<<< Назад
Партия первых автобусов П-1АГ во дворе завода

Автобусы для мелиораторов
Автобусы ПАГ-1 и ПАГ-2 «Псковского механического завода» («Псковавто»)

Д. Дементьев
Использованы материалы Госархива РФ и М. Шелепенкова

Начало этой истории было положено в прославленном городе русских скобарей в 1968 году, когда маленькому предприятию, носившему тогда гордое название «Псковский механический завод» приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР было поручено построить партию автобусов на шасси ГАЗ-51А, предназначенных для перевозки механизаторов и мелиораторов на отдаленные участки…

В 1950–1960-е годы в СССР было обычной практикой для министерств организовывать на подведомственных предприятиях изготовление автобусных кузовов на грузовых шасси (как правило, «газовских»). Обусловлено это было тем, что получить по разнарядке автомобиль, а тем более автобус, было проблематично – потребности народного хозяйства превышали возможности основных автобусных заводов.

Так получилось, что в Минводхозе РСФСР тоже решили создать свой автобус. Почему местом производства автобусов стал именно ПМЗ, неизвестно. Но наверняка это было одно из немногих предприятий министерства, которое в прошлом имело опыт в автомобильном деле, ведь до 1967 года завод назывался «Псковские ремонтно-механические мастерские» и занимался помимо прочего ремонтом автомобилей. Однако, как потом оказалось, в Минводхозе переоценили этот опыт – изготовление автобусов оказалось делом более трудоемким, чем ремонт грузовиков и тракторов. Заказ на 50 автобусов был для директора ПМЗ В.И. Анпилова неожиданностью: на заводе вообще не представляли, как можно на производственной площади всего 0,22 га с нуля создать автобус вагонного типа, да еще с цельнометаллическим кузовом. Попытки обоснованно отказаться от заказа ни к чему не привели – в министерстве только пригрозили ответственностью за срыв плана, а план, как известно, «дело святое».

Сборка ПАГ-1 в новом цехе ПМЗ

Делать было нечего: за четыре месяца до конца 1968 года необходимо было представить уже готовые автобусы. Основной груз всех работ пришелся на маленький штат конструкторов, и в частности на главного инженера Сербина. Работа закипела: коллектив завода, осваивая доселе неведомые горизонты кузовостроения, в итоге смог отчитаться к декабрю лишь за 33 готовых автобуса П-1АГ (такой индекс ему присвоили заводчане). План на 50 единиц был сорван. За это, конечно, по головке не погладили. К тому же камнем преткновения стал и сам «новоиспеченный» автобус. Конструкция его была очень далека от совершенства, да и внешне он получился отнюдь не с итальянским дизайном. Честно говоря, спешно создавая собственный автобус, на предприятии надеялись, что в министерстве скоро одумаются и откажутся от столь опрометчивого решения выпускать автобусы на ПМЗ. Но не тут-то было. В Минводхозе лишь покачали головами и все-таки постановили: «Автобусу быть!» Вместе с этим оправдались и худшие ожидания заводчан. В дополнение ко всей номенклатуре выпускаемых изделий (отвалы для тракторов, тракторные прицепы), план производства которых в министерстве не снизили, заводу поручили наладить серийный выпуск автобусов – не менее 500 штук в год!

Опытный образец ПАГ-2 выглядел более привлекательно, чем угловатый ПАГ-1

Конечно, речи о том, что П-1АГ годится для серийного производства, идти не могло: на первых изготовленных экземплярах было выявлено множество серьезных недостатков, например плохая жесткость кузова и вентиляция салона, ненадежный и малоэффективный отопитель. Поэтому для серийного выпуска требовалась серьезная доработка конструкции, а, по сути, вопрос стоял о создании совершенно нового автобуса с чистого листа.

