Опубликовано: ГП 10-2005

Покупай, но проверяй!

К. Закурдаев

Несколько лет назад в проходной одного из флагманов отечественного автомобилестроения я встретил знакомого перегонщика. Решили отправиться в обратный путь вместе на полученном им новеньком грузовичке. Поехали. И ночью угораздило нас пропороть шину. Дело вроде бы плевое, минутное: колесо снять, запаску поставить. Но к нашему великому удивлению, в штатном наборе инструментов не оказалось ключа-«баллонника». Сначала мы голосовали на вымершей трассе. Потом я долго шел пешком до ближайшей заправки, где еще дольше вымаливал «баллонник» у сонного кассира. А всего-то требовалось перед отъездом проверить комплектность машины...

Суть проблемы

Приобретение хоть нового, хоть подержанного автомобиля – событие долгожданное, радостное, торжественное. И мало кому хочется омрачать его возней с проверкой исправности и комплектности машины или выяснением отношений с продавцом. Понять это можно, но через некоторое время, возможно даже через несколько минут после выезда из ворот автосалона, счастливый обладатель нового авто начинает корить себя за нерешительность и беспечность. По мере знакомства с приобретенным «железным другом» его владелец с удивлением обнаруживает, что комплектность машины не соответствует заявленной продавцом. Часто дело касается не только «мелочей» вроде «баллонника», брызговика или всевозможных заглушек. Автор этих строк знает примеры, когда покупатель «оставлял» в автосалоне запасное колесо, тент от кузова, уезжал с абсолютно неработающими головными фарами и с коробкой передач, из-за дефекта которой автомобиль мог двигаться только вперед...

У приобретателя подержанного автомобиля ситуация часто оказывается более сложной. Новоиспеченный обладатель подержанного авто через некоторое время после покупки нередко обнаруживает такие неисправности, зная о которых он не только не купил – даже не посмотрел бы в сторону выбранного автомобиля! Так что единственный совет, который можно дать всем покупателям как новых, так и подержанных транспортных средств, – прислушаться к словам известного мыслителя Козьмы Пруткова, который еще более века назад предупреждал сограждан: БДИ! И, глядя в честные глаза нахваливающего покупку продавца, всегда следует помнить народную мудрость: доверяй, но проверяй!

Да, когда тебе вручают ключи от долгожданной машины, трудно полностью отрешиться от торжественности момента, собраться с мыслями и проверить комплектность и исправность автомобиля. Особенно если это твоя первая самостоятельно покупаемая машина. Поэтому, обобщив опыт «профи», даем ряд советов, что и как следует осмотреть, проверить и проконтролировать в ходе приобретения авто.

Проверка всех систем

Непосредственно перед покупкой и нового, и подержанного автомобиля необходимо проверить его комплектность и пригодность к эксплуатации. При приобретении «с иголочки» новенького отечественного автомобиля можно столкнуться с отсутствием инструментов, комплектующих или оборудования, которые должны прилагаться к нему в обязательном порядке. Продавец этот факт скорее всего объяснит недопоставкой с завода, хотя вероятны и другие его причины, например, наличие похожей модели у самого продавца, его друзей или родственников. У бывшего в эксплуатации автомобиля комплектация может быть неполной из-за утраты или использования каких-либо ее элементов прежним владельцем или владельцами. Так что покупателю придется выбирать, согласиться ли с приобретением неукомплектованного автомобиля (самостоятельное дооснащение не сильно ударит по карману) или отправляться к другому продавцу. Но все же минимальная комплектация покупаемого нового или подержанного автомобиля должна быть обязательно. Она включает:

• запасное колесо;

• набор инструментов;

• домкрат.

Чтобы убедиться в пригодности к эксплуатации приобретаемого нового или подержанного автомобиля, необходимо проверить:

• работоспособность всех световых приборов: передних и задних фар, указателей поворота, внутреннего освещения, выносной лампы (если она предусмотрена);

• работоспособность всех сигнальных ламп и приборов на панели приборов;

• работоспособность звукового сигнала;

• работу стеклоочистителей и стеклоомывателей;

• эффективность работы и исправность систем управления штатных климатических устройств: «печки», кондиционера, предпускового подогревателя;

• проверить уровень масла (на щупе, размещенном в блоке цилиндров двигателя, уровень масла должен лежать между отметками min и max);

• уровень тормозной и охлаждающей жидкостей в соответствующих емкостях под капотом автомобиля;

• все возможные механизмы регулировки передних и задних сидений и при необходимости рулевой колонки;

• работу замков дверей (легко ли закрываются, блокируются, нет ли перекосов и скрипов), а также механизмов опускания боковых стекол и механизмов запирания бортов грузовой платформы (если есть);

• работу «музыки» (если она входит в комплектацию): поиск и настройку программ, а также воспроизведение кассет или CD-дисков магнитолой, функционирование каждого динамика;

• работу центрального замка, сигнализации и других защитных устройств (если они входят в комплектацию).

