Пятый элемент
Москва и Подмосковье – «лакомый кусочек» для представителей транспортного бизнеса. Здесь активно работают и муниципальные, и частные перевозчики. Популярными у жителей региона стали маршрутные такси, а фирмы, занимающиеся данным видом коммерческой деятельности, оказывают заметную конкуренцию другим видам наземного пассажирского транспорта.
Маршрутные такси появились на улицах Москвы в 1956 году, став пятым элементом (после автобуса, троллейбуса, трамвая и легкового такси) наземной транспортной инфраструктуры города. Новый вид транспорта органично дополнил существующие формы перевозочных процессов и со временем прочно вошел в повседневную жизнь мегаполиса. В 1991 году в столице насчитывалось 680 микроавтобусов, обслуживавших 130 маршрутов.
Эпоха преобразований способствовала динамичному развитию маршрутных перевозок. Широкое распространение частной собственности на многие виды деятельности, в том числе и транспортной, вовлекло в этот процесс значительное число новых действующих лиц. Ключевую роль в данной сфере стали играть не муниципальные, а коммерческие перевозчики.
Важным фактором в быстром формировании рынка перевозок маршрутными такси сказалась острая нехватка в середине 90-х годов пассажирского транспорта общего пользования. Спрос рождал предложение, а данный вид бизнеса оказался весьма прибыльным. Неудивительно, что, начав со скромных объемов, частные компании превратились в серьезного конкурента в сфере пассажирских перевозок в Москве.
Доказав свою дееспособность, частные перевозчики принесли с собой и разные проблемы. Немногим более десятка фирм, работающих в московском регионе, располагают парком, насчитывающим от 50 до 100 машин, а около двух десятков компаний имеют в своем распоряжении свыше 100 автомобилей. Следовательно, перевозками занимается большое количество коммерческих организаций с незначительным парком машин. Встречаются фирмы, имеющие всего два или три автомобиля. Естественно, в такой ситуации говорить о налаживании нормальной работы, связанной с оказанием транспортных услуг невозможно. В первую очередь это касается обеспечения безопасности и качества перевозок. Мелкая компания не в состоянии должным образом проводить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, контролировать работу водителей, проводить их медицинский осмотр и т.д. Столь же остро стоит и кадровая проблема.
Главным требованием допуска частников к работе на маршрутных линиях Москвы является легитимность их присутствия на рынке пассажирских перевозок, наличие исправного подвижного состава, соответствующей материально-технической базы и квалифицированных кадров. Это под силу более или менее солидному транспортному предприятию. В таких организациях есть места для хранения машин, моечные посты, соответствующая ремонтная база, обеспечено медицинское обслуживание персонала, оборудованы кабинеты по безопасности движения и т.д. Повысить эффективность маршрутных перевозок значительно проще, когда городские власти взаимодействуют с небольшим числом крупных транспортных операторов. Вот почему назрела необходимость укрупнения фирм, осуществляющих пассажирские перевозки маршрутными такси. Именно такой подход стремится реализовать ГУП «Московский таксомоторный транспорт». Но последнее слово в этом вопросе остается за рынком.
Еще одна наболевшая проблема: в настоящее время практически полностью исчерпана пропускная способность посадочных площадок и улично-дорожной сети всех крупных транспортных узлов в г. Москве (у станций метро «Выхино», «Юго-Западная», «Домодедовская», «Планерная», «Речной вокзал» и др.). Одновременно провозная способность подвижного состава снижается. Объяснение кроется в том, что микроавтобусы при перевозке равного количества пассажиров занимают несопоставимо большую площадь улично-дорожной сети, чем машины большого и особо большого класса.
Озабоченность вызывает отсутствие единой системы управления работой многочисленных перевозчиков различных форм собственности и координация расписаний движения автобусов и маршрутных такси между собой. Кроме этого на коммерческих маршрутах не упорядочена перевозка пассажиров льготных категорий. С ростом числа маршрутных такси в столице на направлениях, совпадающих с маршрутным общественным транспортом большой вместимости, заметно ухудшилась экологическая обстановка.
В настоящее время в столице зарегистрировано 85 частных перевозчиков, к ним нужно прибавить свыше полусотни коммерческих фирм из Подмосковья, которые обслуживают не только область, но и столицу. Парк подвижного состава достиг 8,5 тыс. единиц. Из них около 4,5 тыс. автомобилей имеют лицензии. Коммерческие перевозки составляют 10...12% от показателя такого могучего предприятия как Мосгортранс.
При проверках выявлены многочисленные случаи неудовлетворительного технического состояния, экипировки и внешнего вида маршрутных такси, нарушения правил перевозки пассажиров, отсутствие необходимых согласований на обслуживание маршрута. Не могут не тревожить и факты криминальной статистики. Число дорожно-транспортных происшествий с маршрутными такси из-за технического состояния, низкой квалификации или недисциплинированности водителей недопустимо велико. Недобросовестные коммерсанты в погоне за прибылью забывают о безопасности пассажиров, выпуская на линии переделанные собственными силами модификации микроавтобусов «Газель», которые дешевле специально выпускаемых пассажирских машин, но не предназначены для эксплуатации в качестве маршрутного такси.
