17 лет: вот так перерыв!
Рекламу загнали в рамки
Ноу-хау на брянских троллейбусах
Мичуринские опыты
«Авангард» для Вологды
Аукцион и конкурс – не одно и то же
«Оптима» поедет на Кубань
Девятитысячный ЗИУ-682
Оренбургу окажут помощь
Питерские «Пионеры»
ЗИУ катят на покой
Каждому – по АКСМ!
Луцкий секрет
Бишкек решил подумать
Среднеазиатское пополнение
Вологодские машины дешевле
«Бигмак» из немецкой рухляди
| Россия 17 лет: вот так перерыв! Рекордный для России срок в перерыве поставок новых троллейбусов (17 лет!) долго был визитной карточкой Ульяновского ТТУ. В апреле 2008 года поступил новый троллейбус БТЗ-52761Р, которому в Ульяновске присвоили порядковый инвентарный № 01. Рекламу загнали в рамки 10 мая 2008 года в Ярославле на шести троллейбусах установили специальные рамки для размещения рекламы. Их конструкция позволяет вставлять, а затем по истечении срока действия рекламного договора менять рекламу без перекраски кузова. Такой способ широко применяют за рубежом, чем достигается значительная экономия денег. Ярославское нововведение инициировал частный предприниматель Ярослав Лучинецкий. Он арендовал у местного ТТУ троллейбусы, затем перекрасил их в оригинальные цвета и установил рамки для рекламы. Ноу-хау на брянских троллейбусах В апреле–мае 2008 года в Брянск поступило два новых троллейбуса. Один достался 1-му троллейбусному парку им. Сидорова, второй Бежитскому 2-му троллейбусному парку. Троллейбус для 1-го парка изготовлен Волгоградским заводом транспортного машиностроения. От типовых моделей ВЗТМ-5284 отличается плоской крышей и иной компоновкой электрооборудования (по центру). Троллейбус БТЗ-52761А для Бежитского парка оснащен асинхронным тяговым приводом, что для Брянска тоже является новинкой. Мичуринские опыты Волгоградский завод транспортного машиностроения с 2001 года выпустил около 350 троллейбусов разных типов. Последние несколько лет ВЗТМ сотрудничал с Ликинским автобусным заводом, который поставлял в Волгоград автобусные кузова. С освоением троллейбусного производства на ЛиАЗе в декабре 2007 года волгоградцы перестали получать ликинские кузова. В 2008 году ВЗТМ приобрел на Мичуринском автозаводе кузов МАРЗ. Работы по переоборудованию автобуса в троллейбус велись весной 2008 года, первый экземпляр был передан на эксплуатацию в Мурманск. В 2008 году на заводе планируют построить еще три аналогичных троллейбуса. «Авангард» для Вологды Самая современная модель низкопольного двухосного троллейбуса «Транс-Альфа-529801-50 Авангард» с апреля 2008 года работает и у себя на родине – в Вологде. Второй троллейбус с оригинальным остеклением передан в эксплуатацию предприятию «Вологдаэлектротранс». Троллейбусу присвоили городской инвентарный № 139. Справка. Первый «Авангард», выпущенный в прошлом году, с января эксплуатируется в 6-м троллейбусном парке Москвы (№ 6936). Аукцион и конкурс – не одно и то же Власти Санкт-Петербурга в текущем году выделят из городского бюджета 630 млн. руб. на обновление подвижного состава троллейбусных парков. Транспортники провели конкурс на поставку новой техники, по результатам которого в подразделения ГУП «Горэлектротранс» должны поступить 33 новых «Транс-Альфа» и 60 машин «Белкоммунмаша». Но по предписанию Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ЛО) результаты конкурса будут аннулированы, так как по распоряжению правительства РФ от 27.02.2008 г. закупки транспорта за средства, выделяемые из госбюджета, должны осуществляться только на аукционах, а не на конкурсах. Это стало поводом для поступления жалобы в УФАС по Санкт-Петербургу и ЛО. Суть другой жалобы заключалась в том, что заказчик (ГУП «Горэлектротранс») скопировал все технические данные с конкретных марок и моделей троллейбусов, исключив тем самым участие других производителей в тендере. Всего было подано три жалобы от двух заявителей. ФАС вынесла несколько предписаний, смягчающих жесткие рамки технических требований, расценив при этом процедуру