Карты из топливной колоды
До девяностых годов XX века заправка топливом происходила тремя основными способами: по талонам, за наличный расчет и полностью безналичный – на внутренней АЗС предприятия. Талоны, талоны... Я удивляюсь, почему нет анекдотов про махинации с этими ценными бумагами, ибо каждый, через чьи руки они проходили, исповедовал принцип «У реки да не умыться?» Аналогичная ситуация с наличным расчетом. Хищения и приписки в целом по отрасли были сравнимы разве что с «узбекским делом». «Виртуозы» считали, что подобное будет длиться вечно. Внутреннюю заправку автопарка могут позволить себе далеко не все желающие. Хлопотное это дело – определить место для резервуара либо заправщика, найти толковых операторов; пожарная безопасность, учет опять же. Но руководители предприятий идут на подобные затраты – топливо наливается до полного бака и моментально показывается состояние дел. Повторюсь, подобное не так часто увидишь.
Кассовый чек оператора |
С развитием новых технологий добавился новый способ – электронный, который в последние годы динамично развивается. Суть его заключается в том, что водителю предлагают оплачивать бензин не наличными денежными знаками или талонами, которые имеют хождение эквивалента ассигнаций, а виртуальными деньгами. Когда рынок топливных карт начал формироваться, нередки были случаи саботажа среди водителей – мол, не для нас это все, лишнее... Было очевидно, что прогресс неминуемо влечет за собой контроль учета топлива, а значит, лишение семейного бюджета уже привычных средств.
Однако по прошествии полутора десятков лет можно говорить о некой стабилизации этого сектора рынка услуг. Главное преимущество способов электронной оплаты сейчас заключается в многообразии предлагаемых схем – заправка в кредит, по количеству топлива, на оговоренный срок, на сумму, находящуюся в «электронном кошельке», и т. д.
Что же на данный момент представляет собой рынок топливных карт, какую защиту электронная оплата может дать эксплуатантам, водителям и непосредственно операторам сбытовой сети?
Игроки и участники
Рынок сбыта нефтепродуктов имеет несколько групп игроков: вертикально-интегрированные нефтяные компании (ЮКОС, ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и т. п.) и компании-мультиоператоры («Инфорком», «Петрол-Плюс», «Ека» и т. п.).
Принципиальное различие этих двух групп заключается в том, что вертикально интегрированные структуры сами разрабатывают месторождения, добывают нефтегазопродукты, сами их перерабатывают и сами же продают. Естественно, они продают топливные карты, которые имеют хождение только на собственной сети АЗС.
«Чиповые» карты |
Компании-мультиоператоры сами ничего не добывают, но работают с несколькими поставщиками и сбытовыми сетями на основании договоров. Выгода от такого бизнеса очевидна – расширение сети АЗС, стабильность поставок и качества топлива в регионах.
Есть еще третья группа участников рынка: они используют карты на конкретно обозначенных автозаправках, т. е. водитель, постоянно перемещаясь по одному маршруту, заправляется только в указанных местах.
У каждой из этих структур есть «плюсы» и «минусы». Обслуживаясь у вертикально интегрированных компаний, заправиться можно только на той «фирменной» АЗС, которая примет данную карту. Однако в случае какого-либо технического сбоя на АЗС (завис компьютер, отключили свет, санитарный день) начинаешь нервничать, потому что на ближайших заправках данного владельца вероятность подобных «форс-мажоров» достаточно велика. Кроме того, обилие АЗС одного бренда не означает, что на всех будут приниматься одноименные пластиковые карты, так как многие из них работают по принципу джобберов под флагом какого-нибудь топливного бренда.
При работе с картой мультиоператоров шанс заправиться на соседней станции возрастает, однако каждый раз необходимо осведомляться у сотрудников АЗС об обслуживании. Подчас не все указанные типы карт принимаются к обслуживанию и наоборот – принимают большинство карт, но не указывают это (наклейки у стойки, на окошке кассы, на входных дверях и т. д.). Хотя нельзя не отметить возникающее сотрудничество многих добывающих компаний. Так, в нескольких регионах по карте ЛУКОЙЛа заправят и на ТНК, и на ЮКОСе (вместе с тем непонятно, почему по картам ВР нельзя заправиться на ТНК).
