<<< Назад

TATRA закрепляет позиции

П. Алёшин

В сентябре 2003 года в истории чешской акционерной компании TATRA произошло знаменательное событие. Она стала составной частью американской корпорации Terex, входящей в тройку крупнейших в мире производителей тяжелой строительной и дорожно-строительной техники. Два года структурной перестройки, переориентирование на выпуск новой продукции не прошли даром. Компания, верная своим более чем вековым традициям, не только сумела сохранить уникальное положение на рынке внедорожной автомобильной техники, но и закрепиться на новых рынках.

Автопоезд с четырехосным тягачом семейства Terr№1

В настоящее время корпорации Terex принадлежит 80,51% контрольного пакета акций фирмы TATRA. Интерес американцев к чешскому производителю объясняется просто. В 2003 году по результатам сравнительных испытаний, проведенных министерством обороны Израиля, военные грузовики TATRA оказались лучше приспособлены к тяжелым условиям бездорожья, чем большинство конкурентов, в итоге был подписан контракт на поставку нескольких сотен чешских шасси, оснащенных дизелями Cummins и американским вооружением для армии Израиля. Terex, уже владевшая к тому времени 68 фирмами во всем мире, решила пополнить этот список еще одной, торговая марка которой стала называться Terex-TATRA.

В группе предприятий TATRA, состоящей из головной компании и четырех дочерних фирм трудится около 3800 человек. Если в 2003 году удалось реализовать 1521 автомобиль, то в 2004-м – уже 1701. Структура проданных в 2004 году машин позволила перевыполнить план по доходам и впервые за последние годы достигнуть позитивных результатов хозяйственной деятельности. География поставок автомобилей весьма специфична: в Чехии остается несколько сотен грузовиков, а 85% выпущенной продукции направляется в Россию, Индию, Китай, страны Ближнего и Дальнего Востока. Благодаря деятельности созданного в начале века совместного предприятия American Truck Company, учредителями которого являлись компании Terex, TATRA и STV, продукция чешского завода известна и на американском континенте.

Учитывая специфические особенности конструктивной концепции автомобилей TATRA, руководство компании приняло решение о прекращении выпуска гаммы моделей, предназначенных для перевозки грузов по асфальту. Семейство знаменитых полноприводных магистральных тягачей этой марки стало достоянием истории. Та же участь постигла и все неполноприводные модификации грузовиков, так как было признано нерентабельным их производить.

Грузовики Jamal созданы специально для эксплуатации в наших дорожно-климатических условиях

Уникальность известного с 1920-х годов шасси TATRA с рамой-трубой наиболее ярко проявляется на внедорожных машинах, обеспечивая им выдающиеся эксплуатационные качества. Грузовики TATRA надежно и эффективно выполняют свои задачи в труднейших дорожных и погодно-климатических условиях, благодаря этим свойствам они востребованы и конкурентоспособны в современном мире. Остановимся на этом подробнее.

Ходовая часть грузовиков TATRA с рамой-трубой и расположенными внутри нее приводными валами предусматривает применение независимой подвески всех колес на так называемых «качающихся» полуосях. Перемещаясь вверх и вниз на значительные хода, колеса не теряют контакт с поверхностью земли, а трубчатая рама с исключительной жесткостью на кручение не передает нагрузки закрепленным на ней кузову и кабине с оперением.

Отсутствие перекосов кузова обеспечивает его высокую долговечность и предотвращает различные поломки, а эффективное подрессоривание каждого из колес благоприятно отражается на повышении средней технической скорости движения автомобиля в сложных дорожных условиях и улучшает условия работы экипажа машины, защищая его от вибрации.

Кто впервые знакомится с конструкцией мостов фирмы TATRA, с удивлением обнаруживает, что в основе их принципа работы – обкатывание ведомых шестерен, жестко связанных с полуосями вокруг ведущих шестерен главной передачи, вращающихся в жестко закрепленном картере внутри рамы-трубы. При этом неизбежное смещение полуосей относительно друг друга в горизонтальной плоскости составляет 55 мм и не отражается на поведении автомобиля. Рама-труба надежно защищает главные передачи от механических повреждений, обеспечивает длительный срок службы узлов в условиях пыле- и влагозащищенности и позволяет легко создавать модификации грузовиков, различающихся величиной колесной базы и колесными формулами.