проведения конкурса как не соответствующую законодательству России. «Оптима» поедет на Кубань Трамвайно-троллейбусное предприятие Краснодара в конце июня ждет на испытания один троллейбус «Тролза-5275-05 Оптима». В тестовом режиме машину предполагается эксплуатировать до осени 2008 года, когда будет принято решение о целесообразности ее закупки. Администрация Краснодарского края рассматривает возможность приобретения 100 новых единиц городского транспорта (50 трамваев и 50 троллейбусов). Девятитысячный ЗИУ-682 Энгельсский ЗАО «Троллейбусный завод» в апреле 2008 года изготовил 9000-й троллейбус серии ЗИУ-682. Юбилейный номер достался модификации ЗИУ-682Г-016-02, которая отличается от классического ЗИУ-682Г-012 оригинальной накладной передней маской, двустворчатыми дверьми и вынесенным на крышу электрооборудованием. Троллейбус с № 9000, окрашенный в бело-голубой цвет, был продан во Владимир, где ему присвоили инвентарный № 241. Оренбургу окажут помощь В рамках региональной целевой программы «Развитие городского наземного электрического пассажирского транспорта в 2008–2012 годах» в конце апреля в Оренбурге состоялся тендер на поставку 20 троллейбусов. Победителем объявлено ОАО «Троллейбусный завод», которое после подписания контракта должно будет поставить ЗИУ-682Г-016-03. Кроме Оренбурга средства программы в равных долях будут выделены на развитие электротранспорта в других городах региона – Орске и Новотроицке, где эксплуатируется трамвай. Питерские «Пионеры» ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» поставит в текущем году муниципальным перевозчикам города на Неве 45 трамвайных вагонов с асинхронным приводом на общую сумму более 645 млн. руб. В партию войдут 29 четырехосных «Соло» модификации 71-134А и 16 новых вагонов повышенной вместимости (250 человек) модели «Пионер» 71-152. Последний представляет собой первый произведенный в России сочлененный трамвай с 60%-ной «низкопольностью». На разработку и изготовление опытного образца на ПТМЗ затратили более 30 млн. руб. Начиная с 2009 года петербургское предприятие планирует создать производственные мощности по выпуску 60 таких трамваев в год. Первые 5 «Пионеров» обслуживают пассажиров Северной столицы с 2007 года. В мае ПТМЗ отгрузил МУП «Трамвайно-троллейбусное Управление» города Хабаровска последние 2 вагона модели ЛМ-99 АВМН из общей партии 10 штук. Белоруссия ЗИУ катят на покой Еще пять лет назад Минск считался вторым по величине городом в мире после Москвы, где одновременно эксплуатируется самое большое количество троллейбусов ЗИУ. Почти пять поколений энгельсских троллейбусов работало в Минске одновременно: ЗИУ-682Б, ЗИУ-682В еще советской сборки и ЗИУ-682Г, ЗИУ-683, ЗИУ-6205 уже российского производства. Массовое списание троллейбусов началось с поставок пассажирских машин на электротяге МАЗ-103Т и АКСМ-213, -221 и -321. Почти за четыре года они стали доминировать на улицах белорусской столицы, постепенно выживая с дорог энгельсские машины. Сегодня из 1010 эксплуатируемых в Минске троллейбусов ЗИУ осталось 189 единиц. КУП «Минсктранс» планирует списать их до начала 2009 года. Каждому – по АКСМ! Июнь ознаменовался для белорусского УП «Белкоммунмаш» серией экспортных контрактов и официальным стартом продаж серийных троллейбусов IV поколения. Питерский ГУП «Горэлектротранс» после подписания договора о поставке 60 троллейбусов третьего поколения АКСМ-321 получил на опытную эксплуатацию концептуальный АКСМ-420 «Вiтовт». Кроме того, в «420-х» заинтересован и крупнейший минский перевозчик КУП «Минсктранс», который уже приобрел 5 машин. МУП «Пермьгорэлектротранс» также закупил у минчан один трамвайный вагон АКСМ-60102 и низкопольный троллейбус АКСМ-321.02 с ТИСУ. Эта поставка стала первым экспортом трамваев производства УП «Белкоммунмаш», которые до сих пор эксплуатировались лишь в трех городах Белоруссии. В ближайшее временя один АКСМ-321.02 пополнит и подвижной парк Хабаровска. В Минске