Кроме перечисленных действий необходимо досконально осмотреть автомобиль как снаружи, так и изнутри, поскольку после покупки хоть отечественной, хоть иностранной модели есть вероятность, что продавец забыл укомплектовать ее той или иной «мелочью». Примеров «забывчивости» множество: то коврика на месте не окажется, то брызговик не прикреплен, то заглушка в пазу для установки магнитолы отсутствует, то в откидной солнцезащитный козырек не вставлено зеркальце или не прикручен колпачок на ниппель колеса...

«Секонд-хенд»? Усилить бдительность!

Если приобретается уже бывший в эксплуатации автомобиль, необходимо усилить бдительность и помимо перечисленных действий обязательно сделать следующее.

1. Осмотреть кузов (особенно пороги, крылья и днище) на предмет явных или закрашенных очагов коррозии.

2. Осмотреть автомобиль на предмет выявления скрытых следов аварии. О том, что он побывал в аварийных ситуациях, свидетельствуют следы выправленных крупных вмятин на кузове (их можно заметить по «неправильным» бликам) или разнящиеся оттенком кузовные детали. Например, если крыло даже незначительно отличается цветом или качеством окраски от остального кузова автомобиля, значит, его меняли или восстанавливали после серьезного повреждения. Еще один явный признак того, что автомобиль побывал в переделках – швы от сварки. Лучше они видны на днище и на расположенных под ним силовых элементах кузова: лонжеронах и поперечинах. Конечно, следы от сварки зачищают и закрашивают, но скрыть совсем их достаточно сложно.

3. Осмотреть шины. По действующим правилам на одной оси должны быть шины одной модели, с одинаковым рисунком протектора. У нового автомобиля все шины (в том числе и на запасном колесе) должны быть одинаковыми. Кроме того, желательно, чтобы остаточная высота рисунка протектора была не меньше 4 мм – иначе они изотрутся менее чем за один сезон.

4. Осмотреть моторное масло на щупе – в нем не должно быть следов металлических вкраплений (серебристой пыли). Их наличие свидетельствует о сильном износе подшипников двигателя.

5. Проверить компрессию двигателя. Сделать это несложно: в проверяемом цилиндре вывинтить свечу, вставить вместо нее компрессометр (небольшой прибор, стоит недорого) и запустить двигатель. Требуемая компрессия (указана в инструкции по эксплуатации автомобиля или компрессометра) должна соответствовать норме во всех цилиндрах двигателя.

6. Проверить работающий двигатель – на холостом ходу он не должен глохнуть, а при движении с любой скоростью – работать равномерно и без стуков.

7. Проверить коробку передач: пе
реключение ступеней механической «коробки» во время движения должно быть легким и не сопровождаться хрустом или скрежетом. Автоматическая коробка передач требует особого внимания: автомобиль с такой «коробкой» должен трогаться плавно, изменение скорости его движения не должно сопровождаться рывками и пробуксовкой колес.

8. Проверить работу тормозных механизмов. Для оценки их эффективности и исправности надо осуществить несколько торможений на разных скоростях с небольшими временными интервалами. Если у автомобиля неисправен тормозной механизм одного из колес или происходит неравномерный износ колодок, его наверняка «поведет». Желательно проверить, не изношены ли колодки до «нуля».

Стоит обратить внимание на подозрительные шумы, возникающие во время движения, например, на вой или хруст в картере ведущего моста, явно слышимые и свидетельствующие о скором выходе из строя главной передачи. Надо внимательно отнестись и к вибрациям, причиной которых может быть отсутствие балансировки колес или карданного вала. Следует очень осторожно подойти к приобретению автомобиля с тонированными стеклами – их затемнение может не соответствовать требованиям соответствующего ГОСТа, что приведет к трудностям при прохождении техосмотра в ГИБДД. Стекла с зеркальным отражением в настоящее время запрещены.

Документирование покупки

Официальный дилер обязан выдать покупателю автомобиля следующие документы:

1. Паспорт транспортного средства (в нем должны быть заполнены все графы, куда вносятся сведения об автомобиле и его продавце).

2. Сервисную книжку (в ней обязательно должна быть поставлена подпись и печать в графе «Автомобиль к эксплуатации готов»).

3. Счет на оплату – в нем указана стоимость приобретаемого автомобиля.

