Европа атакует Америку
Высокое качество изготовления, прекрасные весовые характеристики и необычный внешний вид обеспечил автобусам SETRA постоянный и уверенный сбыт сначала в Европе, а затем и на других континентах. В 1956 г. немцы получили очень выгодный заказ от американской транспортной фирмы Continental Trailwais на разработку автобуса для американского рынка. Им стал Golden Eagle. Так начиналось сотрудничество с Северной Америкой.
Через несколько лет американская транспортная компания решила проявить самостоятельность. А немцы занялись своими делами, коих вполне хватало и в Европе. Но запах доллара все-таки преследовал руководство компании, и оно постоянно находилось в поисках заокеанского партнера.
На несколько лет им становилась то одна американская или канадская транспортная фирма, то другая, однако постоянного партнера не было. Но автобусов SETRA на Североамериканском континенте было уже довольно много. В 1995 г. фирма была поглощена концерном Daimler-Benz. У нового владельца хватило мудрости не менять названия автобусов и не придумывать фирме нового имени, они взяли в свои руки лишь финансовые операции и прибыль. Затем прошло слияние Daimler-Benz и Chrysler, а так как SETRA подчинялась немцам, а те, в свою очередь, получили фактически неограниченный доступ за океан, там была создана целая автобусная инфраструктура, подчинявшаяся европейским магнатам. Её название – DaimlerChrysler Commercial Buses North America. Это подразделение контролирует и сегодня поступление на американский рынок европейских автобусов, ведь благодаря своему качеству и оригинальному дизайну они пользуются за океаном стабильным спросом, несмотря на американский космополитизм. Что же касается автобусов SETRA, то ими занимается отделение SETRA of North America Inc. со штаб-квартирой в Гринсборо.
В 2002 г. появилось новое семейство автобусов SETRA. Оно состояло из нескольких моделей (включая двухэтажную) и получило индекс «400». Среди них и оказался «высокопалубник» S 417, который так любят американцы. Этот автобус разрабатывался в Ульме в дизайн-центре EVOBUS GmbH, где рождаются все автобусы Mercedes и SETRA. Главным дизайнером проекта является Вольфганг Папке, который помимо всего прочего придумал название фирменного стиля нового семейства – La Linea. Вся группа этих автобусов имеет особое название Top Class, что соответствует действительности: комфорт и еще раз комфорт, плюс оригинальнейший внешний вид всех входящих в семейство машин.
Все это позволило представителю 400-й серии в Европе получить звание «Лучший автобус 2002 года». Что, конечно, повлияло на американцев, и они захотели видеть автобус на своих дорогах.
Мы не будем перечислять все изменения, коснувшиеся автобуса, попавшего в совершенно другие условия эксплуатации, очертим лишь основные. Лобовое стекло американских автобусов должно состоять как минимум из двух половинок.
Это было выполнено, для чего изменили всю переднюю панель. Дворники, располагавшиеся ранее горизонтально, теперь занимают вертикальное положение. Если приглядеться внимательно, то мы заметим, что каждый из блоков фар состоит теперь из двух прямоугольных оптических элементов, находящихся под общим покровным стеклом оригинальной формы. Что касается боковых повторителей, то мы уже знаем, как их любят американцы, так что и эта деталь очень заметна. Они устанавливают такой повторитель даже на корпус стойки зеркала заднего вида. На передней части крыши мы тоже видим привычные для Америки световые приборы. Что же касается вибро- и шумоизоляции, то увидеть их нельзя, но, поверьте, они выполнены по американским стандартам.
Теперь о двигателе. В Европе на автобус устанавливался V-образный 8-цилиндровый дизель МВ ОМ 502 LA c турбонаддувом и четырьмя клапанами на цилиндр. Его рабочий объём 15,93 л и мощность 435 л.с. (есть и более слабые – для двухосных машин). По американским нормам местные автобусы должны иметь национальный двигатель. Поэтому американская трехосная версия S 417 имеет Detroit Diesel Serie 60 мощностью 430 л.с. Вместо коробки передач ZF устанавливается Allison В500R. Габаритные размеры американской версии таковы: 13 700х2 600х3 650 мм.
Колесный лайнер имеет 58 мест для сидения, туалет, мини-бар – в общем, все, что положено такому классу автобусов на Североамериканском континенте. Кстати, это же касается 15,5-дюймовых дисков колес и самой резины. Мы специально даем две фотографии – европейской версии и американской, чтобы читатель без труда мог найти внешние отличия.
Интерьер автобуса изменился также довольно сильно. У американцев действуют нормы по расположению контрольных приборов. Поэтому панель приборов была пересмотрена и несколько отличается от европейской версии. Кстати, справа от нее находится специальный многоцелевой блок, закрывающийся особой шторкой и запирающийся. Это, своего рода «черный ящик». Здесь, помимо сервисных устройств, находится мощнейшая навигационная система и записывающая аппаратура. Такие комплексы появились в автобусах совсем недавно, зато при несчастном случае или аварии картина становится довольно понятной и гораздо легче установить виновного.
В общем, не говоря о внешней стороне, можно смело утверждать, что заокеанская версия европейского автобуса ничуть не хуже европейской, а по некоторым параметрам и лучше...