сохранят РВЗ-6М! С 1 мая 2008 года в Минске последние трамвайные вагоны Рижского вагоностроительного завода модели РВЗ-6М2 были сняты от эксплуатации с пассажирами. Массовые поставки трамваев АКСМ окончательно заменили бело-красные трамваи, самые новые из которых датированы 1987 годом. РВЗ-6 эксплуатировали в белорусской столице с 1961 года, когда были запущены в серийное производство на RVR, и поступали в парк до мая 1988 года. Еще в 2006-м минчан перевозили 72 «РВЗшки» – порядка 55% от общего числа подвижного состава. Сегодня в трамвайном парке начаты работы по реконструкции одного из вагонов РВЗ-6М, который специально для любителей транспорта останется «ходовым». Между тем эксплуатация РВЗ-6М2 продолжается в Витебске. Кстати, в 1999 году трамвайное депо Минска освоило КВР вагонов РВЗ-6М2 с заменой кузова. Новый кузов изготавливали на Дзержинском экспериментально-механическом заводе. В общей сложности ремонт одного вагона продолжался 1,5–2 месяца, за период с 1999–2003 гг. в новом кузове дзержинского производства было собрано 15 вагонов модели РВЗ-6М2. Все они продолжат функционировать до конца текущего года. Украина Луцкий секрет О том, что на Луцком автозаводе, входящим в корпорацию «Богдан», будут производить троллейбусы, говорили давно. Да и первый Е-231 был изготовлен не в одном экземпляре. Сейчас их можно увидеть на городских маршрутах Киева и Луцка. В прошлом году на предприятии говорили о создании линейки троллейбусов, которые могут быть успешно использованы как в небольших городах, так и в мегаполисах. Похоже, задуманное сбывается. Недавно на улицах Луцка появился самый маленький на постсоветском пространстве троллейбус. Его кузов унифицирован с опытным автобусом А-501.10. Новый полунизкопольный троллейбус получил обозначение Т-501.10. В отличие от автобуса он получил новую дверную формулу 1-2-1, а в средней части, напротив двухстворчатой двери, большую накопительную площадку. Задняя часть салона новой модели возвышается над основным салоном на две ступеньки. Для монтажа электрооборудования конструкцией предусмотрена расположенная в корме шахта. Троллейбус был презентован в мае руководителям коммунальных электротранспортных предприятий Украины и получил высокую оценку эксплуатантов. Сейчас новинка находится на заводе, где собирают второй экземпляр. Каким будет спрос на этот троллейбус, пока говорить сложно. Скорее всего, два новых образца останутся в Луцке, а ЛуАЗ, отработав на них все технологии, приступит к выпуску очередного поколения электрических машин. В салоне 22 сиденья для пассажиров, а общая вместимость достигает 86 человек. Троллейбус оснащен электродвигателем ЕД139 мощностью 140 кВт. Полная масса Т-510.10 составляет 16 т. Габаритные размеры – 9990х2480х3308 мм. Колесная база 5100 мм. Как стало известно, вслед за 10-метровой машиной должен появиться и 11-метровый вариант, который получит обозначение Т-601. Киргизия Бишкек решил подумать Депутатами Бишкекского горкенеша внесено предложение о перенаправлении денежных средств на покупку новых троллейбусов. В августе 2007 года в Бишкеке провели тендер на поставку 20 троллейбусов, в котором принимали участие «ТРОЛЗА» и БТЗ. Победителем был объявлен последний. Однако из-за внезапного повышения цен на уфимские троллейбусы (на 25%) закупку решили приостановить. В муниципалитете Бишкека предложили не закупать новые машины, а отремонтировать 40 старых. Для этого мэрия столицы Киргизии предлагает выделить около 50 млн. сомов. Справка. Сегодня в Киргизии троллейбусный транспорт работает в Бишкеке и Оше. Последняя закупка нового подвижного состава производилась в 2001 году. Тогда у «ТРОЛЗЫ» было приобретено 32 машины ЗИУ-682Г-018. Таджикистан Среднеазиатское пополнение Муниципалитет Душанбе рассматривает возможность и целесообразность приобретения партии новых троллейбусов. Остановились пока на полунизкопольном «Тролза-5275-05 Оптима». За последние три года троллейбусное хозяйство Душанбе заметно