4. Платежное поручение. Если дилер проводит получаемые от покупателя деньги через банк (касса в автосалоне часто формально относится к банку), на руки выдается платежное поручение, в котором указаны данные покупателя, банка и продавца.

5. Транзитные номера.

6. Копию лицензии на осуществление торговли автомобилями.

7. Договор купли-продажи – этот документ может понадобиться при проведении техобслуживания и гарантийного ремонта автомобиля в сервисном центре, принадлежащем дилеру или работающему с ним по договору об обслуживании покупателей.

8. Паспорта и другие документы на устанавливаемое оборудование (магнитолу, сигнализацию и т. д.), если характеристики и возможность обслуживания этого оборудования не прописаны в документах самого автомобиля.

9. Копию наряда на проведение дополнительных работ по комплектации и обслуживанию автомобиля (антикор, установку магнитолы или сигнализации и т. д.).

Между покупкой и эксплуатацией

Стандартная комплектация нового автомобиля редко включает абсолютно все, что может понадобиться в ходе его повседневной эксплуатации. Чтобы не попасть в беспомощное положение в самый ответственный момент, после приобретения автомобиля желательно кое-что докупить. Точнее, некоторыми компонентами комплектации в случае их отсутствия придется обзавестись обязательно, так как их необходимо предъявить при постановке транспортного средства на учет и получении талона тех-осмотра, без других обойтись можно, но они смогут помочь при наиболее часто встречающихся неисправностях и при других проблемах.

Необходимо приобрести в обязательном порядке (при отсутствии в стандартной комплектации автомобиля) следующее.

1. Аптечку. Если в покупаемом подержанном автомобиле есть аптечка, проверить сроки годности ее содержимого.

2. Насос.

3. Огнетушитель автомобильный объемом не менее 2 литров (как и аптечка, имеет срок годности).

4. Знак аварийной остановки.

Докупить желательно:

• ремень привода генератора и при необходимости ремни привода других агрегатов двигателя, приводимых в движение ременной передачей из-за существенной вероятности их обрыва. Устранение такой неисправности хотя и требует пять–десять минут возни, но без установки нового ремня взамен порванного эксплуатировать автомобиль невозможно;

• комплект предохранителей (аналогичных тем, что установлены в блоке предохранителей);

• крепежные хомуты (разной размерности). Применяются для фиксации и герметизации соединения различных шлангов и трубок в двигателе;

• двухстороннюю отвертку с обычной (шлицевой) и крестообразной головками;

• переносную лампу для подсветки ремонтируемого двигателя (ее питание осуществляется от прикуривателя или специального гнезда в салоне автомобиля);

• набор инструментов с множеством различных ключей и отверток, так как штатный набор обычно содержит минимум наименований и может оказаться бесполезным в некоторых ситуациях;

• трос длиной 5...7 метров;

• манометр – устройство для контроля давления воздуха в шинах. Наличие этого небольшого устройства позволит не вытаскивать каждый раз из багажника для проверки давления в шинах громоздкий насос.

В завершение несколько дельных советов, подсказанных профессиональными «приобретателями». Прежде чем «ударить по рукам», у продавца следует досконально выяснить, куда следует обращаться для гарантийного обслуживания автомобиля. Наилучший вариант – когда у автосалона есть собственный техцентр, который будет заниматься устранением неисправностей.

Если своего техцентра или техцентра-партнера у дилера нет и он переадресовывает все претензии в адрес фирменных сервисных станций, лучше всего тут же позвонить по их телефонам и выяснить, действительно ли они устраняют по гарантии дефекты у автомобилей данной марки, купленных в данном автосалоне. Если положительного или просто внятного ответа не получили, скорее всего гарантийное обслуживание автомобиля будет затруднено. Еще один совет: поскольку в баке только что купленного нового автомобиля залит минимум топлива, в автосалоне не помешает поинтересоваться, где расположена ближайшая заправочная станция. Неплохо, если есть возможность прямо у дилера застраховать и зарегистрировать автомобиль. Как уже говорилось, не стоит отказываться от этих услуг.

Не следует забывать, что первые дни наиболее опасны с точки зрения хищения автомобиля. Бывает, что его отслеживают от ворот автосалона и угоняют в течение нескольких часов после покупки, при первой же представившейся возможности. Ведь наиболее привлекателен для похитителей тот автомобиль, который еще не зарегистрирован в ГИБДД. Наконец, отправляясь в МРЭО для постановки машины на учет, захватите не только требуемые для этого, но и все другие документы, оказавшиеся у вас на руках в результате покупки. Опыт показывает, что это будет совсем не лишним.


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:



Комментировать ... >>