Редкая удача – появление на рынке вместительного грузовика с высокой полезной нагрузкой, не подотчётного системе «Платон». Именно таким в сезоне-2025 стал JAC N120X полной массой 11980 кг – модернизированный преемник популярной 120-й модели. Рассмотрим улучшения на конкретных примерах его конструктивных решений, элементах комплектации, а заодно оценим по разным критериям.
Карта улучшений
JAC Motors изначально создавал модель N120 как универсальное транспортное средство многопрофильного применения. Его шасси сразу нацелили на использование под кузовные надстройки для коммерческой доставки грузов, городских коммунальных служб, строительства и даже сельского хозяйства. Его задумали и исполнили как транспорт для частного перевозчика, предприятий малого и среднего бизнеса. При этом грузовик эффективен и в рамках больших автопарков крупных транспортных компаний.
У обновлённой модели N120X, действительно, много достоинств. Их столько, что при перечислении устанешь загибать пальцы. Выполнены они не по наитию и не ради статистики, а в соответствии с тенденциями рынка и запросами перевозчиков. Отдельные улучшения кажутся незначительными, но все вместе они придают грузовику новые эксплуатационные свойства. Не всё сразу сложилось без сучка и задоринки, возникали и проблемы. Только зацикливаться на данном аспекте нет смысла: теперь это в прошлом. Над слабыми местами специалисты как следует поработали, проблемы устранили. Теперь модернизированная модель, что называется, во всеоружии: готова к различным видам эксплуатации!
Улучшения преемника подчёркивает свежий дизайн кабины с наличием спального места. Современный облик машине придаёт светодиодная оптика с дневными ходовыми огнями, встроенные в бампер противотуманные фары и стильная хромированная решётка радиатора. Улучшения заметны и в кабине с изменённой комбинацией приборов и выверенной эргономикой. Рулевая колонка обладает регулировками по высоте и углу наклона. Разумеется, установлен современный мультируль. Есть кондиционер, электрические стеклоподъёмники, радио с USB-разъёмом и центральный замок. Вроде всё, как у всех, только немного лучше!
Для «направлений» и суровых зим
Детальное знакомство с улучшениями JAC N-серии в моей практике случилось ещё несколько лет назад, в середине 2018 года. Тогда модернизированную версию младшей модели N75 в рамках тест-драйва предстояло сравнить со старой, и она выиграла по всем параметрам. Это доказало, что JAC Motors умеет оптимизировать свои разработки в соответствии с насущными потребностями рынка и вызовами времени. Сегодня речь идёт об усовершенствованиях старшей модели N120X.
Первым делом важно понять: насколько коммерческий автомобиль из КНР адаптирован для русских зим и дорог, которые порой называют направлениями?
Иногда адаптацию для сурового климата называют «Тёплый пакет» или «Зимний пакет». Это когда речь идёт об опциях. У обновлённой модели такая подготовка уже выполнена изначально. В конструкции JAC N120X применяются резиновые детали и сальники с особой морозостойкостью, сохраняющие работоспособность при морозах до –55 °С. Кабина получила дополнительное утепление и более мощную систему отопления повышенной производительности. Без дополнительной платы идут подогреваемый топливный фильтр и электроподогрев боковых зеркал заднего вида. Пересмотрена защита электропроводки от влаги и грязи. Открытые провода и уязвимые разъёмы остались в прошлом. Для облегчения холодного пуска двигателя в морозы предусмотрен жидкостный подогреватель Webasto. Сиденье водителя на пневмоподвеске – штатное оснащение.
На заказ можно установить коробку отбора мощности и надкабинный спойлер. Для среднетоннажника это уже немало.
Мосты JAC N120X крепятся к раме с помощью полуэллиптических рессор. Ведущий мост держит нагрузку в 9000 кг, хотя реально она меньше. Для ряда транспортных задач предпочтительнее пневмоподвеска. В данный момент шасси с заводской пневмоподвекой находится на сертификации для российского рынка, и скоро будет доступно для заказа покупателями. Комплект с пневмобаллонами для изменения погрузочной высоты можно установить сейчас на штатную рессорную подвеску, конструкция это позволяет. При этом вносить изменения в ПТС автомобиля не потребуется.
Длинный и ещё длиннее
Многообразие сфер применения и характера решаемых задач заложено в конструктивных особенностях JAC N120X. Изначально транспортникам предложены на выбор три величины колёсной базы. Короткая (Short) обладает значением 3845 мм, средняя (Normal) вытянулась на 4700 мм, длинная (Long) достигает 5300 мм. Все версии обновлённого грузовика – заднеприводные, с колёсной формулой 4х2. Для машин среднего класса это классика жанра. По информации от российского офиса JAC Motors – компании «Джак Автомобиль», сейчас началась сертификация колёсной базы Extra Long со значением 6300 мм.