Двухосный представитель семейства Armax

Длительное время в качестве упругих элементов передней подвески фирма применяла торсионы, в то время как задние колеса имели рессорную подвеску, при которой даже в груженом состоянии сохранялся характерный недостаток кинематической схемы подвески с качающимися полуосями – «косолапость» – причина неравномерного износа шин двухскатных колес. Переход на новую пневматическую подвеску King Frame позволил не только повысить удельную грузоподъемность шасси, но и избавиться от неравномерного износа шин. При такой подвеске с расположенными над трубой (в защищенной зоне) пневмокамерами отклонение полуосей задней подвески от горизонтали при снаряженном состоянии машины составляет 0° вместо 6,4°, меньше которых не могли обеспечить металлические рессоры.

Стоит напомнить и о другой характерной особенности грузовиков Tatra – использовании на них мощных дизелей воздушного охлаждения. О ремонтопригодности этих моторов ходят легенды. Жесткий блок-картер дизеля не изнашивается никогда, так как индивидуальные цилиндры и головки блока выполнены легкосъемными. Составной коленвал, вращающийся на роликовых подшипниках, также относится к наиболее долговечным узлам, при этом его шатунные шейки легко заменить, так как они крепятся на болтах.

Конструкторам двигателей удалось добиться почти невозможного: при механическом впрыске восьмицилиндровые дизели Tatra удовлетворяют нормам Euro 3. Не в этом ли загадка успеха чешских машин среди российских автотранспортников?

Военные Armax – модифицированные грузовики семейства Terrno1

В конструкции автомобилей огромное число оригинальных по замыслу конструктора узлов, агрегатов и деталей, поэтому невозможно широкое кооперирование по поставкам с европейскими производителями мостов, элементов подвесок и т. п. Это предопределяет необходимость собственного производства полного цикла – с мощными по производительности литейным, кузнечно-прессовым, инструментальным, сварочным и сборочным (моторным и автомобильным) цехами. Ввиду того что завод в чешском Копрживнице строился в 1970-е годы под выпуск 15 тыс. автомобилей в год, все эти производства работают со значительной недогрузкой.

Проблемы, связанные с увеличением выпуска автомобилей, заботят более всего нынешнее руководство завода. Для привлечения наибольшего числа покупателей конструкторами разработано большое число модификаций, созданных на основе применения ограниченного количества унифицированных агрегатов.

Современная производственная программа компании TATRA ориентирована на выпуск грузовых автомобилей двух гражданских серий (Terr№1 и Jamal) и двух военных (Armax и Force). В Китае военные модификации грузовиков собирают на совместном предприятии. Завод в Копрживнице работает исключительно по заказам конкретных покупателей, поэтому на одном и том же конвейере собирают модели, отличающиеся по компоновке, колесной формуле, комплектации и исполнению.

Благодаря исключительной проходимости интерес к семейству Force не угасает

Семейство грузовиков Terr№1 является дальнейшим развитием семейства Т815-3, прекрасно зарекомендовавшим себя в СССР и Российской Федерации. Гамма моделей насчитывает 59 вариантов с кабиной над двигателем, колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8. Полная масса грузовиков, в том числе автопоездов, составляет от 17 до 48 т. В отличие от моделей семейства Т819 машины гаммы Terr№1 оснащены новой кабиной, обеспечивающей лучшие условия для работы экипажа и отвечающей современным требованиям по безопасности. Кабина откидывается вперед гидравликой. Масляный отопитель и кондиционер входят в список заказного оборудования. В качестве силового агрегата применяется V-образный 8-цилиндровый дизель воздушного охлаждения, соответствующий нормам Euro 3 с диапазоном мощности от 370 до 400 л.с.

Основной тип коробки передач – механическая с десятью передачами переднего и двумя заднего хода. В приводе переключения присутствует пневмоусилитель, на пониженный ряд передаточных чисел переключение происходит с помощью электропневматического механизма с системой предварительного выбора. По заказу возможна установка одной из трех дополнительных коробок передач: одно- и двухступенчатой с обгонной муфтой, расширяющей число передач для движения вперед до 12. Все автомобили комплектуют барабанными тормозами с пневмоприводом. Тормоз-замедлитель входит в заказное оборудование, АБС – в стандартное. Передний мост может иметь в качестве упругих элементов торсионы или рессоры. Задняя подвеска трехосных и четырехосных машин выполняется в двух вариантах: с рессорами-балансирами и дополнительно устанавливаемыми пневмобаллонами или только с пневмобалоннами в роли упругих элементов. По спецзаказу грузовые автомобили семейства Terr№1 оснащают дизельными двигателями жидкостного охлаждения ведущих западных производителей, удовлетворяющими нормам Euro 4.

