Контроль расхода ГСМ: экономия в два раза!
В секторе автотранспортного бизнеса одной из «болевых точек» остаются затраты на ГСМ. Проблема перерасхода топлива транспортом не решена до конца на многих предприятиях. В большинстве случаев топливо списывается, исходя из норм его расхода на транспортное средство. А ведь всем понятно, насколько вопрос снижения себестоимости километра пробега актуален в условиях рыночной экономики, при постоянном росте цен на топливо и обслуживание автотранспорта в целом. Неужели и в 2006 году мы по-прежнему можем противопоставить Его Величеству Перерасходу только «дедовские» методы борьбы?Рабочее место диспетчера
Приближение к точке «оптимального» использования
Экономика автотранспортного предприятия включает затраты, которые условно можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные. Постоянные затраты, как правило, связаны с ежемесячными лизинговыми платежами, заработной платой работников офиса и содержанием самого офиса. Переменные же напрямую зависят от израсходованного топлива, затрат на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта и заработной платы водителей.
Очевидно, что основной задачей руководства компаний является максимально эффективное использование автопарка, т. е. снижение количества простоев, увеличение количества пройденных километров и отработанных моточасов в год. Параллельно прорабатываются возможные варианты снижения переменных затрат, или себестоимости километра пробега. Но грамотное использование «скрытых» ресурсов автопредприятия возможно лишь при решении этих задач в комплексе.
Как получить достоверную информацию
Будем, как говорится, смотреть правде в глаза: причины, влияющие на перерасход топлива, в большинстве случаев не выявляются, а средства, израсходованные на горючее, списываются согласно прилагаемым чекам и нормам расхода топлива. Впрочем, некоторые научно-исследовательские учреждения рассматривают возможности ввода на предприятиях коэффициентов пересчета норм расхода топлива (в зависимости от погодных и климатических условий, нагрузки и др.). И хотя теоретически это возможно, но практически не всегда осуществимо.
Неужели для получения достоверной информации о расходе топлива транспортным средством нельзя применить современные системы контроля? В некоторых случаях такие системы могут стать единственным способом, позволяющим повысить эффективность работы транспорта, дисциплину водительского персонала и соответственно прибыльность предприятия. При этом система даст возможность свести к минимуму трудозатраты менеджеров предприятия по составлению отчетов на одну машину и весь автопарк в целом. Отчеты ведь составляются автоматически, и расходы на содержание одной штатной единицы персонала (в среднем – на 100 транспортных средств) несоизмеримы в результате с тем положительным экономическим эффектом, который получит предприятие.
Отчет о работе транспортного средства |
И компьютеры, и турбинки – выбирай!
На сегодняшний день на рынке представлены различные системы, основной задачей которых является контроль и экономия топлива. Они бывают двух основных типов.
Системы аналитического типа – системы типа бортовых компьютеров. Принцип их работы заключается как в вычислении объема впрыснутого топлива в цилиндры двигателя, так и в измерении и запоминании данных, полученных от штатных либо дополнительных датчиков. Достоинство – возможность контроля текущего мгновенного расхода топлива, а также полный контроль работы транспортного средства.
Системы проточного типа черпают информацию от турбинки в топливопроводах автомобиля. Достоинство этих систем, как и предыдущих, в том, что они показывают мгновенный расход топлива и приучают водителя к экономному стилю вождения.
Около восьми лет назад таких «умных контролеров» на европейском рынке было всего два.
1. Системы, измеряющие и запоминающие данные, полученные от штатных датчиков (производитель – ООО «Омникомм Технологии», Россия).
2. Системы, использующие в качестве средства измерения турбинку, врезанную в топливную магистраль (производитель – SIEMENS VDO Kienzle, Германия).
Принципы, примененные в этих системах, частично либо полностью используются во всех приборах, представленных на рынке в настоящее время.
У систем, обрабатывающих данные, полученные от штатных датчиков, есть одно безусловное преимущество – это устройства закрытого типа, т. е. считываемая информация доступна только руководству предприятия и соответственно полностью недоступна водителю, а потому не дает ему возможности для каких-либо нарушений.
До недавнего времени эти системы стабильно работали только на транспортных средствах ведущих европейских и мировых производителей. Но система показывала низкие результаты при использовании ее на транспортных средствах отечественного производства – из-за низкого качества штатных топливных датчиков. Сегодня эта проблема решена: установлен высокоточный датчик уровня топлива производства ООО «Омникомм Технологии»!
С 2005 года FMS производства ООО «Омникомм Технологии» автомобили TATRA оснащаются прямо на заводском конвейере |
Суровая российская реальность
Системы «проточного» типа хорошо работают на топливе европейского качества и в среднеевропейском климате. Но на обширной территории России, в условиях разнообразных климатических зон, в частности при низких температурах, происходит загелевание дизельного топлива, что приводит к закупорке и остановке измерительной турбины. А это может повлечь поломку топливного насоса высокого давления. Применение некачественного топлива тоже достаточно быстро выводит систему из строя. Это, к сожалению, суровая реальность российских транспортников. И водителей, увы, нужно постоянно контролировать и требовать выполнения работ. И тут свою роль может успешно сыграть FMS.
FMS (Fuel Monitoring System) – это возможность инструментального контроля основных параметров использования транспортного средства и в первую очередь расходуемого топлива и пройденного пути. Применение FMS дает возможность получить реальную информацию о фактическом расходе топлива автомобилем. Это позволяет при справедливом отношении к водителю добиться максимальной его дисциплины. Водитель не сможет, например, накручивать спидометр или тахограф, так как инструментальный контроль системой FMS снабжает необходимыми доказательствами в возникающих спорах с водителями.
