Опубликовано: ГП 02-2008

В одной частной коллекции…

Сергей Ионес, фото автора

ЛиАЗ

ЯТБ

РАФ

УАЗ

Москвич

РАФ-977ДМ

Урал

ЗИЛ

КамАЗ

Большинство масштабных моделей передает обобщенный образ автомобиля определенной модели. Производители моделей железной дороги часто копируют конкретный локомотив, работавший в определенные годы в конкретном депо, с точной имитацией индивидуальных особенностей окраски, бортовых надписей и номеров. Собирая кит модели ЛиАЗ-677М омской фирмы «Финоко», Алексей решил воссоздать конкретный ЛиАЗ, работавший в одном питерском парке в начале 1990-х. Кроме номеров и надписей Гонтарев изготовил массу мелочей вроде противосолнечного козырька и контейнера для использованных билетов. Ему даже удалось уменьшить до 43-го масштаба таблички с инструкциями, висящие на перегородке кабины!


Эти два троллейбуса ЯТБ Гонтарев изготовил «с нуля» самостоятельно. Кузова, шасси, салоны – все детали ручной работы.
Голубой троллейбус – копия отреставрированного Алексеем настоящего ЯТБ-1, а синий – модель более поздней ярославской модификации ЯТБ-4.
Массовые саратовские модели РАФ-2203 воспроизводят ранний вариант микроавтобуса 1970-х годов. Модель устроена так, что сделать «рестайлинг» и получить копию «рафика» 1980–1990-х исключительно трудно, да и саратовский металл плохо поддается обработке. Тем не менее Алексей сумел воспроизвести в масштабе как «переходный» РАФ с новыми бамперами, так и окончательный фэйслифтинг РАФ-22038. Причем и то и другое по два экземпляра – в пассажирском и медицинском варианте. Оказывается, эти авторские конверсии почти «серийные» – Гонтарев изготовил специальные формочки для отливки новой облицовки РАФа и для новых колес модели, имитирующих пластиковые колпаки настоящего автобуса.
А первым опытом работы такого рода были буханки УАЗ-450 – фургон и «санитарка», которые Алексей получил, выполнив фэйслифтинг серийных моделей УАЗ-452. Гонтарев не считает эти «уазики» своим лучшим произведением. На них он только учился искусству конверсии. А, по-моему, у него получилось очень хорошо…
Путем рестайлинга саратовского «Москвича-403ИЭ» Алексей когда-то изготовил «Москвич-402» и «Москвич-407». Более позднее и радикальное развитие той же конверсии, соответствующее теме маленьких грузовичков, – ранний вариант фургона «Москвич-430» (1958–1960 гг.). Серая машинка – базовая модель, синяя – опытная полноприводная модификация на основе «Москвича-411».
Знаменитая английская фирма Corgi toys в 1970-х выпускала изумительную модель микроавтобуса Ford Thames. Ее «изюминкой» были кинокамера на трех ножках штатива и фигурка оператора, установленные на крыше. Алексей попробовал сделать нечто подобное из серийной ленинградской модели РАФ-977ДМ. Жаль, фигурки человека не хватает.
Эту интересную конверсию модели «Урал-5325» челябинского «Промтрактора» строил не Алексей, а другой мастер. Манипулятор, коники и палочки, имитирующие бревна, изготовлены так, что пройти мимо я не смог. Плюс еще оригинальный прицеп. Кажется, я никогда не встречал такого «конверсионного» автопоезда в продаже. Кстати, у Алексея есть несколько лесовозов с бревнами. Кроме этого «Урала» с кабиной IVECO, я нашел на его полках «Урал-4320» и МАЗ-501 с таким же грузом.
Интересные переделки серийных машин: казанский ЗИЛ-131 Алексей превратил в фургон аварийной службы и дополнил самодельным прицепом, а свердловский ГАЗ-66 стал почтовым фургоном, которому Гонтарев сделал указатели поворотов старого образца.
Одна из «новинок» – удлиненный китайский КамАЗ с казанским кузовом.

Сейчас Алексей почти не занимается постройкой масштабных моделей: все силы и время уходят на настоящие автомобили и троллейбусы в масштабе 1:1. Но большой опыт моделиста пригодился и в автореставрации. У ЯТБ-1, стоявшего на садовом участке, конечно же, не сохранилась заводская эмблема. Для человека, долго строившего модели, не составило большого труда изготовить натуральную копию эмблемы. Увеличив старую фотографию, Гонтарев «просчитал» размеры «яазовской» эмблемы, выточил ее и покрасил с помощью тех же инструментов, которые применял для изготовления деталей маленьких машинок.

Комментировать ... >>