Первый рейс
Студентами МАДИ мы ездили в Рязанское высшее военное автомобильное училище. Туда и обратно преодолели за день около 400 км. Не помню, чтобы поездка показалась утомительной. Совсем не трудно провести целый день на колесах, когда тебе 20, 30 или даже 40 лет. С возрастом такая поездка дается тяжелее. Особенно на транспортном средстве, которое плохо приспособлено для дальних маршрутов.
Степень усталости – вот, пожалуй, единственный критерий, которым пользовались жители Страны Советов для оценки комфортабельности поездки. Сегодня вкусить блага цивилизации в виде кондиционера, видеосистемы, удобных кресел, освежающих напитков из холодильника и других «излишеств» шикарного автобуса могут не только игроки именитого футбольного клуба, хоккеисты или другие «Очень Важные Персоны» (VIP), но и рядовые граждане.
Жителям Рязани, например, для этого теперь достаточно купить билет на экспресс, курсирующий по маршруту Рязань – Москва. Часть рейсов с середины июля выполняют пять новых автобусов Setra S317 GT-HD из коломенской автоколонны 1417 «Мострансавто». До выхода на регулярный маршрут на спидометре каждого из них значился пробег около 2 500 км. Из немецкого города Ульм, где построили эти дворцы на колесах, до подмосковной Коломны они шли своим ходом, а за рулём сидели немецкие водители.
По пути в Рязань, где на субботу 17 июля была назначена официальная церемония передачи автобусов эксплуатирующему предприятию, мы (несколько приглашенных журналистов) «пристали» с расспросами к Николаю Сиделеву, директору автоколонны 1417 «Мострансавто». Очень хотелось узнать, как предприятие сумело «дойти до жизни такой». Разговор происходил в салоне автобуса Setra S315 HD. Вопреки опасениям, диктофонная запись оказалась чистой. Видеосистему пришлось, правда, выключить, и этого оказалось достаточно. Посторонних шумов, обычно присутствующих на ленте после подобных пресс-конференций, не оказалось. Автобус, между прочим, был далеко «не первой свежести».
Николай Сиделев рассказал, что импортные автобусы предприятие начало приобретать в 1994 г., когда «Мерседесы» и МАНы 1977 года выпуска вышли на городские маршруты. К концу 90-х подержанные автобусы иностранного производства (10–20 лет с момента выпуска) составили половину парка. Несмотря на распространенное мнение о недостаточной надежности и больших затратах на эксплуатацию, содержать эти автобусы оказалось выгоднее, чем отечественные. Это тем более впечатляет, что речь идет о машинах, которым 10 лет назад уже было 15 лет от роду. В автоколонне продолжается эффективная эксплуатация автобусов, купленных в 1994 г.! Им уже по 25 лет.
Один из главных выводов, сделанных специалистами предприятия, заключается в том, что обслуживать и ремонтировать импортную технику надо не так, как привыкли автотранспортники, работая с автобусами российского производства. Качест-венные запчасти, исправные инструмент и оборудование, точное соблюдение технологии – вот что обеспечивает получение надлежащего эффекта.
Далеко не все люди, привыкшие в лучшем случае к планово-предупредительной системе ТО и ремонта, способны грамотно эксплуатировать зарубежную технику. Всё больше агрегатов и систем автобусов из-за рубежа оснащены встроенной диагностической аппаратурой, позволяющей поддерживать исправность по потребности. Если механики (так в автоколонне теперь называют автослесарей, работающих с «мерседесами», «манами», «сетрами» и другими «пришельцами из дальнего зарубежья») обращаются с этой техникой «на вы», предприятие гарантированно получает заметное уменьшение как простоев по техническим причинам, так и расходов на запасные части, материалы и пр.
Сегодня в автоколонне 102 импортных автобуса. Логичным шагом стало открытие в феврале «Технического центра автобусов». Операции по обслуживанию и ремонту на семи постах выполняют здесь в полном соответствии с рекомендациями производителей, используя фирменное оборудование, надлежащий инструмент и программное обеспечение, получаемое от «ЕвоБус Русслэнд» на правах авторизованного сервисного партнера.
Маршрут Рязань–Москва открыт в августе 2001 г. В конкуренции с железной дорогой автотранспортники уповали на скорость доставки (экспрессный маршрут быстрее электропоезда), безопасность (не ходят продавцы, попрошайки, хулиганы), комфорт (все сидят, смотрят видео, читают или обозревают окрестности в широкие окна).
Начинали с шести Mercedes-Benz O 303. В апреле 2002-го на маршрут вышло подкрепление в виде подержанных автобусов повышенной комфортности Setra S315 HD. У них образцовые плавность хода и динамика, добротная отделка салона, регулируемые кресла, отличная обзорность, индивидуальное освещение, кондиционер, видеосистема с двумя мониторами, аудиоустановка, холодильник, мини-кухня, туалет. Пассажиров обслуживает стюардесса. Благодаря пополнению, количество рейсов возросло с 6 до 27. Почти половину (12) выполняют автобусы повышенной комфортности.
Наконец, в нынешнем июле на маршрут вышли пять новых Setra S317 GT-HD, приобретенных в лизинг (первоначальный платеж 20%, срок лизинга 5 лет). Третьим виновником праздника стала, таким образом, питерская компания «Интерлизинг». Одним из условий договора является обязательство лизинговой компании выкупить автобусы после 5 лет эксплуатации по остаточной стоимости и зачесть ее в качестве первоначального платежа за другие новые автобусы. Воспользуются этой возможностью автотранспортники из Коломны или выберут другое продолжение партнерских взаимоотношений с ООО «ЕвоБус Русслэнд» и ООО «Интерлизинг», покажет время.
Свидетелями торжественной передачи новых автобусов в эксплуатацию стали пассажиры, собравшиеся на площади центрального автовокзала Рязани. Они с удовольствием выслушали короткую и энергичную речь губернатора Рязанской области Георгия Шпака: «Это не автобус, это великолепное автотранспортное средство, похоже чем-то на хороший самолет. Три часа движения от Рязани до Москвы. Я считаю, что трудолюбивый рязанский народ, наши люди достойны того, чтобы ездить только на таких машинах»; и президента ООО «ЕвоБус Русслэнд» Клауса Бернхардта, который, в частности, сказал: «Несколько лет назад на очень важном конгрессе в Западной Европе было провозглашено право каждого человека на мобильность. И я хотел бы добавить сегодня, что каждый пассажир имеет право на безопасность и комфорт.
Сегодня очень важный момент. На внутренней российской линии будут использованы самые современные комфортабельные новые автобусы. Во-первых, это показывает наше желание сделать привлекательным этот регион. Это доказательство желания населения ездить на современных и комфортабельных автобусах. И подтверждает готовность «Мострансавто» инвестировать в будущее».
Слово Setra является аббревиатурой от немецкого слова «самонесущий». Я желаю от всего сердца от компании ДаймлерКрайслер нашему партнеру в России – компании «Мос-трансавто», – чтобы ее деятельность стала такой же самонесущей, самодостаточной, саморазвивающейся».
В 10-00 Setra S317 GT-HD с пассажирами на борту отправился в первый рейс по маршруту Рязань–Москва.