Серийный автобус ПАГ-2 не получил широкого распространения, хотя был неплохим

Завод готовили к перепрофилированию и реконструкции – теперь автобусы должны были стать основной продукцией Псковского механического завода. Стало совершенно очевидно, что судьба предприятия неразрывно связана с автобусным производством; это понимали и на заводе. Учитывая все недостатки своего первого детища, коллектив ПМЗ взялся за конструкторские работы с новыми силами. Пока новый автобус ПАГ-2 разрабатывали, из цехов завода выходили малыми партиями автобусы первого поколения П-1АГ, которые уже назывались ПАГ-1 (ПАГ – Псковский Автобус ГАЗ). Некоторые из них с 1969 года монтировались на шасси ГАЗ-52. Всего за весь период с 1968 по 1969 годы было выпущено 330 автобусов, которые разошлись по всей стране. А с января 1970 года свет увидели первые серийные автобусы ПАГ-2. У них был новый кузов, и, что самое главное, они избавились от многих недостатков своего предшественника. Новые автобусы монтировались в основном на шасси ГАЗ-52, но первые экземпляры встречались и на «51-м» ходу.

Производство автобусов ПАГ-2 велось поточным способом

Именно под производство ПАГ-2 были построены новые заводские корпуса и смонтирован полноценный конвейер, который позволил освоить поточную сварку каркаса, окраску и сборку готовых автобусных кузовов. С 1971 года ПАГ-2 выпускался как на шасси ГАЗ-52 (3300 мм), так и на новом шасси ГАЗ-53А (3700 мм), причем длина кузова оставалась прежней.

Из-за сбоев в поставках шасси с ГАЗа конвейер часто простаивал. По этой причине за весь период производства автобусов ПАГ-2 (январь 1970 – март 1972 гг.) выпущено не так много:

  • на шасси ГАЗ-52 279 шт.
  • на шасси ГАЗ-53А 575 шт.
Несбывшиеся надежды: новые разработки серии «ПАГ» так и остались лишь опытными экземплярами

С января 1972 года на заводе стали выпускать модернизированный автобус ПАГ-2М. Прежде всего этот автобус на шасси ГАЗ-53А получил удлиненный по сравнению с ПАГ-2 кузов, что позволило увеличить число мест с 24 до 26. ПАГ-2М успешно прошел полигонные испытания в НАМИ и был рекомендован к серийному производству на самом высоком уровне.

Новый автобус ПАГ-2М проходил испытания на Дмитровском полигоне в августе 1972 года

ПАГ-2М продержался в производстве 17 лет практически без изменений. За это время было выпущено несколько десятков тысяч этих автобусов в различных модификациях: 2М, 2МН и 2МП. Последний автобус ПАГ-2МП сошел с конвейера завода в 1989 году. К серийному выпуску автобусов собственной конструкции завод больше никогда не возвращался, хотя в 1980-х годах предпринимались попытки по созданию перспективных моделей на замену устаревшему ПАГ-2МП, но дело ограничилось лишь опытными образцами ПАГ-3 и ПАГ-4.

За всю свою историю завод, известный сейчас многим под торговой маркой «Псковавто», прославился не только автобусами ПАГ, но и множеством всевозможных микроавтобусов на шасси УАЗ, «ГАЗель» и «вахтовками» на шасси УАЗ и ГАЗ, одна из которых – МВГ-01 – стала прямым потомком автобусов марки ПАГ. Но это уже, как говорится, совсем другая история…

Модернизированный ПАГ-2М стал основной продукцией предприятия на долгие 15 с лишним лет
Комментировать ... >>
mark-gacalov@rambler.ru
(19.01.14)
добрый деньменя зовут марк продаю автобуспаг с газовой установкой на хорошем ходу в приличномсосточянии на учете на номерахнедорого около35 тысяч рублей находиться северная Осетия-Алания все работает двигатель после кап ремонта прошел150 км
Егор
(04.03.12)
ПАГ ? ? ? Никогда не слыхал о таких автобусах ! Они наверно быстро сошли со сцены , когда в 1972 г. появились ЛиАЗы.
ddvhouse
(11.01.11)
СМАГЮША, ПАГ расшифровывалось как «Псковский автобус ГАЗ»
андрей
(21.08.10)
подскажите где можно найти технические характеристики для ПАГа
Роман
(14.12.09)
Дааа, помню это говно. Нас отправляли в колхоз и возили на этом говне, сзади старались не сидеть, т.к. трясло так, что можно было получить сотрясение мозга!
Виктор
(17.02.09)
Четыре года работал на этом сарае. Ветровые стекла на пятый год эксплуатации вылетали из проема на ходу.
СМАГЮША
(21.01.09)
А что обозначает аббревиатура ПАГ? По-моему, Псковский автогибрид?
Loading...