это от слова «разобрать». Так вот, под защитным кожухом обнаружился самый традиционный конструктив – стандартный киловаттный магнетрон, импульсный блок питания и автоматика управления. Надо сказать, что импульсный источник питания ныне используется повсеместно, даже на самых дешевых моделях. Его особенность в том, что без разницы, каким будет входное напряжение – он свои 2–3 кВт выдаст. Выходное напряжение регулируется свойствами повышающего трансформатора (соотношением витков в первичной и вторичной обмотках), и изменение этих свойств (в указанных пределах) никак на себестоимость не влияет.
Внутри печка сделана очень аккуратно, но «неатомобильно» – платы не имеют дополнительных креплений, монтаж не вибростоек, разъемы без влагозащиты |
Равно как и изменение номиналов элементов стабилизатора напряжения. Других отличий от домашней техники обнаружить не удалось. Впрочем, нет: внутри рабочей камеры, перед вращающейся тарелкой стоят два пластиковых столбика, не позволяющие тарелке удариться при срыве о стекло крышки. Это кстати – тарелка здесь тоже стандартная, т. е. стеклянная, тяжелая. Но столбики не предохранят от срыва тарелки при сильном наклоне (не говоря уже о переворачивании) корпуса.
И еще характерный штрих: в комплекте есть два боковых кронштейна, крепящихся саморезами. Если ими воспользоваться, то печку можно зафиксировать на каком-нибудь специально изготовленном столике вроде настенно-телевизионного. Озаботиться его изготовлением предлагается владельцу.
Инструкция к Waeco честно предупреждает, что от розетки прикуривателя микроволновку не запитаешь, необходимо прямое подключение к аккумулятору. Провода рекомендуют взять потолще, примерно 22 мм2 в сечении (инструкция ошибочно предлагает считать это диаметром), что в переводе на международные «кабельные» единицы соответствует 4AWG («гейджам»). Если же длина проводов будет больше трех метров, то можно взять еще толще – до двух «гейджей».
Такие провода популярны у установщиков автомобильной аудиоаппаратуры – мощности там тоже используют нешуточные, один сабвуфер может потребовать более киловатта! Так вот, за проводами пришлось заглянуть в магазин caг-audio. Удовольствие оказалось недешевым – один метр провода четвертого «гейджа» стоит 280 рублей! Мы взяли два отрезка (красный и черный) по пять метров – думается, что для большинства вариантов эксплуатации этого хватит. Там же купили мощный (80 А) предохранитель в прозрачной колбе и два зажима для аккумуляторных клемм. Кстати, про необходимость использования предохранителя инструкция умалчивает. Но нужен он обязательно.
Так выглядит магнетрон |
Первый тест – простейший: от хорошо заряженного аккумулятора (стабильные 12,6 В) вскипятить чашку воды. На прецизионных весах отмеряем 150 миллилитров и нажимаем «старт». Результат – пять минут. Неплохо, но сетевая печь мощностью 800 Вт вскипятила это же количество жидкости за две с половиной минуты в режиме половинной мощности.
Теперь посмотрим на потребление тока. Та-а-ак... Если ничего не включать, то потребление равняется 90 мА – эта энергия расходуется встроенным индикатором, автоматически переводящимся в режим отображения времени. При открытой крышке включается подсветка – и ток потребления сразу увеличивается до 1,9 А.
А вот дальше начинается любопытное. При активации магнетрона (включение режима «приготовление пищи») стрелка амперметра почти сразу взлетела к цифре 53. Но через несколько секунд потребление начало спадать, остановившись на 10 А. А потом опять – резкий взлет к более чем 50 А. Выходит, что режим работы магнетрона – импульсный, щадящий. От этого и увеличенное время разогрева пищи.
Заметим, что такой же способ ограничения энергопотребления применяется и в сетевых микроволновках. Магнетрон не может работать при пониженном напряжении, и единственный вариант ограничить его мощность – включать с интервалами. Таким образом, мощность регулируется скважностью импульсов. В нашем устройстве она была примерно 1 к 10, то есть реально отдаваемая энергия за цикл равнялась 100 Вт.
Это самодельный шунт |
Приятно было обнаружить и чисто автомобильные настройки системы защиты. Так, при «просадке» аккумулятора на 0,1–0,2 В скважность импульсов в БП автоматически «растягивается», а когда напряжение падает до 12,3 В, печка автоматически выключается через три минуты работы. Если же напряжение меньше 10,3 В, то она и не включается совсем. Хорошая защита аккумулятора, продуманная. Инструкция об этих особенностях, кстати, не упоминает, предлагая только запускать мотор на 2–3 минуты каждые 10 минут. Если следовать этой рекомендации, то стартер съест больше энергии, чем любая микроволновка!!!
Померили мы и падение напряжения на проводах, для чего пришлось изготовить специальный шунт. Получилось, что при 50 А падение на одном пятиметровом отрезке кабеля 4AWG составляет 0,6 В! Снизить падение можно исключив из цепи предохранитель (что очень нежелательно), а вместо зажимов использовать хорошие аккумуляторные клеммы. Этим можно воспользоваться в крайнем случае, когда очень нужно что-то разогреть, а батарея «не тянет». Но лучше просто запустить двигатель.
Очевидно, что специально разрабатывать СВЧ-печь с низковольтным питанием для применения в автомобиле экономически нецелесообразно – такая разработка вряд ли окупится. Поэтому инженеров Samsung можно понять – они сделали автомобильную микроволновку из стандартных узлов и деталей, «вписав» ее себестоимость в очень жесткие рамки. Увы, в наше время соображения выгоды доминируют над всеми прочими.
Отмеряем тестовые «сто пятьдесят»... и кипятим |
Но коль скоро маркетологи сочли возможным порекомендовать столь высокую розничную цену (аналогов нет, кому надо – все равно купит!), то можно было еще немного адаптировать печь к использованию в автомобиле. Так, совершенно необходимо заменить тяжелую стеклянную тарелку более легкой пластмассовой. И предусмотреть ее фиксацию на поворотной ступице. Это главный недостаток Waeco PerfectKitchen MM-20-12. Даже при переноске упакованной печки ее приходится держать строго горизонтально, чтобы не дай бог... Неудобно, откровенно неудобно.
Если размышлять дальше, то хорошим решением было бы создание специального магнетрона мощностью 200–250 Вт. При соответствующей коррекции программы работы аппарата время приготовления пищи не увеличится, а требования к проводке снизятся вчетверо! Но это, понятно, потребует серьезных инвестиций.
В данном же варианте СВЧ-печь не вполне оправдывает гордое звание «автомобильная». А если посмотреть на ценник, то покупка представляется более чем сомнительной. Домашняя микроволновка и мощный преобразователь напряжения обойдутся дешевле.
Редакция благодарит фирму «Лентяй» за предоставленную микроволновую печь www.lentai.ru