Иностранные игрушки советских взрослых
Судя по отзывам читателей, большой интерес вызывают не только сами грузовые автомобили, но и их масштабные модели, и даже игрушечные грузовички для детей. Мы решили открыть в «ГП» новую рубрику, посвященную этой теме.
В начале 1990-х похожие модели появились в универмагах, например, такой эвакуатор Machbox на базе старого Ford Transit |
Массовое увлечение масштабными моделями автомобилей пришло в нашу страну не вчера. Большие коллекции и клубы собирателей маленьких машинок существовали в 1970-е годы, а возможно, даже раньше. В 1980 году в Политехническом музее прошла первая выставка автомобильной миниатюры.
Жителям крупных городов нередко предоставлялась возможность пополнить свои коллекции моделями не только отечественного производства. Европейские «машинки» иногда появлялись на прилавках универмагов, часто их завозили «для себя» или для продажи те, кто работал за рубежом. В магазинах продавалась продукция из социалистических стран, прежде всего модели из ГДР в масштабах 1:87 и 1:120 (о них расскажем отдельно).
В разные годы на нашем модельном рынке обозначались различные иностранные фирмы-лидеры, чья продукция становилась массовой. Например, в 1970-х самыми популярными были модели английской компании Corgi toys. У нас обычно ее название произносят как «Коржи». Возможно, этот производитель считал свои автомобильчики игрушками для детей школьного возраста. Но в Советском Союзе они стали игрушками для взрослых, недешевым предметом коллекционирования. Каждая модель была правдоподобной копией какого-то настоящего автомобиля, и хотя масштаб не обозначался, по размеру английские автомобильчики примерно соответствовали масштабам 1:43...1:50. До сих пор ценятся ранние модели «Коржи» с резиновыми шинами и «наворотами» вроде сменяемых колес, чемодана в багажнике, фигурок людей и животных, а главное – с художественно оформленной фирменной коробкой.
Mercedes-Benz Actros (1:43) фирмы Minichamps сделан на достойном современном уровне |
Другой известной в 1970–1980-е годы английской модельной маркой был Matchbox. Эта фирма выпускала как откровенные игрушки, так и неплохие для своего времени модели-копии. Перед Олимпиадой-80 в московских магазинах замелькали машинки французской фирмы Norev. На них уже был обозначен масштаб 1:43. В самом начале 1990-х появилось огромное количество машинок итальянской фирмы Bburago, довольно примитивных, зато дешевых и доступных. А году в 1993-м наступило настоящее изобилие. Универмаги и бесчисленные коммерческие ларьки «завалило» невиданное прежде количество хороших масштабных моделей из Франции, Англии, Италии, Германии и других стран.
В новом веке в модельной индустрии мира появился новый лидер – Китай. И на российском рынке самой популярной модельной маркой стала китайская Cararama.
Необходимо заметить, что фирмы Corgi, Norev и Bburago поставляли в СССР в основном модели легковых машин. Грузовые модели этих фирм советскому коллекционеру были известны мало.
Грузовички выпускали английский Matchbox, французский Majorette. Модели современных грузовых машин этих фирм были совсем маленькие, в масштабе 1:60 и меньше. Изюминкой модельного ряда фирмы Matchbox лет 20 назад считалась серия Models of Yesteryear – большой набор моделей классических антикварных автомобилей в масштабах 1:36...1:50. Помимо легковых «олдтаймеров» в этой серии попадались грузовые и пожарные.
Отечественному коллекционеру в 1980-е годы могло показаться, что грузовики в масштабе 1:43 – экзотика, и казанский «Элекон» (тогда еще «Арек»), освоивший выпуск нескольких моделей КамАЗов, – едва ли не мировой лидер производства тяжелых грузовиков такого размера. Конечно, это было не так. На «черном» рынке в СССР порой попадались грузовики и микроавтобусы в масштабе, близком к 1:43, еще одной английской фирмы Dinky toys, реже – упомянутых Corgi и Norev.
В масштабе 1:87 в 1970-е годы встречались не только грузовики из социалистических стран, но и модели, как этот VOLVO |
Иногда встречались изделия неизвестных производителей. Году в 1986-м или 1987-м я купил с рук за 25 рублей не новую, имевшую незначительные дефекты модель автопоезда – седельный тягач IVECO-190 с полуприцепом-рефрижератором. Фирменной коробки не было. На самой машине не указано, кто ее произвел. Размеры точно соответствуют масштабу 1:43. Качество изготовления и проработки деталей на порядок выше, чем у продававшихся в то время в магазине «Электроника» на Ленинском проспекте казанских моделей КамАЗов. Эта машина заслуживает отдельного рассказа!
Многие производители моделей действительно стремились делать грузовики в меньшем масштабе, чем легковые модели. Упомянутая Matchbox выпускала легковушки размером, близким к 1:60, а грузовики из тех же серий – примерно 1:72...1:87. Французская Solido лет 10 назад предлагала огромный ассортимент легковых моделей 1:43, а грузовых и пожарных – почему-то размером 1:50 или еще меньше. Исключением были легкие коммерческие машины: пикапы, микроавтобусы, соответствовавшие «сорок третьему» масштабу. Среди коллекционеров ходят слухи, что грузовики делали меньших размеров, чтобы они помещались в фирменную коробку, упаковку стандартного размера.
Примерно та же тенденция заметна в сегодняшней модельной политике китайских Cararama и Welly. Продается, например, набор пожарных, санитарных или полицейских машин. В одну коробку упакованы «большая» 1:43 легковая машина, такой же или поменьше (1:50) микроавтобус и совсем маленький, 1:60 или даже 1:72, специальный автомобиль на грузовом шасси. Плюс в той же коробке присутствует катер или вертолет еще какого-то масштаба. В придачу в комплект входит фигурка человека, пожарного или полицейского, не соответствующая по масштабу ни одной из имеющихся в наборе машин. И что обидно – каждая машинка в отдельности выполнена на достойном «серьезной» модели уровне.
Побитый детьми кемпер французской фирмы Majorette |
Набирающая силу китайская модельная индустрия с каждым годом предлагает все больше «правильных» моделей грузовиков разных марок и разного назначения, выполненных в настоящем, «сорок третьем», масштабе. Среди них есть недорогие – Cararama или New Ray. Встречаются довольно дорогие, просто великолепные грузовики. Например, известная с середины 1990-х фирма Minichamps (марка немецкая, но вся продукция открыто позиционируется как сделанная в Китае) выпускает модели едва ли не всех автомобилей, существовавших в Западной Германии после Второй мировой войны. Среди легковых моделей в каталоге фирмы появляется все больше коммерческих транспортных средств – автобусы, автопоезда, пожарные машины. Фирма предлагает очень красивые модели машин 1950–1960-х годов, копии современных грузовиков и автобусов Mercedes.
О самых интересных отечественных и зарубежных моделях мы расскажем уже в новом году.