<<< Назад

Iveco Strails

А. Трохачёв, фото автора

Национальная икона. Пожалуй, это одно из наиболее точных определений, характеризующих флагман IVECO в Италии. Но итальянским назвать автомобиль несправедливо: все-таки выпускают его для России в Германии. Быть может, поэтому российские дилеры рекламируют Stralis так: «Немецкое качество и итальянский дизайн будут вашими достойными партнерами в получении максимальной прибыли». А вот будут ли – давайте посмотрим.

Вызов конкурентам

С первого появления в 2002 году Stralis не оставил равнодушными ни перевозчиков, ни конкурентов, ни транспортную прессу. Он с ходу завоевал победу в международном конкурсе Truck of the Year, получив титул «Грузовик года-2003». Его отрыв от ближайшего преследователя стал вторым по величине за всю историю конкурса: 52 балла (102 против 50 баллов у серебряного призера DAF XF95).

Итальянцы с гордостью говорят, что Stralis родился победителем. Но выход автомобиля на европейские рынки не был устлан розами: сначала эксплуатационники столкнулись с фактами отказов бортовой электроники. У многих наверняка свежи в памяти и воспоминания, связанные с проблемами работы этих машин в Прибалтике. Но «детские болезни» остались позади. По словам первых лиц концерна, ожидания клиентов оправдались. За годы использования в разных странах Старого Света Stralis доказал свою надежность, ремонтопригодность и умеренный расход топлива. Кому-то из транспортников не нравится его дизайн, но при выборе средств производства перевешивает другой аргумент – приемлемый уровень рентабельности. Неспроста объем продаж автомобиля перевалил за 90 тыс. экземпляров.

Обтекателям зеркал достается от веток деревьев и стен зданий

Завод скрупулезно ведет статистику клиентских заказов, согласно которой каждый второй Stralis перевозчики выбирают в самой комфортабельной комплектации – с кабиной Active Space. Треть приходится на долю автомобилей в варианте Active Time и оставшиеся 17% – на модели в исполнении Active Day. Но темпы увеличения спроса на Active Space опережают рост покупательского интереса к другим версиям, и это закономерно: дальнобойщики выбирают лучшее. Кстати, на старое шасси Stralis первого поколения можно без проблем поставить новую кабину Cube.

Клиентские заказы на 16-ступенчатые механические и 12-ступенчатые автоматические трансмиссии распределяются примерно поровну, а доля востребованных 16-ступенчатых КП EuroTronic 2 в сравнении с объемами их поставок невелика. Самые популярные версии магистральных машин – седельные тягачи с колесной формулой 4х2, хотя есть и 6х2, самые редкие – 6х4. Для международных и межрегиональных грузоперевозок транспортники предпочитают брать двигатели Cursor 13 мощностью 430 и 480 л.с., производимые во Франции. Автомобили, как уже отмечалось, тоже не итальянского происхождения: их выпускают в Ульме и Мадриде. В Россию поставляют машины немецкой сборки. Общее число возможных вариантов – более 200, а суммарная численность всех модификаций и комплектаций – около 5,5 тыс.

Воздух через целые дефлекторы хорошо удаляет грязь с боковин

В нашу страну поставляют 4 базовые версии тягачей, включая бюджетную ценой от 65 000 евро. По данным представителей компании, самая популярная модель – Stralis AT440S35 T/P стоимостью 65 700 евро, включая НДС. Адаптация для России отмечается буквами RR в спецификации, что подразумевает подготовку для тяжелых условий эксплуатации: усиленную раму и балку заднего моста; подогрев топливоприемника, бака и фильтров, фильтр с датчиком наличия воды и влагоотделителем и некоторое другое оборудование.

Увеличению розничных продаж Stralis в России способствовало расширение лизинговых программ. По новым условиям размер авансового платежа снизился втрое, с 35 до 10%, а срок действия лизингового договора увеличился вдвое, с двух до четырех лет. Сегодня типовой пример покупки IVECO Stralis AT440S35 T/P стоимостью 108 000 евро в лизинг выглядит так: срок договора – 48 месяцев, 10%-ный аванс – 10 800 евро, ежемесячный платеж – 1825 евро. Лизинговый контракт включает оплату страховых полисов КАСКО и ОСАГО. Благодаря новым финансовым продуктам перевозчик может позволить себе и более дорогую версию Stralis AT440S43 T/P ценой 115 500 евро. При этом условия контракта аналогичны предыдущим: срок 48 месяцев, аванс 10% ценой 11 550 евро, ежемесячный платеж – 1952 евро. Таким образом, лизинг сделал Stralis доступным для большего числа российских автоперевозчиков.