PAX TECHNOLOGY |
Огромная разница в качестве топлива зависит от региона работы, и совсем не секрет, что определяющим является человеческий фактор. На фоне всех поставщиков топлива нельзя не отметить ЛУКОЙЛ – единственную компанию, предоставляющую на рынке топливо (и бензиновое, и дизельное) по нормам Euro 4 на всей территории России.
К слову сказать, при обнаружении махинации с топливом на заправке (недолив либо разбавление) потребитель уже давно голосует «ногами» и в следующий раз заправится на другой станции. А мультиоператоры вообще могут отказаться от сотрудничества и перейти к другой сети АЗС. В этом кроется и ответ на вопрос о скидках – далеко не везде сбытовая компания может позволить снижение цен без ущерба качеству. Раз дешевле, значит, где-то ищи подвох. Сколько машин подверглось серьезным поломкам по причине некачественного топлива, никто и не подсчитает.
Карты, деньги и география
Ряд компаний предлагает дополнительные услуги по топливной карте. Наиболее распространены мойка автомобиля на комплексах АЗС (увы, помыть фуру или автобус все равно остается тяжелой задачей, так как грузовые мойки громоздки и не везде их можно построить), возможность приобретения масел и охлаждающих жидкостей в магазинах. Более солидные и крупные компании предлагают эвакуацию техники до ближайшего сервиса в регионе, востребована и возможность заправки по одной карте несколькими видами топлива. Но самым, пожалуй, действенным методом остается кредит на заправку.
Вообще финансовая сторона выглядит следующим образом. На каждой карте существует некий лимит заправки – рублевый или литровый, суточный, недельный или месячный (по желанию клиента). Сделано так, чтобы водитель не расслаблялся и планировал свой путь, но и лишнего не прикарманил. При превышении лимита расхода карта блокируется до наступления следующего периода. Оплата за услуги возможна двумя способами – либо владелец вносит авансовый платеж, либо оплата производится через оговоренный срок, но в любом случае расчеты производятся по ценам на день и место заправки. (При заправке топливом в Европе крупные компании осуществляют возврат НДС в установленном законодательством порядке.)
Sagem |
Здесь необходимо пояснить, почему стоимость топлива в одних и тех же сетях может разниться в зависимости от региона. Производство и доставка готового топлива, к сожалению, имеют свою специфику: есть, действительно, «глухие» места, куда добраться можно с большим трудом – горные перевалы, таежные поселки, расположенные на большом удалении от крупных нефтебаз. Кроме того, нефтезаводы могут отпускать топливо по разным ценам. Это касается регионов, где местный завод принадлежит одной крупной компании, соответственно для своей сети отпуск производится дешевле, нежели для остальных потребителей. Все это вкупе и накладывает отпечаток на цену для конечного потребителя.
Что касается географии дееспособности топливных карт, то можно заметить две полярные тенденции. Ряд операторов работает исключительно на внутренних рынках регионов (естественно, в Москве преобладающее большинство). Достаточно сильны позиции внутренних операторов Уральского, Сибирского, Дальневосточного регионов. Но есть компании, принципиально игнорирующие мегаполисы. На самых загруженных направлениях (питерское, южное, на восток до Урала) по большому счету единичные проблемы с работой топливных карт. В Белоруссии и Украине, особенно в приграничных районах, количество российских операторов ощутимо. Кстати, показателен пример компании «Инфорком», которая осуществляет заправку дизельным топливом в Европе (вместе с euroShell card), странах СНГ, Балтии и по России от Калининграда до Забайкальска. «Петрол-Плюс» тоже отдает предпочтение трассам, и в некоторых местах они действительно становятся первопроходцами. ЛУКОЙЛ, пользуясь разветвленной сетью собственных АЗС, наступает на пятки.
Правила игры
Sagem-2 |
Итак, что же представляют собой топливные карты и какова процедура работы с ними?