Ограниченная пропускная способность городской инфраструктуры – важнейший аргумент для реализации модели регулируемого рынка автобусного транспорта на конкурсном закреплении маршрутов за перевозчиками.
Однако осуществление перечисленных мер невозможно без формирования четкой нормативно-правовой базы, отсутствие которой в значительной степени сдерживает развитие маршрутного такси и приводит к самоопределению и самозакреплению перевозчиков на действующих и вновь вводимых маршрутах, что в ряде случаев приводит к негативным последствиям как для перевозчиков, так и для пассажиров.
В столице до сих пор действует временное распоряжение заместителя премьера г. Москвы (РЗП № 336) по этому вопросу, появившееся в 1998 году. С тех пор количество перевозчиков, величина парка подвижного состава возросли. Не случайно некоторое время назад был подготовлен проект постановления правительства столицы «Об основных направлениях развития городских и пригородных автобусных перевозок в городе Москве», основными фигурантами которого являются Управление транспорта и связи Москвы, «Мосгортранс», «Московский таксомоторный транспорт» и Министерство транспорта Московской области. Для такого гигантского транспортного узла, каким является Московский регион, этот документ имеет ключевое значение.
За рулем маршрутного такси можно встретить граждан практически со всего постсоветского пространства, многие из них не имеют московской регистрации. Встречаются перевозчики, работающие на нелегальных условиях (по некоторым сведениям их не менее шести).
В первую очередь предстоит составить уточненный перечень действующих городских и пригородных автобусных маршрутов в Москве и области; разработать проекты организации городских маршрутов; подготовить проведение конкурсов среди перевозчиков на право реализации принадлежащих Москве проектов организации (обслуживания) маршрутов с регистрацией и присвоением им эксплуатационных номеров; создать и запустить в эксплуатацию программное обеспечение для формирования общегородской базы данных о маршрутной сети и остановочных пунктах городского пассажирского автобусного транспорта с использованием электронной масштабной карты столицы.
Координацию деятельности перевозчиков различных форм собственности на регулярных автобусных городских маршрутах в условиях ограниченных ресурсов транспортной инфраструктуры призваны обеспечивать Межведомственные комиссии (МВК) по городским и пригородным автобусным перевозкам.
Их основными задачами являются: подготовка и проведение конкурсов на право организации регулярных автобусных маршрутов, выполняемых маршрутными такси; утверждение конкурсной документации; разработка и реализация мер по приведению в соответствие пропускной способности дорожно-уличной сети и посадочных зон количеству работающего там маршрутного подвижного состава; организация проверок работы маршрутных такси, а также условий, влияющих на безопасность перевозок и качество предоставляемых услуг, выявление и принятие в соответствии с действующим законодательством мер по пресечению работы в Москве маршрутов и перевозчиков, не зарегистрированных в установленном порядке. Последнее обстоятельство позволит избавиться от нелегалов и обеспечить гарантированное получение налогов в городскую казну.
Кроме того, на МВК возложено рассмотрение результатов проверок и принятие мер по устранению выявленных нарушений; регистрация маршрутов, занесение их в государственный реестр и присвоение им эксплуатационных номеров; выработка решений о приостановке или лишении права обслуживать данный маршрут перевозчиком; рассмотрение конфликтных ситуаций между перевозчиками в отношении обслуживания маршрутов; согласование экипировки подвижного состава и информационных остановочных указателей; регулирование количества подвижного состава и графика работы на маршруте по обращению перевозчика; утверждение конкурсной документации; поддержание паритетных условий участия перевозчиков Москвы и Подмосковья в обслуживании маршрутов; изменение тарифов на транспортное обслуживание и т.д.
Закономерно появление в данном документе Положения о порядке организации перевозок на городских и пригородных регулярных автобусных маршрутах, которое определяет последовательность этапов и условий взаимодействия перевозчиков, структур правительств Москвы и Московской области, контролирующих органов по организации регулярных автобусных маршрутов в городе Москве, проведению конкурсов на право их реализации (обслуживания) и осуществлению перевозки пассажиров. Здесь нашли отражение термины и определения, используемые в области маршрутных перевозок, требования к автобусам, оборудованию остановочных пунктов, расписанию движения, организации перевозочного процесса.
Так, например, маршрутное такси определяется как «автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров коммерческой организацией или предпринимателем без образования юридического лица, и имеющее не менее 8 мест для сидения, не считая места водителя». Кстати расписание отправления маршрутных такси от конечных пунктов, совпадающих с конечными пунктами маршрутов «Мосгортранса», должно быть согласовано с расписанием движения (действующих) маршрутов этой организации.