Stralis в России редко встретишь без «очков»: все берегут оптику

Сервисное обеспечение

Задача любого производителя – не только вовремя выпустить на рынок первоклассный продукт, но и обеспечить его достойным сервисом. Достойным – значит, сокращающим простои и уменьшающим эксплуатационные затраты. А как дела обстоят с сервисом?

Компаниям, осуществляющим международные грузоперевозки, по душе наличие 800 дилерских предприятий IVECO в Европе, 3000 сервисных партнеров и шести базовых складов запасных частей в зоне быстрой доступности. По статистике, половина всех поломок на дорогах Евросоюза компания устраняет в течение 3 часов, а четыре из пяти отказов устраняются не позднее 8 часов с момента обращения. Фирменный экспресс-сервис охватывает ни много ни мало – 24 страны Европы. В совершенствование скорой технической помощи на трассе Top Assistance Service IVECO вкладывает большие деньги. Идея-фикс заключается в том, чтобы в Западной Европе «техничка» прибывала к месту поломки автомобиля не позднее чем через 45 минут после звонка оператору. Специалисты подсчитали: для 33 тыс. км дорог это вполне реально. Для остальных трасс время досягаемости неисправного автомобиля – 90 минут. Эксперты утверждают, что эти планы станут реальностью к концу 2007 года.

Уровень послепродажного сервиса в России пока очень далек от подобной идиллии, но перемены к лучшему уже налицо. Например, марка активно укрепляет свои позиции в Северо-Западном регионе. В России представительство IVECO озабочено обеспечением клиентам максимальной рентабельности их бизнеса. С этой целью открываются новые дилерские пункты, проводится обучение технического персонала, совершенствуются методы работ с клиентами.

Подножка с водительской стороны теряет свой вид на втором году службы

В 2007 году представительство IVECO в Москве приступило к организации телесервиса. Суть его в том, что все дилерские центры связаны с головным офисом в Москве и центром технической поддержки в Турине (Италия) с помощью Интернета. Это позволяет в кратчайшие сроки обеспечивать все сервисные предприятия новейшим программным обеспечением и сокращать расходы на сборы дилеров и дополнительное обучение. Выгода для перевозчика – в точности диагностики, уменьшении простоев, и оперативности получения нужной информации. Допустим, следует найти некую деталь N. Раньше для этого требовалось обзвонить или объехать несколько СТО, а сейчас из любого сервисного центра можно отправить запрос и получить сведения о наличии или отсутствии конкретной детали в конкретном месте.

Есть у телесервиса и другие преимущества. Например, раньше сведения о диагностике двигателя хранились в базе данных только в компьютере сервис-центра, где клиент обслуживал свой грузовик. На другой СТО «истории болезни» автомобиля уже не знали. С 2007 года благодаря телесервису вся информация доступна на любом фирменном пункте технического обслуживания. Это существенно облегчает и диагностику, и ремонт. А хранятся данные об обслуживании не у дилеров, как было раньше, а на сервере московского представительства IVECO.

Составной частью телесервиса являются переносные диагностические комплексы. Это ноутбуки на базе Panasonic CF18 со встроенным модемом GPRS. Достаточно вставить сим-карту, чтобы получить доступ в Интернет и связаться с базовым сервис-центром, что позволяет мобильным бригадам осуществлять техпомощь непосредственно на месте поломки машины.

Импортированные из стран Бенилюкса «седельники» чаще всего встречаются в исполнении 6х2 с кабиной Active Space красного цвета

Система дает возможность провести удаленную диагностику не только с помощью московских специалистов, но и с помощью профессионалов центра технической поддержки в Турине. При необходимости итальянские эксперты видят на мониторе компьютера то же самое, что и российские механики. Наш специалист может общаться с итальянским коллегой по телефону и, видя все действия на мониторе, проходить обучение в режиме on-line. Кстати, количество пользователей в единицу времени не ограничено, поэтому зависание компьютеру не грозит.

Хроника проблем

Представляя в начале 2007 года новый Stralis, руководители IVECO честно признались, что у старого были проблемы с электроникой, имели место сбои бортового компьютера, возникали неполадки в некоторых блоках управления и «глючили» электрические цепи. Поэтому Stralis в новой редакции получил улучшенную защиту цепей, а объем электропроводки был уменьшен почти наполовину.