Внешне топливная карта выглядит, как банковская, такого же размера и принцип работы одинаковый (да и разработчики этих карт одни). По типам карты бывают магнитные, чиповые и перфорированные. Магнитная полоса или чип предназначены для автоматического считывания электронным терминалом на АЗС, перфорация позволяет сделать то же самое в случае отключения электроэнергии, «прокатав» карту вручную. Практически все операторы используют карты с магнитным/электронным компонентом вкупе с перфорацией. Выдавленные символы и позволяют понять, какая же информация зашита в «электронные мозги». Там содержатся ее идентификационный уникальный номер, внутренний код, название компании-владельца карты или государственный номер транспортного средства, закрепленного за картой. Поскольку считывающие терминалы на АЗС применяются для работы с несколькими видами карт, то на многих моделях возможна приемка и магнитных, и чиповых карт. В ближайшее время ожидается ввод в действие карт, имеющих оба электронных компонента сразу, это позволит обслуживать клиентов без оглядки на конструкцию считывающего устройства. Однако каждый топливный оператор использует свои терминалы, программное обеспечение и пластиковые карты. И еще немаловажная деталь – многие модели считывающих терминалов способны работать и от встроенных аккумуляторов, что позволяет использовать топливные карты при заправке на удаленных объектах (строительство дорог, обслуживание нефтедобывающего и горного комплексов и пр.) непосредственно с топливозаправщика.
Водитель непосредственно перед заправкой отдает оператору на АЗС топливную карту, работник комплекса вставляет ее в приемное устройство, вводится ПИН-код (кстати, ряд топливных компаний отказывается от ПИН-кода, а карту принимают вместе со свидетельством о регистрации ТС, сверяя номер автомобиля), марка и необходимый объем топлива. После наполнения баков карта возвращается водителю вместе с чеком.
Shlumberger 6000 |
На чеке указываются данные о заправочной станции, номер терминала, время заправки с точностью до секунды, количество и тип полученного топлива, итоговая денежная сумма. (На мой взгляд, дальше всех пошли компании «Инфорком» и «Нордикард» – у них на чеках в обязательном порядке присутствуют подписи и водителя, и оператора заправки, что минимизирует возможность конечной подтасовки.). По итогам работы за отчетный период, установленный по договору (для удобства чаще всего используется календарная неделя), – топливная компания присылает подробную распечатку с полным указанием данных по заправкам на каждую карту, там есть и информация об АЗС, время заправки, объем топлива. Сравнив приложенные к путевому листу чеки с полученной распечаткой, можно получить картину об истинном положении дел в расходе топлива.
Другой тип электронного заправщика – магнитный ключ. Внешне он выглядит как приспособление для открывания электронных и магнитных замков. Этакая «таблетка» на пластмассовом кронштейне. Применяются они массово на внутренних либо договорных заправках. Водитель подносит электронный элемент к ответному гнезду, включает раздаточную колонку и заправляет топливо по необходимости (вариант: согласно заданию, маршруту, до полного бака и т. д.). Получив требуемое количество, он просто отключает раздачу на колонке.
Здесь необходимо маленькое отступление. К огромному сожалению, качество водительских кадров с годами ухудшается. Что является причиной – не сейчас судить, да и разговор на эту тему может быть бесконечно долгим, но одно нельзя не отметить: молодое поколение стало ленивее по сравнению со старой гвардией. Простой пример. Если раньше «слив топлива» был действительно настоящим сливом, то сейчас молодежь просто обналичивает топливные карты. Безусловно, без сговора с работниками АЗС это невозможно. На заправке всегда можно реализовать неучтенное (читай «обналиченное» топливо), водитель же получает живые деньги, пусть и меньше реальной стоимости, но зато оставаясь в «белых перчатках», не прикасаясь к топливному баку вообще.