Анализ ситуации в сфере пассажирских перевозок наземным транспортом говорит о необходимости решения ряда задач. К ним можно отнести обеспечение безопасности и высокого качества перевозок за счет внедрения автобусов большей вместимости, снижение нагрузки на улично-дорожную сеть и остановочные пункты, применяя диспетчерское руководство коммерческими перевозками, планирование и учет работы коммерческих перевозчиков для проведения конкурса среди маршрутных такси с дотациями из бюджета, сохранение для населения социально приемлемых тарифов и льгот на перевозки.
Основными критериями конкурсного рассмотрения заявок претендентов являются опыт работы перевозчика на рынке пассажирских перевозок; наличие квалифицированных кадров руководителей, специалистов, обслуживающего персонала и водителей; возможности перевозчика по организации оперативного диспетчерского регулирования перевозок; присутствие сертифицированного подвижного состава, в наибольшей степени соответствующего специфике конкретных маршрутов; наличие договора обязательного страхования пассажиров, водителей и автогражданской ответственности; отсутствие задолженности и объем налоговых отчислений в городской бюджет.
Из сказанного получается, что коммерсанты, не способные выполнить перечисленные требования будут вынуждены уйти с рынка маршрутных перевозок или перепрофилировать свою деятельность. Впрочем, пассажиры от этого только выиграют.
Конкурсы будут проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Победителем конкурса по каждому маршруту может быть только один перевозчик, а закрепление за ним городского маршрута производится на срок от 1 до 3 лет.
Подтверждением того, что оказываемые пассажирам услуги соответствуют установленным требованиям, является положение о добровольной аккредитации организаций, занятых в сфере маршрутного такси. Эта мера, осуществляемая в заявительном порядке, позволяет обеспечить регистрацию и учет перевозчиков, защиту прав пассажиров как потребителей транспортных услуг, контроль качества и безопасности для жизни, здоровья и имущества пассажиров при предоставлении транспортных услуг.
Неотъемлемым условием договора на транспортное обслуживание в режиме маршрутного такси между Комитетом транспорта и связи Москвы, с одной стороны, и перевозчиком – с другой, является заведомое согласие последнего на адекватное взаимодействие со службой линейного контроля. Нельзя сказать, что сегодня эти мероприятия не проводятся, но их результаты не внушают оптимизма. Новая организация займется проверкой качества подготовки автомобилей к работе на линии (внешний вид, состояние и оборудование салона, экипировка автомобиля); выполнения водителями своих должностных обязанностей; правильности оформления путевой документации; состоянием и оборудованием конечных остановочных пунктов указателями, соблюдения трассы маршрута, графика движения и других положений паспорта маршрута. Под бдительный контроль попадут соблюдение порядка посадки-высадки и перевозки пассажиров, наличие в салоне автомобиля контрольно-кассовой аппарата или контрольных билетов, соответствующих требованиям, и контрольных билетов у пассажиров.
Свою лепту в улучшение качества работы частных компаний должно внести проведение открытых конкурсов по закреплению городских маршрутов за перевозчиками, осуществляющими обслуживание пассажиров в режиме маршрутного такси. При разработке этого положения учитывалась сложившаяся международная практика.
Не должен остаться вне поля зрения при осуществлении перевозок маршрутными такси переход к налогу на вмененный доход, что позволит увеличить финансовые отчисления в бюджет Москвы.
Постановление об основных направлениях развития городских и пригородных автобусных перевозок в Москве еще не принято, и для того чтобы это произошло, нужна политическая воля правительства столицы. К сожалению, решение по столь нужному для крупнейшего мегаполиса России документу, подготовленному еще в 2001 году, не принято. В Комитете по транспорту и связи правительства Москвы по данному вопросу не могут сказать что-либо определенное.
Надо признать, что в столице какого-либо противостояния в отношениях между муниципальными и коммерческими операторами, осуществляющими пассажирские перевозки, не существует. Факт, безусловно, отрадный. Однако есть ряд серьезных вопросов, которые необходимо решить. Эта работа направлена на выявление имеющихся недостатков и внедрения для их устранения новых управленческих технологий. Речь идет о совместном использовании остановок и насыщение маршрутов пассажирским транспортом вне зависимости от формы его собственности, а также принятие нормативно-правовых актов, регулирующих работу наземного пассажирского транспорта. При этом главным критерием, безусловно, является качество обслуживания населения и условия работы самих водителей, от которых во многом зависит безопасность движения. Совместно с коммерческими перевозчиками «Мосгортранс» старается осмысленно подходить к происходящим процессам и наладить регулярный обмен информацией, вскрывая недостатки. Форма собственности не должна являться препятствием при осуществлении пассажирских перевозок. Главный критерий в данном случае – качество оказываемых услуг. Это единая задача как «Мосгортранса», так и частных операторов.