Уникальная система подвески обеспечивает высокую проходимость при отличной плавности хода

Автомобили с капотной компоновкой семейства Jamal были разработаны к середине 1990-х годов в соответствии с пожеланиями российских дилеров. В течение 1997–1999 годов образцы машин дорабатывались в процессе эксплуатационных испытаний в Сибири, и в результате свет увидел модельный ряд, насчитывающий девять модификаций с колесной формулой 6х6 и несколькими типами самосвальных кузовов.

Самосвалы семейства Jamal имеют грузоподъемность от 20 до 25,2 т, отключаемый передний мост, обогреваемые выхлопными газами кузова, комфортабельные просторные кабины с пониженным уровнем шума. С применением капотной компоновки на сиденье водителя передается меньше воздействий от дороги (уровень вертикальных колебаний снижен), обеспечивается большая безопасность при лобовых столкновениях.

Для повышения тяговых качеств и проходимости на некоторые модели устанавливают колесные планетарные редукторы и шины увеличенной размерности. Доступ к силовому агрегату обеспечивает откидывающийся вперед стеклопластиковый капот. Двухместная кабина выполнена неоткидываемой. Блокируемые дифференциалы между мостами и колесами одного моста существенно повышают проходимость автомобилей.

Сотни подобных самосвалов трудятся в автохозяйствах Кузбасса

Семейство военных автомобилей Armax выполнено на базе моделей Terr№1, отличаясь от них окраской, укомплектовано держателями для оружия, системами маскировочного освещения, специальными фильтрами, оборудованием для преодоления брода глубиной до 1,2 м. Подвеска задних колес этих грузовиков имеет систему автоматического регулирования дорожного просвета, по заказу устанавливают систему регулирования давления воздуха в шинах и бронированную кабину. В семейство Armax входят шасси без кузова, бортовые грузовики и самосвалы с колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8.

Военные грузовики семейства Force – самые мощные в гамме моделей Terex-TATRA. Их собирают точно в соответствии с требованиями конкретного заказчика, нередко оснащая дизелями с жидкостным охлаждением фирм КНD и MTU и гидромеханическими коробками передач. Шасси этих тяжелых машин включают мосты с колесными редукторами, система регулирования давления воздуха в шинах входит в стандартное оснащение. Военные грузовики Force имеют колесную формулу 8х8 или 10х10 (в этом случае привод последней управляемой оси выполняется отключаемым). Преобладают кабины двух типов: стандартной длины с одной или двумя специальными полками или удлиненная, восьмиместная. Кабины откидываются вперед с помощью гидравлики. В состав дополнительного оборудования входят кондиционер и автономный отопитель.

Для нужд российского рынка компания предлагает широкий спектр автомобилей, предназначенных для эксплуатации нефте- и газодобывающими компаниями, а также шасси под установку на них различных специализированных кузовов и технологических надстроек.

За долгие годы эксплуатации в России продукция чешского завода зарекомендовала себя с положительной стороны, особенно при работе в условиях Крайнего Севера и Сибири. Относительно простая и ремонтопригодная конструкция грузовиков обеспечивает высокую эффективность их эксплуатации в условиях бездорожья и сурового климата.

После нескольких периодов относительного застоя, вызванного экономическим кризисом в России, интерес к продукции завода снова вырос, что находит отражение в динамике экспортных поставок. Налаживается взаимовыгодное взаимодействие между компанией Terex-TATRA и российскими производителями спецоборудования, устанавливаемого на шасси из Чехии. Сеть официальных дилеров предлагает выгодные лизинговые условия, обеспечивая машины качественным сервисом. Все это свидетельствует о том, что марка TATRA переживает в России заметный подъем.

Комментировать ... >>
сергей
(28.11.14)
Сам работаю на татра-815 ца 320 это спецтехника 1993 года выпуска чудо, а не машина
Егор
(16.10.11)
Очень жаль , что чехи резко сократили экспорт этих грузовиков TATRA в Россию ! Я сам катался на самосвале Татра-815 , мой дед работал на ней в АТП-13. Они бы пришли бы на смену китайским HOWO и старым КАМАЗам с Кразами, которые служат "работягами" в Якутии и на Севере .
Loading...