В зависимости от межосевого расстояния, установлена и грузоподъёмность. Для короткой колёсной базы это 8030 кг, для средней – 7950 кг, для длинной – 7900 кг. Полная масса при этом одна и та же – «антиплатонинговая» 11980 кг. За минусом массы кузовной надстройки полезная нагрузка остаётся достаточной.
Вариантов создания ТС немало: открытая бортовая платформа с КМУ, шторно-бортовой кузов, промтоварный фургон, изотерма с ХОУ для перевозки товаров в заданном температурном режиме. Шасси JAC N120X легко приспосабливают под оборудование вакуумной машины, самосвала, автотопливозаправщика, молоковоза. Их превращают в эвакуаторы с подъёмно-сдвижной платформой, мусоровозы с задней загрузкой, поливомоечные автомобили, вакуумные подметально-уборочные модели и спецфургоны выездных ремонтных бригад. Отечественные кузовостроители предлагают надстройки различных габаритов, сертифицированные по требованиям ЕАС. В их конструкции применяются лучшие комплектующие российского и зарубежного производства. Подробнее об этом может рассказать официальный дилер, владеющий всей полнотой информации.
Внимание к деталям
Особая привлекательность JAC N120X заключается в деталях. В процессе модернизации все они были подвержены ревизии и при необходимости улучшены. Иначе отдельными мерами комплексного результата добиться бы не удалось. Впрочем, это слова, а есть и конкретные факты.
На прочной стальной раме установлен эффективный и экономичный турбодизельный двигатель Cummins B4.5 EV210. Это продукт совместного производства JAC-Cummins. В рабочем объёме 4,5 л он обладает мощностью 206 л. с. при 2300 об/мин и развивает максимальный крутящий момент 740 Нм при 1200-1800 об/мин. В смешанном режиме «город/шоссе» мотор потребляет 15 л ДТ на 100 км пробега. Возимый запас дизтоплива составляет 210 л в баке, установленном слева по ходу движения. В итоге автомобиль обеспечен приличной автономностью без заезда на АЗС для дозаправки, а это — комфорт и снижение времени рейса.
В силовую линию включена 6-ступенчатая механическая коробка передач FAST C6J76T. Её передаточные числа подобраны так, чтобы движение было стабильным и комфортным как при полной загрузке, так и на порожнем автомобиле. Штатно применяются системы безопасности ABS, ASR, ESC. Заводская комплектация включает горный тормоз и задний стабилизатор поперечной устойчивости.
Автомобиль на шинах размерностью 245/70 R19.5 обладает дорожным просветом в 186 мм. Он одолевает 30-процентные подъёмы и развивает максимальную скорость 110 км/ч. Для региональных и межрегиональных перевозок этого вполне достаточно.
Базовый вариант
«Стодвадцатый-Икс» привлекателен доступной розничной ценой, конкурентной на фоне целого ряда одноклассников других брендов. При этом даже в самом простом варианте грузовик очень неплох и способен на многое.
В версии с длинной колёсной базой 3845 мм шасси JAC N120X обладает габаритами 8887х2345х2410 мм. С ними минимальный радиус разворота укладывается в 9 м. Снаряжённая масса шасси определена значением 4080 кг, а грузоподъёмность достигает 7980 кг при технически допустимой нагрузке на заднюю ось 8200 кг. Стабильную курсовую устойчивость обеспечивает выверенная колея: 1927 мм спереди и 1803 мм сзади.
На автомобиле применяется тормозная система с пневмоприводом. Она снабжена воздушным компрессором Knorr-Bremse и осушителем воздуха/влагоотделителем WABCO. Все механизмы по кругу — барабанного типа, защищённые от пыли, грязи, влаги и механического воздействия посторонних предметов. Такое решение позволяет сохранять их работоспособность при движении вне асфальта, продлевает срок службы и тем самым снижает эксплуатационные расходы. Стояночный тормоз имеет привод от пружинных энергоаккумуляторов к тормозным механизмам задних колёс. Просто и эффективно.
Хорош модернизированный JAC c развитым сервисом, наличием оригинальных запасных частей, возможностью обслуживания и ремонта в различных регионах России. Рекомендованный межсервисный интервал определён в 20 тыс. км. Гарантия завода-изготовителя составляет 36 месяцев или 200 тыс. км. Ещё несколько лет назад о таких цифрах перевозчики могли только мечтать! Теперь мечта стала реальностью. Инженеры создали отличное коммерческое шасси. И только от перевозчика зависит размер прибыли, которую он сможет обеспечить с помощью такого эффективного инструмента транспортного бизнеса, как новый JAC N120X.