Электронный ключ |
Для меня загадка: неужели человек не понимает, что подобное жульничество проявится при получении итоговых данных от компании-оператора и компенсация за хищение будет равна полной стоимости топлива вместо полученных им когда-то в рейсе на руки 50...70% цены за литр? Заправочные комплексы, на которых не производят подобные действа, конечно, есть. Эти адреса передаются из уст в уста, они известны не только этим, но и тем, что с топливом там не проделывают различных операций, направленных на нечестное обогащение. И, поверьте, даже «сливные» водители говорят с уважением о тамошних «королевах бензоколонок». Интересную особенность подметили менеджеры топливных компаний: в местечках с низким уровнем занятости порядочность куда выше, чем в людных, более трудоустроенных местах. Все без исключения компании регулярно производят внутренние проверки, делают контрольные закупки, пытаются обналичить карты, и, действительно, по совокупности жалоб и нареканий от владельцев или руководства предприятий бывают случаи разрыва отношений либо с трудовым коллективом, либо с агентским предприятием.
Топливные карты имеют несколько степеней защиты. Самая главная из них должна исключать возможность использования карты неуполномоченными лицами. Чаще всего используется ПИН-код, однако есть и другое: на карте промышленным способом делается оттиск с госномером автомобиля, и карта активируется только по предъявлении документов на машину (свидетельство о регистрации, путевой лист). Увы, вынуждены признать все участники рынка – 100%-ной защиты в случае потери карты или ее воровства нет.
Кассовый чек оператора |
Многие водители пишут ПИН-код на самой карте, на пакете с документами, крупным шрифтом в кабине (есть укромные места – оборотная сторона противосолнечного козырька или где-нибудь на панели приборов), хотя, живя в век информации, не запомнить 4...5 постоянно требуемых цифр невозможно, что ли? Кроме того, водителям приходится диктовать (иногда кричать) цифры через окошко оператору, так как обычно на АЗС нет выносных «калькуляторов» для тайного ввода ПИН-кода правомочным держателем карты. Ну и в случае элементарной потери документов или жертвы «барсеточников» топливная карта исчезает вместе с документами на машину, что дает право предъявить ее оператору на заправке. В таких форс-мажорных ситуациях, пожалуй, многое зависти от оперативности, какая заложена в работу топливных операторов. Если компания работает в режиме он-лайн, то времени на несанкционированные операции будет немного, но, к сожалению, почти все компании в договорах указывают срок блокировки карты до трех суток с момента оповещения. Делается это для их же подстраховки, ибо не всегда удается моментально передать так называемый «стоп-лист» по своей базе данных. В утешение надо заметить, что подобные случаи редки, а компании справляются с блокировкой достаточно оперативно. У всех компаний есть круглосуточная горячая линия с бесплатным телефонным номером, поэтому при возникновении нештатных ситуаций связь с ними гарантирована.
По механической сохранности топливной карты изобретать нечего – не перегибать, не подвергать грубому применению физической силы (не рекомендуется, например, чистить картой иней со стекол машины), держать подальше от источников магнитного излучения. В случае какой-либо поломки карты она меняется без проблем, стоимость в среднем на рынке составляет около $10.
Вместо послесловия
Единственный вид топлива, проблемы которого не решаются на должном уровне, – газ. Газовых заправочных комплексов и так дефицит по причине малой распространенности на трассах, да и уходят газовые машины из эксплуатации. Поэтому, предполагая эксплуатацию на газовом топливе, дополнительно узнайте о возможностях компании-оператора.
В настоящее время рынок топливных компаний, работающих по картам, выглядит в достаточной мере неоднородно: есть компании, работающие только в Московском или каком-то другом регионе, есть только те, кто оперирует с одним-двумя видами топлива (только бензин А-92 и А-95 или только ДТ), есть те, кто принципиально не желает иметь заправки внутри больших городов, а делает ставку на трассы, есть те, кто принимает только собственные карты. Нельзя даже сказать, что топливные карты есть у всех участников бензинового рынка – кто-то их принципиально игнорирует, кто-то планирует их ввести... Каждый имеет право на существование. Объединяет одно – количество растет с каждым днем (у крупных компаний уже сейчас не менее 300...500 собственных АЗС, а с учетом коллегиальных более 1000, и по желанию постоянного крупного клиента могут вводиться в работу станции, удобные для этого перевозчика), сфера дополнительных услуг расширяется, компании объединяются в сотрудничестве. Все это в итоге работает на потребителя – на тех, кто заправляет свои машины каждый день на разных дорогах, в разных городах и странах.