Российские эксплуатанты Stralis десятками выделяют характерные для этого автомобиля отказы. В перечне есть пустяковые претензии на перегоревший обогрев зеркала заднего вида, хотя в ненастье эту проблему пустяковой не назовешь. Вызывает нарекания блок управления стеклоочистителем, который отказывает и в теплое время года. Задний кронштейн опоры двигателя нужно усиливать – его часто приходится менять из-за высокой вибронагруженности, хотя Stralis практически не съезжает с асфальта. Остается только добавить стандартную фразу: что поделаешь, дороги...

У левого зеркала заднего вида часто выходит из строя элемент нагрева даже в гарантийный период.

В «ГП» № 8 мы упоминали об опыте сравнительной эксплуатации грузовиков тяжелого класса в 2005 году Белорусским научно-исследовательским институтом «Транстехника» по заказу Белорусской ассоциации международных автоперевозчиков (БАМАП). НИИ подготовил анализ надежности отечественных и импортных грузовиков, занятых в грузоперевозках в/из Италии, Белоруссии, России и Казахстана. Наряду с другими машинами сравнивался IVECO Stralis AS440S43, оснащенный двигателем Cursor 10 стандарта Euro 3.

Напомню: длительность транспортной работы на исследуемых тягачах составила от 441 до 483 дней, объем грузоперевозок достиг 2,7–2,8 млн. ткм. С момента покупки все автомобили прошли километраж от 0 до 180 тыс. По каждой машине была составлена аналитическая записка с подробной и беспристрастной деталировкой эксплуатационных расходов. В этом списке по надежности Stralis AS440S43 занял третье место, уступив Volvo FH12 и МАЗ-MAN-543268. Средняя наработка на отказ и повреждение у Stralis AS440S43 составила 16,3 тыс. км, тогда как у его соперников – 53,1 и 24,65 тыс. км соответственно. Если переводить эти цифры на интервал между рекомендованными ТО в России, получается, что в среднем между заездами на плановое техническое обслуживание IVECO четырежды устранял неполадки. Понятно, что 5 участвовавших в тесте машин – это не 50, но ведь и не одна машина, на которую можно было бы свалить все неудачи.

Правда, на протяжении 180 тыс. км пробега на Stralis AS440S43 не возникло ни одной серьезной поломки, которая бы вызвала остановку грузоперевозок. Это тоже показатель надежности. Более того, первые 100 тыс. км он практически шел в лидерах, и только потом стали «вылезать» поломки. Выявившиеся через год эксплуатации отказы и повреждения и ухудшили отчетные показатели, составив среднеарифметические 15,8 неполадок на один автомобиль.

Задний фонарь страдает от обилия влаги, но чаще – от обрыва, окисления проводов и повреждения разъемов

Самыми ощутимыми неисправностями на Stralis AS440S43, заставившими водителей обращаться в ремзону, стали замена бортового компьютера, амортизаторов, пневморессор, радиатора отопителя кабины, передних ступичных подшипников, пневмоподушки кабины, фена кабины, ветрового стекла, регулировочных рычагов тормозных механизмов.

Но специалисты отмечают, что время простоя в сервисе у Stralis AS440S43 оказалось меньше среднестатистического – 2 дня против общего показателя 2,2 дня. Однако по стоимости оригинальных запасных частей итальянский тягач проиграл конкурентам. На отрезке 180 тыс. км в среднем на один тягач из пяти пришлось потратить $1153,26 (для сравнения: у Volvo FH12 – $515,7). Правда, львиная доля затрат, подпортившая статистику, пришлась на бортовые компьютеры.

Если сравнивать результаты первого этапа испытаний (в среднем 86 тыс. км), картина совершенно иная. В списке дефектов оказались лопнувшее ветровое стекло, отказавшие бортовой компьютер и фен кабины. Общая трудоемкость ремонта составила 2,9 человеко-часа, что меньше, чем на МАЗ, в 18 раз и в 8,6 раза, чем на МАЗ-MAN. Правда, затраты на запчасти оказались в 10 раз выше, чем у Volvo, в 5 раз – чем у МАЗ и в 3 раза – чем у МАЗ-MAN. Удельные эксплуатационные затраты без учета топлива составили $0,27 на 1000 км, что в 2,5 раза ниже, чем на белорусской технике. С учетом топлива эти показатели равны $9,5 на каждую пройденную тысячу километров пути.