Оборудование FMS представляет собой «черный ящик» размером с сигаретную пачку, который подключается к проводке автомобиля через специальную платформу. Он непрерывно записывает количество топлива в баке, пробег транспортного средства и контролирует, включен двигатель или нет. Источником информации о количестве топлива в баке является высокоточный датчик уровня топлива производства ООО «Омникомм Технологии», а для вычисления пробега используется штатный датчик скорости или спидометр (при отсутствии штатного датчика скорости или тахографа возможна установка дополнительно импульсных датчиков скорости). Устройство накапливает данные в течение двух месяцев эксплуатации автомобиля. По прибытии автомобиля в парк водитель снимает устройство и передает в офис компании. Считывание возможно производить прямо с транспортного средства с помощью ноутбука. Дальнейшая обработка происходит с помощью программного обеспечения.
Прибор FMS |
Надо отметить, что на рынке время от времени появляются «подобия» FMS – приборы, контролирующие расход топлива с помощью штатного датчика уровня топлива. Информация, получаемая со штатных датчиков топлива в баке, имеет очень большую погрешность, поэтому информация о топливе, заправках и сливах в таких системах неточная, работать с ней невозможно.
Вот куда утекают деньги!
Результаты, получаемые автопредприятием после анализа работы с помощью системы FMS, впечатляют. Представьте себе эмоции руководства компании, в которой на протяжении долгих лет списывали топливо из расчета нормы 55...60 л на 100 км пробега (для отечественных седельных тягачей), постоянно выслушивали жалобы водителей по поводу нехватки топлива и просьбы о пересмотре норм его расхода в сторону увеличения... А после установки системы был получен результат – 40...43 л на 100 км пробега!
Для седельных тягачей зарубежного производства цифры, как правило, другие: 40...45 л топлива на 100 км по норме расхода, а фактически 30...33 л на 100 км. Это при средней загрузке 20 т. Экономию в этом случае посчитать нетрудно: около 15 л на каждые 100 км – для отечественного автомобиля и около 10 л – для иномарок. При среднем годовом пробеге в 100 тыс. км экономия получается 15 тыс. литров топлива в год для отечественного автомобиля и 10 тыс. литров топлива в год для автомобиля зарубежного производства! Вот куда утекают деньги предприятия!
А затем – «чистая экономия»
Прибор окупается в течение первого месяца эксплуатации, а затем автопредприятие получает уже «чистую экономию», т. е. прибыль. Из чего она складывается? А вот сами посмотрите.
FMS устанавливается на карьерные самосвалы БелАЗ |
Мы знаем, что некоторые водители могут заправить дорогой автомобиль топливом отвратительного качества из стоящего на трассе трактора, заплатив вдвое меньше и сдав в отчет купленный на той же трассе чек. Или водители «накручивают» показания спидометра, списывая на якобы пройденные километры горючее.
Все это исключено в условиях работы системы FMS. Данные чека, объем и время заправки соотносятся со временем и объемом заправки, которые зафиксированы в системе FMS. Поэтому все тайное становится явным.
Например, в компании ООО «Горнеруд», осуществляющей перевозку бетона, установка системы контроля расхода топлива FMS позволила серьезно скорректировать нормы расхода топлива.
«Для четырехосной «Скании» при перевозке бетона норма расхода топлива на 100 км была 99 л. Однако с помощью FMS мы выяснили, что наши «Скании» фактически потребляют 75...80 л на 100 км при стандартной загрузке», – говорит В. И. Вислобоков из ООО «Горнеруд», – разница в 19...24 л на каждые 100 км пробега – величина серьезная».
Действия водителя как на ладони
«Система после первого месяца эксплуатации дала ощутимые результаты в виде разницы между данными чеков топливной компании и реальными заправками в бак автомобиля, – замечает начальник гаража ЗАО «Айсбит» Г. А. Айдиньян. – Водители часто договариваются с оператором АЗС о чеке, например, на 100 л при реальной заправке в 50 л. Разница, понятно, возвращается водителю в виде наличных. Только сверяя чеки с реальными заправками, мы увидели расхождение до 300 л топлива в месяц на полуторатонный грузовик и до 1000 л – на седельный тягач. Экономия получилась «бешеная». Я уже не говорю о поддельных чеках и сливах – это проверить очень легко, ведь отчет составляется за несколько секунд, и все действия водителя – как на ладони».
Эксплуатация системы контроля расхода топлива FMS на ПК «Горнеруд» |
Поэтому неудивительно, что в последнее время все больший интерес к FSM проявляют не только автоперевозчики, но и строительные компании, горнодобывающие предприятия и карьеры. Расходомеры топлива устанавливают на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, трубоукладчики, дизельные электростанции, тепловозы, топливозаправщики, буровые установки, на любые виды транспортных средств и спецтехнику. А сравнительно невысокая стоимость прибора FMS, точность и надежность получаемой информации позволяют точнее планировать доходы и расходы при осуществлении перевозок и работы техники.
К сказанному остается добавить, что помимо контроля расхода топлива, снимая показания прибора FMS, можно анализировать эффективность работы техники, видеть, простаивала она или работала, просто был заведен двигатель или машина двигалась, а также как именно она передвигалась.
Все это позволит эффективно бороться с перерасходом топлива и махинациями.