улучшило показатели работы. С завершением поставки весной 2005 года партии 100 новых ЗИУ-682 среднесуточный выпуск в столице возрос с 35 до 70–75 троллейбусов, были восстановлены ранее закрытые маршруты. Молдова Вологодские машины дешевле Более 10 лет в Кишинёве производится капитальный ремонт имеющихся городских троллейбусов с глубокой модернизацией кузова. В 2003–2004 годах на машины, прошедшие ремонт, начали устанавливать новые двустворчатые двери и комплект чешского электрооборудования. В 2007 году в Кишинёве впервые провели модернизацию с заменой кузова. Первый такой троллейбус (№ 1201) сохранил свои агрегаты и номер, а кузов для него закупили в России на «ТРОЛЗА». Затем Кишинёв приобрел два кузова на «Транс-Альфе». Стоимость вологодских машин, собранных в Кишинёве, значительно ниже. «Бигмак» из немецкой рухляди В столице Молдавии появился трамвай! Интересно, что подержанный трамвайный вагон, привезенный из Германии, установили на площади перед рестораном «Макдоналдс», которому он и принадлежит. В Кишинёве 48 лет нет трамваев. Движение этого рельсового транспорта, открытое в 1888 году, было ликвидировано в 1960-м. А через 30 лет на территории троллейбусного парка № 1 установили символический памятник первой кишинёвской «конке». Чехия Škoda вместо Porsche Чехи долгое время строили скоростные трамвайные линии, не закупая при этом крупных партий нового подвижного состава. И вот в Škoda Holding a.s. решили существенно обновить парк трамваев. В ближайшие годы будет закуплено 250 сверхсовременных трехсекционных вагонов Škoda 15T с синхронными двигателями на постоянных магнитах. Первые из них появятся на маршрутах столицы Чехии в конце 2009 года. Стайлинг Škoda 15T, которые будут производиться на пльзеньском заводе Škoda Transportation, выполнила дизайн-студия Патрика Котаса (Patrik Kotas), так как вагоны Škoda Elektra 16T, 14T и 13T, разработанные Porsche, не понравились пражанам. Полную низкопольность машинам обеспечили 16 мотор-колес в четырех поворотных тележках. Прогнозируемая стоимость первого опытного образца 31,4-метрового Škoda ForCity, который будет собран до сентября текущего года, составляет 2,5 млн. евро (66 млн. чешских крон). ЕС Европа озабочена экологией В 2008 году под патронажем Международного союза общественного транспорта (МСОТ) была выпущена брошюра «Стратегия развития троллейбусных подсистем». После вступления новых членов в состав Европейского Союза в «ЕС 27 + Швейцария» отныне входит 100 городов, где есть троллейбусные линии. В брошюре рассмотрены преимущества этого экологически чистого и тихого способа передвижения. Приведены стратегии, реализуемые в современных городах по развитию троллейбусного транспорта. Брошюра издана на четырех языках – английском, французском, немецком и испанском. Цена для членов МСОТ – 20 евро, для остальных – 40. Эфиопия Не повторить участь Индии В августе 2007 года без торжеств и особой огласки произошло событие, которое вполне заслуживает того, чтобы называться историческим. Впервые российские троллейбусы были отправлены на «черный» континент. До этого энгельсские и вологодские троллейбусы в разные годы отправляли в Болгарию, Польшу, Венгрию, Грецию, Сербию, Финляндию, Монголию, Колумбию и Аргентину. А в 1985 году экспериментальный ЗИУ-682 с левосторонним размещением дверей был поставлен в Индию. В Африку троллейбусы отгружали через морской порт Санкт-Петербурга в августе 2007 года. Оттуда они прибыли в порт Джибути, а затем в Аддис-Абебу. Первые два ЗИУ-682Г-012 имеют стандартную комплектацию и отличаются от серийных образцов лишь оригинальной передней маской из пластика и закрепленными на крыше декоративными бортами. Троллейбусного движения в городах Эфиопии никогда не было. Идея строительства участка маршрута возникла в 2004 году, однако решение о прокладке троллейбусных линий пока не принято, и машины стоят на закрытой территории. Если линию не построят, их постигнет судьба индийского троллейбуса. |