Передняя блок-фара служит долго, если не погибает в аварии или не разбивается от ударов камней

Таким образом, специалисты подсчитали: при пробеге 86 тыс. км возможная экономия эксплуатационных затрат на Stralis AS440S43 составляет по сравнению с МАЗ-544069 – $1049, с МАЗ-MAN-543268 – $2600 и с Volvo FH12 – $3200. Но не будем забывать, что после 100 тыс. км картина изменилась кардинальным образом...

Выигрышной стороной Stralis AS440S43 стала его экономичность: удельный расход топлива на исследуемом отрезке 180 тыс. км составил 31,8 л/100 км, что в среднем на 2 л/100 км меньше, чем у МАЗов. Из-за высокой стоимости оригинальных деталей итальянский флагман показал самые большие эксплуатационные затраты без учета топлива – $1,06 на 1000 т·км. Для сравнения: у шведских автомобилей этот показатель составил $0,76. По сумме всех основных факторов, влияющих на себестоимость перевозок, удельные эксплуатационные затраты Stralis AS440S43 с учетом топлива составили $11,7 на 1000 т·км. С этим показателем он занял третье место в четверке, обогнав МАЗ-544069 на 10 центов из расчета 1000 т·км. А среднестатистическое отставание от лидера, Volvo FH12, составило 91 цент. Справедливости ради нужно отметить, что эти выводы не могут считаться абсолютными и окончательными, поскольку с увеличением пробега (после 180 тыс. км) возможно изменение динамики роста отдельных показателей. Иными словами, затраты на ремонт, ГСМ и прочее могут изменить сложившийся в испытаниях статус-кво.

Сила и слабость

IVECO Stralis имеет и свои достоинства – низкий расход топлива. Он хорошо приспособлен не только для обслуживания на фирменных СТО, но и для технического ухода собственными силами. Исключение, пожалуй, составляют случаи компьютерной диагностики двигателя, электронных систем и блоков управления. Если человек грамотный, он сможет самостоятельно выполнять ряд операций по обслуживанию и тем самым сэкономить часть средств.

Передние диски чувствительны к ударам. 269,43 евро за штуку

Но это в случае с подержанным автомобилем. На новом такая экономия не уместна – клиент может лишиться заводской гарантии. Конечно, выполнить ТО на этой машине не так просто, как, скажем, на американских грузовиках, но и не так сложно, как на некоторых европейских. Для замены масла и фильтров никакого инструмента не требуется, достаточно иметь любой съемник – ременной, цепной.

Сервисные специалисты столичного региона отмечают, что на обслуживание обращаются в основном новые машины с заводской гарантией. Это наводит на мысль о том, что ряд транспортных компаний дальнейшее обслуживание автомобилей осуществляют своими силами. В первую очередь это касается транспортных операторов Западной Сибири: при всем желании оттуда не погонишь технику в Москву для устранения неисправностей. Правда, если случаются серьезные поломки, с ними клиенты из регионов приезжают на специализированную столичную СТО.

Первые незначительные поломки на новых IVECO Stralis возникают при пробеге 20–60 тыс. км, т. е. еще до первого планового техобслуживания. А по автомобилям, пригоняемым из Европы, обращений больше. Связано это с тем, что эти машины, как правило, отходили половину своего ресурса, имея на спидометре по 500–600 тыс. км. Если километраж менее 400 тыс. и дата изготовления не старше 2004 года, автомобиль считается свежим. Проблем с такой техникой меньше, но и цена выше тех же тягачей 2003 года. Механики фирменных СТО отмечают, что у секонд-хенда возможны проблемы с КП, сцеплением и пневмосистемой. Поскольку неизвестно, в каких условиях и в каком режиме эксплуатировался конкретный экземпляр, не исключаются проблемы с мотором. Откровенные дефекты вроде застучавшего двигателя встречаются редко, а вот скрытых – сколько угодно. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге, на автомобиле с пробегом по Европе и пусть даже без пробега по РФ нужно провести комплексную диагностику.

Почта России закупила партию машин с низкой кабиной Active Time

В целом технари отмечают: Stralis – очень удобный для ремонта автомобиль, в этом его сила. В копилку положительных отзывов водители кладут высокий уровень комфорта и продуманную эргономику – все-таки это не китайский грузовик с дешевой отделкой кабины. Общий ресурс автомобиля составляет около 1,2 млн. км, и по этому показателю Stralis находится на одном уровне с европейскими машинами того же класса. Правда, чем больше пробег – тем выше затраты на содержание грузовика, и не будем забывать, что запчасти для него не из дешевых. Возможно, поэтому профессионалы не рекомендуют эксплуатировать Stralis с пробегом более 1 млн. км – хлопот не оберешься. И в этом слабость автомобиля, поскольку у многих европейских аналогов дела обстоят лучше.

При умеренном потреблении топлива Stralis уязвим перед содержанием в нем воды и посторонних механических частиц. Даже высокое содержание серы не так губительно для его топливной системы, как влага, грязь, керосин, бензин и т. п. Отсюда и досрочные обращения перевозчиков в сервис. Слабой является и защита пневмосистемы, которая не выдерживает российских морозов. Частичным решением проблемы является подогрев пневмосистемы и фильтров, но это отнюдь не панацея. Вообще есть специальная комплектация RR, но за нее готовы платить не все эксплуатанты.

Абсолютно надежная вещь – цилиндр кабины, он практически не ломается от времени, и менять его досрочно приходится только при откровенно неудовлетворительном отношении водителя к технике. Если своевременно поменять разбитые втулки кабины, то дорогостоящий цилиндр никогда не разобьешь. При этом загонять автомобиль на станцию необязательно, всего-то и требуется – вставить ломик между двумя сайлентблоками и потрясти. Появился стук – значит, пора менять втулки. А у нас пока основательный посторонний звук не «выйдет в эфир», никто и пальцем не шевельнет, чтобы проверить состояние детали. Так что добротную подвеску кабины можно отнести к сильным сторонам IVECO Stralis.

Российская действительность: «запаска», прикованная к раме стальной цепью, – попробуй укради!

По стоимости запчастей мнения транспортников и сервисников разделились. Первые считают запчасти дорогими, вторые – приемлемыми. Истина, как водится, лежит где-то посередине. Дело в том, что большинство оригинальных запасных частей не намного дороже неоригинальных. Правда, это справедливо в отношении расходных материалов – фильтров, сальников, ремкомплектов. Применительно к сложным узлам это правило уже не работает. А вот по стоимости обслуживания мнения эксплуатационников и ремонтников совпадают: от 27 тыс. руб. в год, т. е. чуть больше 1000 долларов или 800 евро. Но вся соль в этом «от»: расходы могут быть и вдвое больше.

Знаете, что самое смешное? На вопрос о главном разочаровании в автомобиле перевозчики отвечали так: «Ломается в самый неподходящий момент» (интересно, а когда он был подходящим?!). А сервисные работники лукаво говорили следующее: «Коммерческая тайна», «Я не могу сказать, не уполномочен». Но в одном стороны были единодушны: большое количество электроники в условиях России делает из грузовика ящик с проблемами.

На посошок

Многие люди, связанные по профессии с IVECO Stralis, говорят о том, что этот автомобиль может обеспечить высокую производительность и достойную коммерческую скорость грузоперевозок. Управлять им просто и легко, правда, для российских условий рекомендуется выбирать не механическую, а автоматическую КП.

После мойки зимой надо удалять влагу с электропроводки, проложенной по V-образной тяге

С ней вероятность некорректных переключений сведена к минимуму, а большинство ошибок водителя нейтрализуется без последствий для силового агрегата. Благодаря Stralis можно сократить расходы на топливо. А вот удастся ли снизить эксплуатационные затраты в целом? Ведь цены на отдельные запчасти нешуточные.

По мнению специалистов, Stralis может сделать ваш бизнес рентабельным благодаря постройке автомобиля с учетом решаемых транспортных задач. Для этого в конструкции предусмотрены точки крепления дополнительного оборудования. Бывалые люди утверждают, что стоимость установки опций на заводе и у дилеров одинакова, но это не совсем так. Если тот же тягач приобрести в Европе и там установить на него бак увеличенного объема, кондиционер, магнитолу, дополнительные фары и т. д., сэкономить наверняка удастся, ведь в России эти детали будут продаваться с учетом таможенной очистки, т. е. по более высокой цене.

Не слушайте отзывы тех, кто знаком с IVECO Stralis без году неделя: типичные ошибки водителей (тот самый пресловутый человеческий фактор) они готовы перенести якобы на отсутствие надежности автомобиля. На самом деле этот автомобиль отвечает запросам перевозчиков, иначе бы на него не было столько заказов и в самой столице, и в отдаленных регионах. Недавно большую партию машин приобрела «Почта России». А их специалисты отбирали технику самым тщательным образом. Сколько людей, столько и мнений, но лучше помнить слова Генри Форда: «Лучший автомобиль – это новый автомобиль!»












Комментировать ... >>
Loading...